Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ

Дата публикации: 2023-04-25 00:14:41
Статью разместил(а):
Бобкова Светлана Геннадьевна

Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ

Moral and patriotic education of children in preschool

 

Автор: Бобкова Светлана Геннадьевна

ГБДОУ "Детский сад № 35 Красногвардейского района", Санкт-Петербург, Россия

E-mail: kharicheva.nata@bk.ru 

Bobkova Svetlana Gennadievna

Kindergarten № 35, St. Petersburg, Russia

E-mail: kharicheva.nata@bk.ru

 

Аннотация: В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание дошкольников актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном возрасте очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности. Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре.

Abstract: At present, the moral and patriotic education of preschoolers is relevant and priority for the younger generation. Children in preschool age are very active, proactive, inquisitive, have amazing abilities for empathy, empathy. It is this time that is favorable for the development of patriotism and spirituality. Preschool age is an important period for the formation of personality, the period of development of ideas about a person, society, culture.  

Ключевые слова: патриотическое воспитание, дошкольники.

Keywords: patriotic education, preschoolers.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

История – это наука, которая привлекает к себе внимание людей всех возрастов.

Любой из родителей, который хочет всесторонне развивать своих детей, обязательно познакомит ребенка с основами истории. История - это не только факты и даты, она обладает событиями, которые много значат для жизни нашего общества. Но не нужно забыть, что речь идет о дошкольном возрасте, и трех-четырехлетний малыш, с трудом отличает то, что случилось с ним самим вчера от того, что было в прошлом году, как же ему рассказать и объяснить события давно минувших лет?

С каждым годом, подрастая, ребенок становится все любознательнее, ему очень интересно узнать, что было, когда их самих еще не было на свете.  Вспомним детские сказки, в большинстве из них встречается выражение «давным-давно». Так что же это за слово такое "давным-давно, и когда же оно было?" Вместе с этим вопросом возникают и многие другие, можно назвать самые распространенные: «Во что играли дети, когда мама была маленькой девочкой? Как одевались? Где жили?».

В связи с этим первые уроки истории – это истории мам, пап, бабушек, дедушек.  Начнем с простых вещей. В каждой семье есть та или иная вещь, которая передается из поколения в поколение, либо просто хранится с давних времен. И не важно семейная ли это реликвия или предмет не имеет никакой ценности, лишь просто жалко выкинуть. Уже сама это вещь и является историей, ведь она отражает какой-то отрезок времени в прошлом. Дети с одинаковым любопытством будут рассматривать и орден, которым был награжден дед за боевые заслуги, и швейную машинку на которой прабабку сшила свое первое платье, и брошку, которую мама носила в юности …

Как всем известно познание мира для детей в основном происходит с помощью ощущения, иными словами «на ощупь». Дайте малышу полюбоваться сокровищем, потрогать его, рассмотреть со всех сторон, сопровождая рассказами об этом предмете.
Каждый предмет будь то брошь или орден имеет свою история, какой-то отрезок времени. Рассказ о предмете можно начать с того, как он попал к вам в дом. Здесь очень важно объяснить ребенку, что каждая вещь имеет свою историю, и что, когда он немного подрастет у него тоже будет своя вещь с историей.

Немаловажную роль для детей играют картинки, на них изображены предметы, люди, события. Покажите детям на картинках какие игрушки были, расскажите, как с ними играли мальчики и девочки в давние времена. Можно узнать какие были раньше игрушки, а какие сейчас, если есть похожие можно их сравнить. Вернемся к сказкам, которые отражают стародавние времена. Пусть малыш попробует представить себе, как одевались сестрица Аленушка и братец Иванушка, Иван Царевич и Василиса Премудрая. Затем откройте любую русскую народную сказку и покажите какую одежду носили люди в разные эпохи. Если дома имеются фотографии времен бабушек и дедушек, то покажите их детям, пусть они посмотрят, как одевались в те времена, а если на них, кроме одежды изображены дом или предметы быта, то это ещё больше расширит кругозор детей о представлении как же раньше жили люди.

Ребенку пяти-шести лет будет интересно сходить в музей. Не стоит заострять внимание на исторических событиях эпохи, малыш вряд ли поймет, о чем идет речь. А вот узнать, как как выглядели "давным-давно" печки, колодцы, как обходились люди без водопровода, телевизора, телефона, машин и компьютеров ему будет очень интересно.

Если вы живете в городе, где здания сохранили свой исторический архитектурный вид, то прогуливаясь по таким местам, пусть ребенок дотронется к древней каменной кладке замка или башни. Прикосновения лучше всего помогут малышу понять, что означает «давным-давно».

Конечно, пока ребенок не пошел в школу, систематические знания по истории не нужны, главное ощутить время, осознать связь эпох и роль ребенка и его семьи в мировой истории.

Первыми уроками истории для малыша должны стать экскурсы в историю вещей. Выбираем предметы, которые знакомы и понятны, и начинаем объяснять. Например, возьмем кровать. Спрашиваем у малыша: «Что такое кровать?» Конечно, он сможет дать элементарный правильный ответ. Затем начинаем рассказывать, что когда-то на земле жили первые люди (сейчас их называют «первобытными»), у которых еще не было кроватей! Интересно, на чем же они спали? Обязательно выслушиваем версии ребенка (солома, охапки травы, звериные шкуры), с чем-то соглашаемся, с чем-то спорим. А потом рассказываем, как вообще появились кровати, показываем картинки с изображениями первых спальных мест, сравниваем и отмечаем, что они не всегда были такими удобными, как сейчас (так в Древнем Египте, исторической родине современных кроватей, основание делалось из сетки, сплетенной из жестких ремней и веревок). Постепенно в своем рассказе доходим до описания современных кроватей. С такой привязкой к хорошо знакомым вещам ребятам гораздо проще понять и представить себе историю как некий протяженный во времени отрезок. Конечно, такие просветительные уроки требуют специальной подготовки. Как просто и доступно сделать исторический экскурс, вам подскажет, например, мультсериал «Фиксики» (серия «История вещей»).

О важности приобщения дошкольника к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является, игра.   Особенность русских народных игр имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.

Народный праздник является большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

Формирование исторических знаний о Родине, необходимо начинать с развития у детей знаний о родном крае, воспитании любви к нему и формировании нравственных качеств. В совокупности, это может дать формирование и развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста об истории того места, где живет ребенок. Также помимо прочего, рассматривая и изучая события прошлого, происходит анализ и синтез знаний о прошлом, с современными знаниями, а значит, происходит активное развитие мыслительной деятельности. Таким образом, изучая историю родного края, ребенок плавно, и в то же время системно подходит к изучению истории своей Родины.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Огромное значение имеет ознакомление детей с историей родного края. Давая знания и воспитывая в детях любовь к Родине, к городу, к людям, природе, животным – мы воспитываем в ребенке настоящую личность, частицу нашей Родины.

В настоящее время заметно увеличивается интерес к подлинно народной культуре, древним традициям и обычаям. Никто из нас не может в полной мере чувствовать себя патриотом родной земли, хотя бы время от времени, не обращаясь к истокам мудрости живой старины. Всем интересно история родного края. Что было, 100-200 лет назад?  Мы живем в таком самобытном крае, где идет переплетение культур, традиций.

История — предмет крайне увлекательный и полезный. Сколько всего можно узнать, окунувшись в стародавние времена! И так хочется поделиться этими знаниями с малышом!

Но вот беда: маленькие дети плохо ориентируются во времени. Они с трудом различают сегодня, вчера и завтра, что уж говорить о веках и тысячелетиях.

Но выход есть. Если вам не терпится погрузить малыша в историю, мы подскажем, что надо делать.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС устанавливает формы работы с детьми:

- занятия в соответствии с темами;

- увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов);

- работа с родителями;

- экскурсионные поездки по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок.

Процесс воспитания патриотизма следует начинать с раннего возраста, именно в тот момент, когда у ребенка закладываются основы личностных ориентиров. В таком случае, все яркие воспоминания и впечатления, связанные с патриотическим воспитанием, сделают его истинным защитником своей страны.

С воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детском саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.

Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички - все это Родина. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

Вот поэтому, передо мной стоит ответственная задача – научить детей с детства любить природу, любить Родину.

В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, я прививаю детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подвожу ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа. Приобщаю детей и к культуре своего народа (русские народные праздники), поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. С младенчества ребенок слышит родную речь. Даю детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки. Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаю их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

 

. . . . . . .