Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Проблемы социализации студентов в условиях цифровой экономики

Дата публикации: 2023-04-04 16:36:18
Статью разместил(а):
Гасанова Земфира Бейдуллаховна

Проблемы социализации студентов в условиях цифровой экономики

Problems of students' socialization in the digital economy

Авторы:

Гасанова Земфира Бейдуллаховна

к.п.н., доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО РЭУ им.Г. В. Плеханова, г. Москва, Россия

E-mail: Gasanova.ZB@rea.ru

Gasanova Zemfira Beydullahovna

Ph.D., Associate Professor of the Department of Psychology RUE named after G. V. Plekhanova, Moscow, Russia

E-mail: Gasanova.ZB@rea.ru

Гасанов Магомедали Изафидинович 

Высшая школа права ФГБОУ ВО РЭУ им.Г. В. Плеханова, г. Москва, Россия

Hasanov Magomedali Izafidinovich

Higher School of Law RUE named after G. V. Plekhanov, Moscow, Russia

Аннотация: В статье анализируются формы воздействия цифровых технологий на трансформацию социальной адаптации и коммуникации студентов с целью поиска необходимых ресурсов. Актуальность темы обусловлена сложностью социализации студентов в новых условиях цифровизации общества, все возрастающего влияния медийных структур на качественную сторону общественной жизни, на сферу духовных ценностных ориентаций, на установление межличностных отношений в различных социальных средах.

Abstract: The article analyzes the forms of the impact of digital technologies on the transformation of social adaptation and communication of students in order to find the necessary resources. The relevance of the topic is due to the complexity of the socialization of students in the new conditions of digitalization of society, the ever-increasing influence of media structures on the qualitative side of public life, on the sphere of spiritual value orientations, on the establishment of interpersonal relationships in various social environments.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, социализация, коммуникативная среда, цифровая экономика.

Кeywords: socio-psychological adaptation, socialization, communicative environment, digital economy.

Тематическая рубрика: Гуманитарные науки.

Современная геополитическая ситуация, процессы глобализации, трансформация общечеловеческих ценностей детерминируют масштабные изменения в современном образовательном пространстве. Образование всегда выполняло функцию транслятора не только воспитательной и развивающей функции педагогического процесса, но и социокультурной. Формирование социокультурной идентичности российской молодежи происходит в сложных условиях санкций со стороны западных государств, трансформируются традиционные российские ценности. Решение данной актуальной проблемы зависит не только от выработки правильной политики государства в области формирования устойчивых социальных ценностей через институты социализации - дошкольные образовательные учреждения школы, вузы, учреждения дополнительного образования, спортивные школы, но и через различные факторы и обстоятельства (социализация, особенности характера, влияние субкультур, социально-экономические и психологические факторы и др.).

Проблема социализации студентов в современном обществе определяется особенностями социального и духовно-нравственного развития государства, глобализацией всех процессов в мировом пространстве, с одной стороны, и индивидуализацией личности — с другой, девальвацией морально-нравственных идеалов в общественном сознании в течение длительного времени, утратой молодежи многих подлинных ценностных ориентаций, преобладание прагматических взглядов.

Социально-психологическая адаптация студентов является значимой в процессе профессионального становления высококвалифицированных специалистов, так как напрямую влияет на успешность их обучения, умение наращивать социальные связи и формировать необходимые профессиональные компетенции в цифровом мире. Цифровая экономика достаточно подвижна и поэтому очень быстро на рынке труда появляются новые профессии, и упраздняются другие, теряющие свою значимость и востребованность. Соответственно, под влиянием достаточно быстрых преобразований меняются и требования к подготовке кадров, к их профессиональным умениям и навыкам. Все более ценным для работодателя становится сотрудник, обладающий не только профессиональными компетенциями в области hard skils, но и в области soft skills - умения ладить с людьми, работать в команде и выстраивать успешные коммуникации.

Россия прочно интегрирована в мировое пространство, но мы должны четко сознавать, что ее роль и место в современном мире будут зависеть от того, сумеет ли наша страна встать в число наиболее развитых государств. А один из этих признаков - забота о научных кадрах. В эпоху глобальных изменений и цифровизации общества подготовка кадров является одной из важнейших составляющих процессов становления благополучия страны и ее роли в международном мире. Таким образом, становится актуальным исследование влияния социально-психологических факторов на адаптацию студентов на 1 курсе, так как в этот период психика студентов наиболее уязвима, они вступают в новую взрослую самостоятельную жизнь, впервые покидают родительский кров, должны сами налаживать быт и строить социальные связи с новыми людьми, что приводит к сильнейшему внутреннему психологическому напряжению и стрессу.

Цифровизация является одним из приоритетных направлений развития общества и системы образования, в частности, которое чётко обозначено в программных документах и всесторонне поддерживается государством. Приоритетный национальный проект «Образование», федеральный проект «Цифровая образовательная среда» призваны изменить, усовершенствовать систему российского образования, внедрить и обеспечить эффективность использования новейших цифровых технологий в процессе обучения.

Процесс цифровизации неизбежно меняет структуру занятости населения и образовательную среду как поставщика кадров, которые будут работать в совершенно иных по сравнению с прежними условиях. Учитывая высокую подвижность и переменчивость современной ситуации как в геополитической и экономической жизни страны, так и в сфере высшего образования, существует необходимость изучения проблемы социально-психологической адаптации студентов с учетом происходящих изменений. При этом, учитывая скорость происходящих изменений, достаточно сложно в настоящее время оценить весь спектр вызовов и проблем, которые встают перед сферой высшего образования.

Доступность и открытость информационных порталов, отсутствие цензуры и свобода пользования интернет-ресурсов имеют как позитивные, так и негативные последствия. Отсутствие возможности проверить достоверность приводимых на них данных, ясных критериев в осуществлении отбора содержания в информационном потоке современного мира создает информационное поле повседневного существования современного индивида, не просто не выполняющее социализирующие функции, но и несущее заряд его интеллектуального разрушения и маргинализации. Современные исследования позволяют сделать вывод, что человечество сталкивается с неконтролируемым процессом техногенного порабощения людей, подчинения их сознания манипуляционным практикам и ограничения свободы мысли и свободы использования времени.

В условиях цифровизации и глобализации общества происходит трансформация обучения, возникает потребность в формировании новых ценностей, профессиональных компетенций, умений работать с цифровыми технологиями. Соответственно, под влиянием достаточно быстрых мировых преобразований меняются и требования к подготовке кадров. С одной стороны, необходимы «многостаточники», специалисты умеющие решать много задач в условиях неопределенности, а с другой стороны, узкие специалисты в той или области, профессионалы высокого уровня. 

Впервые остро проблема социализации студентов 1 курса проявилась в эпоху пандемии в 2020 г. в связи с переходом образовательных учреждений на дистанционные формы обучения, так как вызвала сильнейший страх и панику у всех людей не только в нашей стране, но во всем мире.

Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 в 2019-21 годах затронула системы образования во всех странах мира, независимо от экономического и социального положения. Изменения коснулись формата обучения, во многих странах массово закрывались школы и вузы, вынужденные переходить на дистанционное обучение.

Сложная ситуация в мире в связи с короновирусной пандемией, огромный поток негативной информации  и нагнетание ситуации через средства массовой информации, большое количество смертей от болезни, паника населения, психологический дискомфорт от того, что люди были заперты в домах, закрытие границ и перевод различных учреждений, организаций и образовательных  институтов в дистанционный формат привели к психологическим проблемам у многих студентов 1 курса, оторванных с одной стороны от родных и близких, с другой стороны- от академического сообщества.

Сферу высшего образования можно назвать одной из основных сфер, которую серьезно затронула пандемия. Качественный переход в онлайн-формат обучения во многих случаях предполагает наличие курсов повышения квалификации, индивидуальной работы с преподавателями, переработки содержания курсов и пр., что также требует дополнительных ресурсов.

Социально-психологическая адаптация студентов в период пандемии проходила в сложных социально- психологических условиях в связи с ограниченными возможностями в общении с одногруппниками, преподавателями и необходимостью применять самоменеджмент при дистанционном обучении.

Многие студенты при поступлении в вуз попадают в новые условия, так как приезжают из регионов в мегаполисы, где совершенно другой уклад жизни, ценностные ориентации и субкультура у молодежи. С первых дней обучения в вузе возникают различные сложности в социализации и адаптации: получение авторитета среди сокурсников, установление межличностных отношений, включение в новые референтные группы. Так же  студентам из регионов приходится решать и много других социально-бытовых сложностей самостоятельно, без родителей, при этом у многих отсутствует такой практический опыт жизни: квартирный вопрос, умение вести хозяйство самостоятельно, планировать бюджет, распоряжаться грамотно финансами, и т. д. Таким образом, социализация и адаптация  студентов первого курса проходит в сложнейших условиях на всех уровнях: экономическом, социальном, психологическом, физиологическом, академическом.

Как правило, вчерашние ученики одиннадцатых классов уже имеют, определенные установки, шаблоны поведения из чего складывается их собственная, хоть и достаточная шаткая и довольно уязвимая картина мира.

Столичная молодежь, особенно в вузах хорошего уровня, поражена гедонистическим образом жизни, являющимся чуждым для приезжих студентов, что обычно приводит как к недопониманию, так и к конфликтам между учащимися. В качестве облегчения симптомов можно рекомендовать студентам занятия спортом или чтение книг, но, как правило, большинство студентов предпочитают тусовки с употреблением алкогольной и табачной продукции, что является не более чем обычным эскапизмом, а значит, представляет собой лишь бегство от проблемы, а никак не её решение. 

У многих студентов жизнь вдали от родителей и старых друзей вызывает экзистенциальный страх и панику, что является нормальной реакцией лимбической системы организма человека на принципиально новую среду и отсутствие “своих” в идентификации “свой-чужой”. В большинстве своём этот страх подкрепляется эффектом новизны и чуждости происходящего, а значит, формирование привычки к самостоятельному образу жизни поможет решить проблему неприспособленности новоиспеченного студента к новой нормальности. С поиском друзей все обстоит несколько сложнее на 1 курсе, как раз таки в силу обстоятельств, упомянутых выше, но стоит помнить, что существует возможность объединения студентов на почве непринятия норм и моралей, исповедующихся остальными учащимися, создание своих сообществ.

Всё большее распространение получает явление эскапизма – добровольное ограничение человека от реального участия в публичной сфере, потеря идентичности, а также целостного представления о мире. Распространенным инструментом дискурсивной диверсии в структурировании массового сознания выступает «модная тенденция» на примитивный, односложный стиль выражений, «клиповую форму» обработки и осмысления содержания информационного контента, «криминальный жаргон» и даже брань как норму коммуникации и общения в публичном пространстве. Это может привести к закреплению в сознании ложных ценностей и понизить культуру не только передачи, но и использования информации. О.Д. Шипунова считает, что «когнитивная установка на примитивизацию сознания при наличии расширенных возможностей информационно-интеллектуальной технологии воздействия работает на лучшую управляемость массовым поведением, но в то же время и на общую интеллектуальную деградацию всех слоев населения в перспективе» .

Быстрая, а главное - качественная адаптация к новой окружающей среде критически важна для социализации студента. От неё зависит производительность труда и количество усваиваемой информации. Большинству молодых парней и девушек, особенно при разлуке с родителями и друзьями, необходимо чувствовать эмоциональную поддержку, которая, в свою очередь, может послужить вдохновением и раскрыть самые потаённые таланты человека.

Важно то, что адаптированный молодой человек активно вовлекается во все виды учебной и общественной деятельности студенческой жизни, у него успешно формируются профессиональные компетенции и социальные связи. К сожалению, может быть и другая крайность, из-за неуспешной социализации происходит дезадаптация и студент становится раздражительным, недисциплинированным, а порой и агрессивным, неблагополучно складываются отношения с однокурсниками и могут проявляться признаки девиантного поведения и депрессивного состояния психики, что в конечном итоге сказывается на неуспешности обучения, болезни и отчислении из вуза.

Также не стоит забывать и о том факте, что адаптация студента 1 курса происходит одновременно в двух измерениях – реальном мире и виртуальном. Реальная среда приземляет его и требует проявления его активности в учебе, науке, спорте и общении со сверстниками, в то время, как в виртуальном мире, студент может расслабиться и потеряться  в информационном потоке, не предпринимая каких-либо потуг, как в реальном мире.

Исходя из вышесказанного, мы приходим к выводу, что в современных  условиях цифровой экономики, вуз является платформой для успешной социализации студентов в новом социальном пространстве, раскрытии их адаптационных возможностей и способностей достигать целей в сложном меняющемся мире и становлении  высокопрофессионального специалиста в конкурентных условиях цифровизации общества.

 

Список литературы:

1. Абдуллаева З.Б. Региональные особенности развития начальной школы с полиэтническим составом учащихся (на примере Республики Дагестан) диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Дагестанский государственный педагогический университет. Махачкала, 2003.

2. Везиров Т.Г., Абдуллаева З.Б. Интеграция в сфере национальных систем образования как принцип модернизации современного образования. Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 5. С. 30-33.

3. Гасанова З.Б. Роль электронных образовательных ресурсов в условиях пандемии. Инновационные технологии в образовании. 2021. № 1 (6). С. 54-60.

4. Гасанова З.Б. Применение электронных образовательных ресурсов в условиях коронавирусной пандемии. Трансформация моделей образования: Уроки пандемии. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Плехановский форум преподавателей». 2021.Издательство: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (Москва), с.35-40.

5. Гасанова З.Б., Пожарская Е.Л. Социально-психологическая адаптация студентов в условиях цифровой экономики. //Экономика и предпринимательство. 2022. № 7 (144). С. 1014-1018.

6. Гасанова З.Б. Роль социально-культурной среды как фактора обновления содержания образования. В книге: Влияние качества образования и обучения на формирование личности. Материалы региональной научно-практической конференции. 2004. С. 68-72.

7. Гасанова З.Б., Гасанов М.И., Пожарская Е.Л., Барахтенко А.А. Социально-психологические условия формирования контркоррупционных мер в сфере государственных закупок. Экономика и предпринимательство. 2022. № 9 (146). С. 1464-1467.

7. Поличка А.Е. Методические подходы организации адаптации обучаемых вуза к изменчивым условиям электронного обучения// Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3.

8. Шипунова О.Д., Мурейко Л.В. Когнитивные сценарии в конструировании массового сознания // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 3 (250). С. 93–101. DOI: 10.5862/JHSS.250.11.

9. Шипунова О.Д. Инструменты дискурсивной диверсии // Петерб. весна культуры: матер. междунар. форума. 19–20 мая 2016 г. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. С. 84–85.

 

. . . . . . .