Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Формирование читательских умений на уроках литературного чтения в начальной школе

Дата публикации: 2023-03-23 17:17:15
Статью разместил(а):
Мещерякова Галина Сергеевна

Формирование читательских умений на уроках литературного чтения в начальной школе

Formation of reading skills in the lessons of literary reading in primary school

 

 

Автор: Мещерякова Галина Сергеевна  

МАНОУ «ОК «Слобожанщина», Белгородская область, Россия

e-mail: rybtsova25@mail.ru

Mescheryakova Galina Sergeevna

Belgorod Oblast, Russia

e-mail: rybtsova25@mail.ru 

 

Аннотация: В данной статье описаны методы и приемы развития читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения в начальной школе.

Annotation: This article describes the methods and techniques for developing the reading skills of younger students in the lessons of literary reading in elementary school.

Ключевые слова: читательские умения, текстовая информация, чтение с пометками, ассоциативный куст, словарная работа.

Keywords: reading skills, textual information, reading with notes, associative bush, vocabulary work.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

Учителя должны создать благоприятные условия для развития читательских умений младших школьников, овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.

При чтении художественного текста проблема заключается в том, что младший школьник не может правильно выделить главную мысль (то, о чем говорится в тексте). Для того чтобы решить эту проблему у младшего школьника должны быть сформированы читательские умения, которые помогут ему овладеть навыками смыслового чтения.

Задачей образования является формирование умения читать учебную, справочную, научно-познавательную, документальную, мемуарную литературу. В зависимости от специфики учебного материала, на котором происходит обучение чтению, учитель должен научить читать разные тексты разными способами.

Необходимо сформировать правильную читательскую деятельность младшего школьника. Именно деятельность, а не отдельные действия читателя. Без удовлетворительного навыка чтения, которым овладевает первоклассник, нельзя успешно осуществлять дальнейшее обучение. Поэтому ученик должен научиться  не только правильно читать по слогам и предложениям, он должен понимать, что он читает, что нового, интересного он для себя узнал. Зная и понимая это, учитель должен создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения.

Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо формировать читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе обучающиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

На вопрос о том, что же такое читательские умения, пытался ответить еще К.Д. Ушинский, основоположник методики классного чтения. Он видел одну из задач обучения в том, чтобы приучить детей к самостоятельной беседе с книгой, и выдвигал два требования при чтении художественных произведений: «первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы они его почувствовали».

В современной методике литературного чтения подходы к определению читательских умений сформировались. Кто-то предлагает больший, кто-то меньший перечень читательских умений, которыми должен овладеть младший школьник.

Так, М.П. Воюшина и Т.Г. Рамзаева предлагают следующую систему читательских умений при анализе произведения:

1) умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;

2) умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;

3) умение устанавливать причинно-следственные связи;

4) умение воспринимать и оценивать образ-персонаж;

5) умение видеть авторскую позицию;

6) умение осознавать идею произведения.

Методы и приемы развития читательских умений.

Основные методы работы над формированием осознанного чтения были разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал различный подход к чтению научно-популярных статей и к чтению художественных произведений, разработал принципы проведения бесед в зависимости от вида произведения, дал конкретные указания о специфике работы над произведениями фольклора и баснями. Огромную роль в занятиях по чтению отводил К.Д. Ушинский наблюдениям за жизнью природы и требовал использовать наглядность при чтении, считал наглядность основным принципом обучения отечественному языку. Созданная Ушинским система получила название «Объяснительное чтение».

В современной практике заслуживает внимание методика продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской, которая в полной мере помогает наладить эффективную работу по формированию смыслового чтения.

На уроках литературного чтения современный учитель имеет возможность воспользоваться стратегией смыслового чтения - различными комбинациями приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Приемы развития читательских умений:

1. Прием «Ассоциативный куст»: учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. На основе данных ассоциаций обучающиеся могут предположить, о чем будет говориться в тексте.

2. Чтение с пометками. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

- знакомая информация

- новая информация

- я думал (думала) иначе

- это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

Этот прием дает возможность ученику – классифицировать информацию, формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.

3. Синквейн. – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация. Структура синквейна:

Существительное (тема).

Два прилагательных (описание).

Три глагола (действие).

Фраза из четырех слов (описание).

Существительное (перефразировка темы).

Данный прием позволяет учащимся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

4. Работа со словом. Словарная работа должна вестись на каждом уроке литературного чтения и ей надо уделять должное внимание. Словарную работу можно разделить на 3 вида:

- работа с незнакомыми словами;

- работа со словами-ключиками;

- работа со словами – образами.

Словарная работа заключается в следующем: при чтении текста обучающиеся выделяют слова, которые им не понятны, или слова, в которых скрыт какой-то образ. Данный прием поможет обучающимся определить правильное лексическое значение слова, понять, почему автор использовал именно такое слово в тексте, что он хотел сказать читателю. 

Читательские умения, сформированные в начальной школе, наряду с другими умениями  обеспечат успешность обучения при переходе на ступень основного обучения, обучающийся должен в совершенстве овладеть данными умениями.

Таким образом, приемы, направленные на развитие навыка чтения помогают ребенку не только научиться правильно читать, а также прививают интерес к чтению. Далее учитель может организовывать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами «додумывались» до решения ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное, осмысляют его.

 

. . . . . . .