Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Совместное чтение для решения вопросов обучения и взаимопонимания

Дата публикации: 2023-04-11 21:06:37
Статью разместил(а):
Андреев Владимир Иванович

Совместное чтение для решения вопросов обучения и взаимопонимания

Collaborative reading to address learning and mutual understanding issues

 

Автор: Андреев Владимир Иванович

Частная школа "Обучение в диалоге", Санкт-Петербург, Россия

E-mail: nikitdr@gmail.com

Andreev Vladimir Ivanovich

Private School "Obuchenie v dialogue", St. Petersburg, Russia

E-mail: nikitdr@gmail.com

 

Аннотация: В статье приводятся все преимущества организации совместного чтение. Среди них оказание помощи по партнеру по чтению, появление доверия друг к другу, формирование взаимного межличностного интереса, тренировка памяти и развитие умения создавать и удерживать внимание. Автор статьи возвращает педагогических работников к обучению чтению детей и взрослых в парах сменного состава. Статья актуальна и полезна широкому кругу читателей в связи с необходимостью формирования функциональной, в том числе читательской грамотности.

Annotation. The article presents all the benefits of organizing shared reading. These include helping a reading partner, building trust in each other, developing mutual interpersonal interest, training memory and developing the ability to create and retain attention. The author of the article returns educators to teaching reading to children and adults in shifting pairs. The article is relevant and useful to a wide range of readers due to the need to develop functional, including reading literacy.

Ключевые слова: частная школа, обучение в диалоге, педагогическое сотрудничество, работа в парах, обучение внимательному чтению.

Keywords: public school, learning in dialogue, pedagogical cooperation, working in pairs, learning to read attentively.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Совместное чтение основано на методике медленного вдумчивого чтения по абзацам. Данная методика предполагает прочитать, подумать и озаглавить абзац. И довольно часто, когда мы смотрим, как наши дети и учителя озаглавливают абзацы, довольно трудно договориться, люди не всегда понимают свою задачу. 

И вот такой простой шаг: найти ключевые фразы, согласовать с партнёром и выделить основную мысль текста, — казалось бы, это просто, но мало где этому учат. В начальной школе учителя об этом говорят. Но если показать чёткую последовательность действий, как именно работать с текстом и искать основную мысль, вот тогда начинается уже технология. И тогда мы можем говорить о том, что ребёнок с большей уверенностью будет разбираться в тексте.

Эта программа тренирует не только умение читать, но и мышление ребёнка. В принципе, алгоритм один и тот же: вы смотрите в текст, находите в нем основные, ключевые слова, прочитываете информацию, формулируете основную мысль и записываете её. Что в этот момент происходит? Вы тренируете способность находить, выделять главные слова в тексте, обсуждать новую информацию.

В процессе такого чтения узнаешь очень быстро того, с кем читаешь в паре. Представьте, что вы общаетесь со своим ребёнком. В обычной жизни вы не всегда знаете, о чем он думает, что  у него в   голове. А  в  этом  процессе  вы  можете общаться с ним ближе, чем обычно, узнавать что-то новое о нём.

Анализируя текст, каждый человек раскрывает свои ценности, что именно он выделил для себя, что для него значимо в этом тексте. И тогда начинается диалог! То самое общение, которого так не хватает нам всем в семье.

Благодаря технике чтения вы открываетесь навстречу друг другу и даёте возможность взаимно принять помощь друг друга. 

Потом мы говорим, что у детей, как и у родителей, дефицит общения. Да, дети сидят в гаджетах, занимаются своими делами. Почему? Потому что нет предмета для общения, нет общей темы для разговора с родителями. Как только такой предмет возникает в семье, мы все с удовольствием общаемся. Если мы обеспечим вот эту небольшую помощь друг другу в чтении, у нас возникает и возможность чуть-чуть проконтролировать, и больше общаться. Конечный итог — пробуждается интерес и друг к другу, и вообще к жизни. 

Чтение в парах сменного состава, помимо того, о чем я уже сказал, развивает навык концентрации внимания. 

Часто у детей наблюдаем рассеянное внимание. Это распространённая  проблема,  когда  ребёнку  трудно сосредоточиться, он отвлекается. Причин масса. Но если не останавливаться на причинах, а найти решение, как это исправить, то наша методика способствует росту внимания. 

Если во время этой практики мы сделали четыре смены пары, то на каждый абзац текста мы тратим семь-восемь минут.                 Потом происходит смена пары. Внимание поднимается шаг за шагом, как по лесенке. Сила и энергия внимания при этом возрастает. Каждый, кто участвует в чтении, может это почувствовать. И если вы меня спросите о результатах моей практики, а я 20 лет так читаю, моё внимание полностью в моих руках, я его в руках держу. И я знаю, что могу тренировать своё внимание. Я уверен в том, что я его создаю. 

Главное для ребёнка — научиться управлять своим вниманием. И технология медленного вдумчивого чтения служит данной цели.

В школе мы тренируем на уроках, с учителями работаем, но у каждого это по-своему происходит. Результат один. Вопрос только в том, что у кого-то получается быстрее, и человек чувствует, что он, как атомный реактор, может создавать своё внимание. У кого-то процесс идёт медленнее.

При этом создаётся концептуальное понимание текста. Это тоже важно: вы можете взглянуть на тему с разных точек зрения, увидеть многогранность темы.

Обратите внимание: на работу в одной паре отводится 15 минут. Я уже говорил, как важно поддерживать уровень внимания. Если слишком долго человек останавливается на одной теме, становится неинтересно. Потому что самое главное чудо этой практики и способа общения заключается в том, что у вас растёт внимание. А это достигается только за счёт смены партнёров в парах.

Вы прочитали три абзаца за 45 минут. Плюс вы ещё девять текстов узнали. Не просто фрагментов текстов, а книг – их вам пересказали. В этот момент у вас огромный объём внимания активизируется. 

И это произошло легко, потому что люди, которые с вами делились своими книгами, уже много раз рассказывали об этом, образно, уверенно передают вам своё знание. Вот что происходит. Это реальная технология, которая помогает поддерживать и увеличивать внимание.

Дальше — основная мысль, как её формулировать. Если что-то у ребёнка не получается, значит, нужно с ним проработать снова ключевые слова, прояснить их. Из ключевых слов составляем основную мысль абзаца. Если не получается проработать большой абзац, уменьшите его до одного предложения, чтобы найти согласие. Это важно.

Что ещё нужно для положительного эффекта от чтения? Нужны словари. Желательно иметь дома вот эти три словаря: толковый словарь, словарь иностранных слов и этимологический словарь.

Даже удивительно, что для многих детей и взрослых не столько важны сами значения слов, сколько понимание, откуда они произошли. Не все тянутся к этому знанию, но есть такие дети. Может быть, у них лингвистические способности. 

Могу привести свой пример. Встретилось слово «кукушка». Я все время думал о нём, почему-то оно меня зацепило. Мне даже было смешно сказать, что я не понимаю, что такое кукушка. Начал искать этимологию слова. И вдруг — взрыв счастья: оказывается, слово «кукушка» произошло от подражания звуку «ку-ку». А дальше, как выяснилось, отсюда образовалось слово «скука». Это вообще сказка! У этих слов, оказывается, один источник. То есть, человек, который скучает, он с «ку-ку».

Человек может обидеться, но что поделать, извините, почитайте этимологический словарь. Очень интересно, что во время чтения каждый обращает внимание на свои какие-то темы, слова, открытия. И этот интерес поднимает внимание человека из царства серости.

Вы получите огромное удовольствие от общения друг с другом, поверьте. И будете радоваться тому, что было такое общение между вами, конструктивное, разумное. 

 

. . . . . . .