Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-головоломок

Дата публикации: 2023-03-20 16:40:25
Статью разместил(а):
Молькова Юлия Юрьевна

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-головоломок "Танграм", "Колумбово яйцо", "Вьетнамская игра"

Development of logical thinking in older preschool children through puzzle games "Tangram", "Columbian Egg", "Vietnamese game"

Автор: Молькова Юлия Юрьевна

МБДОУ "Д/с № 8", г. Арзамас, Россия

e-mail: molkova_yuliya18@mail.ru

Molkova Yulia Yurievna

Kindergarten № 8, Arzamas, Russia

e-mail: molkova_yuliya18@mail.ru

 

Аннотация: В данной статье описан опыт работы по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-головоломок.

Abstract: this article describes the experience of working on the development of logical thinking in older preschool children through puzzle games.

Ключевые слова: логическое мышление, игры-головоломки, старшие дошкольники.

Keywords: logical thinking, puzzle games, senior preschoolers.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

В современном быстро меняющемся мире маленькому ребенку приходится быстро осваивать большой объем информации. Чем же заинтересовать ребенка, чтобы в одной деятельности развить сразу несколько задач и при этом затратить как можно меньше времени? Нужно найти что-то новое, а как в народе говорится: «Новое – это хорошо забытое старое». 

Игры из серии «Мировые головоломки» имеют тысячелетнюю историю. Среди самых древних головоломок можно назвать китайский Танграм и греческие Пифагорову и Архимедову игры. Еще есть Монгольская, Вьетнамская игры-головоломки, Колумбово яйцо, Сфинкс. Суть этих игр не просто собрать первоначальную фигуру, из разрезанных кусочков можно собрать разнообразные силуэты животных, людей, различных предметов, а также проявить свое творчество. 

Только немногие из этих головоломок дошли до наших дней. Проверку временем прошли лишь наиболее интересные и удачные варианты. Сегодня у наших детей есть возможность освоить этот мировой опыт разных культур. Ведь последовательность складывания уже готовых форм от ребенка скрыта, ему приходится пройти заново опыт творца. Для каждой игры разработаны различные схемы изображений, апробированные в работе с детьми. Многие из них являются результатами детского творчества. 

Игры-головоломки – это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. 

Исследователи установили, что игры-головоломки являются прекрасным средством умственного и логического развития детей старшего дошкольного возраста. Эти игры способствуют развитию логических операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), пространственных представлений, воображения, конструктивного мышления, находчивости, целенаправленности в решении практических и интеллектуальных задач и способствуют успешной подготовке к школе. 

Головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая их части по заданному образцу, а также по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе игр-головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество.  

Таким образом, проблема развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-головоломок является актуальной.

Цель работы по данному направлению: развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игр-головоломок.

Задачи: 

1. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду играми-головоломками. 

2. Способствовать формированию у детей основных логических операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

3. Развивать умение рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

4. Формировать у детей способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим.

5. Повысить компетентность родителей в вопросах развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Работа по развитию логического мышления с помощью игр-головоломок проводилась в подготовительной группе с детьми 6-7 лет. Для этого был составлен перспективный план на год, подготовлены комплекты игр «Танграм», «Колумбово яйцо» и «Вьетнамская игра» на каждого ребенка, были разработаны карточки с образцами фигур, их тенью. Работа с данными играми проводилась как часть организованной образовательной деятельности с периодичностью 1 раз в 2 недели (2 раза в месяц), в процессе образовательной деятельности в режимные моменты (1 раз в неделю) и в ходе самостоятельной деятельности детей.

В начале мы знакомили детей с историей создания игры, объясняли из каких частей состоит игровой набор, что он вообще он из себя представляет. Далее учились составлять силуэты предметов (животных, людей) по образцу, закрепляя это в режимные моменты и в самостоятельной деятельности детей. Затем уже составляли силуэты предметов по их тени, т.е. по нерасчлененному изображению, закрепляя это также в ходе режимных моментов. Такая работа проводилась по всем трем играм. После этого мы учились составлять силуэт предметов по замыслу также по всем трем играм.  В мае у нас прошло заключительное занятие - праздник «В головоломки мы играем, в эстафетах побеждаем», где мы закрепили и обобщили знания об играх-головоломках.

Работа по данному направлению проводилась не только с детьми, но и с родителями. Были проведены индивидуальные консультации «Игры – головоломки для детей старшего дошкольного возраста», мастер-класс для родителей «Использование головоломки «Танграм» в работе с детьми», подготовлена информация для родителей «Как изготовить игру-головоломку «Колумбово яйцо» в домашних условиях», буклет «Вьетнамская игра». Также данная тема была затронута на родительском собрании, когда мы говорили о том, чем будем заниматься в этом учебном году (в рамках ознакомления с математикой).

По итогу проделанной работы, мы получили следующие результаты:

- дети теперь могут создавать на плоскости силуэты предметов по образцу, по их тени или по замыслу;

- устанавливать связь между целью осуществлением какого-либо действия и результатом;

- решать поставленные задачи;

- находить нестандартные решения и правильные выходы из любой жизненной ситуации;

- у детей сформировались основные логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация;

- стала более развита мелкая моторика, комбинаторные способности, логическое мышление, творческое воображение;

- сформировался навык самоконтроля и самооценки;

- дети могут доброжелательное относиться к сверстнику, его выслушать, помочь при необходимости;

- удалось повысить компетентность родителей по данной теме и привлечь их к активному сотрудничеству.

Таким образом, считаю, что нам удалось добиться поставленных задач. Главная цель – развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игр-головоломок, была достигнута.

 

Список литературы:

1. Казунина И.И. Мир головоломок. Смарт-тренинг для дошкольников. Методические рекомендации. Электронное издание. Москва: ВОО «Воспитатели России», 2021.

2. Танграм. Магический круг. Вьетнамская игра: Игры-головоломки / Сост. М.В. Драко. Минск: Попурри, 2019.

3. Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: Игры-головоломки / Сост. М.В. Драко. Минск: Попурри, 2019.

4. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – 352 с.

5. Кордемский, Б.А. Математические завлекалки / Б.А. Кордемский. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО Издательство «Мир и образование», 2015. – 512 с.

6. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей.  Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2013.

7. Никитин Б.П. Развивающие игры. М.: Издание «Занятие», 1994.

8. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. СПб, «Детство-Пресс», 2004.

 

. . . . . . .