Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Формирование здорового образа жизни в детском саду

Дата публикации: 2023-02-28 19:43:11
Статью разместил(а):
Мещерякова Виктория Викторовна

Формирование здорового образа жизни в детском саду

Formation of a healthy lifestyle in kindergarten

Автор: Мещерякова Виктория Викторовна

МДОУ «Краснояружский Центр развития ребенка - детский сад», Белгородская область, Россия

e-mail: meshcheryakova-73@list.ru  

Mescheryakova Victoria Viktorovna

Krasnoyaruzhsky Center for Child Development - Kindergarten, Belgorod Oblast, Russia

e-mail: meshcheryakova-73@list.ru  

 

Аннотация: В данной статье рассмотрены понятия здоровья в целом и здорового образа жизни, определены основные способы его формирования.

Annotation: In this article, the concepts of health in general and a healthy lifestyle are considered, the main ways of its formation are determined.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, формирование здорового образа жизни.

Keywords: healthy lifestyle, health, formation of a healthy lifestyle.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

 

Самое драгоценное, что есть у человека – это здоровье. С этим трудно не согласиться. Но последнее время  состояние здоровья у детей дошкольного возраста вызывает большую тревогу.

Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. От состояния здоровья детей во многом  зависит благополучие общества. Практика показывает, что формирование здорового образа жизни в раннем детстве является фундаментом здоровья в зрелом возрасте.

Что такое здоровый образ жизни человека? Это  рациональный режим дня и питания, оптимальная двигательная активность, соблюдение правил гигиены, культура эмоций или психосаморегуляция, отсутствие вредных привычек  и пагубных пристрастий (алкоголь, никотин, наркотики), активная жизненная позиция, потребность мотивационной культуры, духовная культура и здоровый психологический климат.

Как же сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки ЗОЖ  и  когда это начинать?

Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. Данная работа включает в себя систематизацию мероприятий по сохранению, укреплению здоровья детей; по формированию осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни и регуляции поведения в соответствии с ними; систематизацию разнообразных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

Целью работы воспитателя  по здоровьесбережению является создание таких условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым.
Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни в нашем детском саду реализуется через все виды деятельности детей и проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка ДОУ. 

В соответствии  с ФГОС для более эффективного решения образовательных задач область «Здоровье» интегрируется в программе «От рождения до школы» с областями «Познание» где, у детей расширяется кругозор в части представления о здоровье и ЗОЖ.

«Социализация» - идет формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдении элементарных общепринятых норм и правил поведения  в части ЗОЖ.

«Безопасность» - дети познают основы безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья.

«Коммуникация» способствует развитию свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека.

«Чтение художественной литературы» - это чтение художественных произведений для обобщения и закрепления содержания области «Здоровья».

«Музыка», где дошкольники прослушивают записи классических и современных произведений, что положительно влияет на организм ребенка; улучшает работу сердца, уменьшает раздражительность, отгоняет тревогу, снижает озлобленность.

Формы, методы и приемы работы с детьми самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, беседы познавательного характера, разнообразные дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты.

В процессе образовательной деятельности дети получают элементарные представления о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердце, мозга, костей, и др), рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.

Особое внимание уделяем формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены. Работаем над воспитанием самостоятельности при выполнении основных режимных моментов. Также даем знания о правильном питании, так как прием пищи является одним из режимных моментов в детском саду.

В режим дня включены различные формы двигательной активности детей – это непосредственно образовательная деятельность по музыкальному и физическому развитию, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, спортивные упражнения, физкультурные минутки, самостоятельная двигательная активность, физкультурные досуги, спортивные праздники.

В группе создан «Уголок здоровья» в котором  предлагаются детям знания валеологического характера. Такой уголок, помогает ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учит анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогает освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.

В содержание «Уголка здоровья» входят дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены; дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

В уголок природы подобраны растения со специфической экологической значимостью:

- амаралис, бегония – уничтожают микробы;

- аспидистра, алоэ – нейтрализует действие газов;

- папоротник – увлажняет воздух;

- хлорофитум – очищает химический состав воздуха.

Для физического развития детей в группе и на прогулочной площадке созданы условия: оборудованы физкультурные уголки. Вместе с детьми выявляем значимость движения для здоровья, пользы подвижных  и спортивных игр.

Для улучшения работы по укреплению здоровья детей и совершенствованию знаний в вопросах здорового образа жизни в своей работе используем следующие здоровьесберегающие технологии:

- для повышения общего жизненного тонуса, устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы, укрепления диафрагмы, улучшения сердечнососудистой системы- дыхательную гимнастику , ароматерапию;

- по профилактике плоскостопия - самомассаж стоп, ходьбу по «дорожкам здоровья»;

- для развития мелкой моторики рук, способности координации движений - пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвращает возникновению детских неврозов;

- различные виды массажа и самомассажа рук, которые стимулируют прилив крови к рукам, способствуют  психоэмоциональной устойчивости, повышают функциональную деятельность головного мозга;

- массаж ушных раковин, основанный на стимуляции биологически активных точек, полезен для улучшения работы дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний;

- массаж ног - эффективный метод закаливания.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используем как традиционные, так нетрадиционные формы работы, такие как: информационные бюллетени, рекламные буклеты, тематические выставки, библиотека здоровья. Оформляем информационные уголки здоровья «Вот я болеть не буду», «Как я расту», проводим консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания, спортивные семейные эстафеты. Родители являются постоянными участниками всех конкурсов, проводимых в детском саду. Доброжелательный настрой формирует обстановку вокруг нас, создает уют, хорошую атмосферу в семье. Теплая атмосфера в доме и детском саду – залог здоровья ребенка.

Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он:

в физическом плане – умеет преодолевать усталость;

в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

в нравственном, в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Анализируя работу по формированию основ здорового образа жизни у детей, можно сделать следующие выводы:

- используются в работе современные авторские программы по внедрению здоровьесберегающих технологий в воспитательно–образовательном процессе;

- разрабатываются и используются в работе с детьми перспективные планы проведения занятий, дидактические и сюжетные игры по формированию основ здорового образа жизни;

- организуются различные формы работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

Данная работа имеет определенные результаты, а именно:

- активизация и заинтересованность детей и родителей в вопросах здорового образа жизни;

- развитие познавательной активности детей в усвоении знаний по гигиене, анатомии, физиологии человека, валеологии;

- снижение заболеваемости в группе, в связи  с повышением уровня знаний у детей об основах образа жизни;

и является характерным показателем эффективности нашей оздоровительной работы.

 

. . . . . . .