Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Особенности работы с одарёнными детьми в ДОУ

Дата публикации: 2023-04-04 19:53:04
Статью разместил(а):
Коваленко Анна Григорьевна

Особенности работы с одарёнными детьми в ДОУ

Features of working with gifted children in pre-school institutions

 

Автор: Коваленко Анна Григорьевна

ГБДОУ "Детский сад № 23", Санкт-Петербург, Россия

E-mail: anet290888@mail.ru

Kovalenko Anna Grigorevna

Kindergarten 23, St. Petersburg, Russia

E-mail: anet290888@mail.ru

 

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме развития одаренных детей в условиях ДОУ. В статье раскрываются методы и приемы развития одаренности и талантов у детей дошкольного возраста.

Abstract: The article is devoted to the actual problem of the development of gifted children in the conditions of pre-school education. The article reveals the methods and techniques for the development of giftedness and talents in preschool children.

Ключевые слова: одарённость, дети дошкольного возраста, развитие способностей.

Keywords: giftedness, preschool children, development of abilities.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Тема детской одаренности в настоящее время стала актуальной и значимой в дошкольной педагогике и занимает одно из ведущих мест. Интерес к данному феномену достаточно высок. Это объясняется значимостью способностей для развития личности и возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению задач, способных созидать новое в различных сферах жизни. 

Педагог, впервые встречающий в своей практике одаренного ребенка, нередко испытывает определенные трудности, поскольку взаимодействие с такими детьми весьма незаурядно и требует особых знаний и особого подхода.  Педагоги должны быть особенно внимательны к таким детям, так как, если не будут созданы соответствующие условия, зачатки одаренности могут постепенно угаснуть. 

Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве, но на самом деле все с точностью наоборот.

Как можно в условиях детского сада помочь одаренному ребенку?

• Создать такие условия в группе, чтобы дошкольник ходил в детский сад с большой радостью, зная, что там его очень ждут. Для этого вместо стандартных требований к такому ребенку нужен именно индивидуально-личностный или личностно-ориентированный подход.

• Учитывая, что в дошкольном возрасте авторитет воспитателя в группе для воспитанников велик, необходимо добиться, чтобы ровесники не критиковали своего одаренного сверстника за его «неуклюжесть», несовершенство движений и отставание на физкультурных занятиях (не имеется в виду спортивная одаренность), а радовались бы тому, что малыш может сам выдумать сказки, спеть, как взрослый, и т.д., желая с ним подружиться. При этом воспитатель должен способствовать также тому, чтобы у одаренного малыша было бы как можно меньше проблем при общении со своими ровесниками, чтобы они не завидовали ребенку, что он в чем-то гораздо лучше их, а гордились тем, что он посещает их группу.

• Если у одаренного ребенка отмечается отставание в моторной деятельности, нагружать его на физкультурных занятиях лишь посильными для него заданиями, чтобы неумение дошкольника не осуждали другие дети в группе.

• В любом случае, если воспитатель сможет добиться того, чтобы малыш не страдал от своей «беловоронности» в детском саду, у него гораздо меньше проблем будет потом и в школе.

• Когда ребенку угрожает социальная изоляция на фоне неумения общаться с другими детьми в группе, из-за чего он пытается «не высовываться», скрываясь в своей скорлупе, желательно, чтобы воспитатель способствовал совместной игре его со своими ровесниками и помог найти ему хотя бы одного друга. Для этого взрослые, родители и воспитатели должны научить малыша знакомиться с другими детьми, а не смиряться со своим одиночеством.

• В тех случаях, когда дошкольник стесняется своих успехов, хвалить его за эти успехи, но так, чтобы не подчеркивать превосходства ребенка над своими ровесниками.

Еще хотелось бы отметить, что наличие высокого творческого потенциала не исключает возможности слабого развития тонкой моторики рук, недостаточное развитие моторной координации, а это значит, что не следует ожидать успехов ребенка во всех занятиях. И здесь хочу привести конкретный пример из своей практики.

Чудесная, творческая девочка Мария, пришла к нам в среднюю группу. Она обладала достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. Ребенок был активен, всегда в поиске новой информации, стремилась задавать вопросы и экспериментировать, а еще она безумно любила театр. Практически каждый понедельник она приносила в группу новую программку со спектакля, который они посетили на выходных с мамой, и мы с удовольствием слушали пересказ и её впечатления. При пересказах, описаниях предметов в её речи отмечалась четкость изложения, завершенность высказываний. Она развернуто рассказывала о своих впечатлениях и чувствах. Могла легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта, при всем при этом стремилась вызывать эмоциональные реакции у других людей, с большой легкостью драматизировала, передавала чувства и эмоциональные переживания.

Но была и вторая сторона медали, она отставала на физкультурных занятиях и у нее были физиологические особенности: самая маленькая, худенькая, да еще и ко всему аллергия на «глютен». В детском саду она не ела булку, печенье, некоторые каши и даже суп с лапшой. Было очень тяжело. Кстати, выпустившись из нашего сада, девочка пошла учится в платную православную школу при каком-то храме, это было её желание, которое поддержали родители.

Следовательно, можно сделать вывод, что у части детей, исключительно одаренных в какой-либо одной области, действительно отмечается ярко выраженная неравномерность психического развития т.е диссинхрония, которая прямо влияет на личность в период ее становления и является источником многих проблем необычного ребенка.

Для таких детей достаточно типичным является значительное опережение в умственном или художественно-эстетическом развитии. Понятно, что все другие психические сферы — эмоциональная, социальная и физическая — не всегда поспевают за таким бурным ростом, что приводит к выраженной неравномерности развития.

 

. . . . . . .