Специфика формирования навыков самостоятельной работы младших школьников
Специфика формирования навыков самостоятельной работы младших школьников
The specificity of the formation of independent work skills of younger students
Автор: Мещерякова Галина Сергеевна
МАНОУ «ОК «Слобожанщина», Белгородская область, Россия
e-mail: rybtsova25@mail.ru
Mescheryakova Galina Sergeevna
Belgorod Oblast, Russia
e-mail: rybtsova25@mail.ru
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема формирования навыков самостоятельной работы младших школьников. Описываются особенности формирования навыка самостоятельной работы. Представлен ряд принципов для улучшения процесса формирования самостоятельности обучающихся.
Annotation: This article deals with the problem of forming the skills of independent work of younger students. The features of the formation of the skill of independent work are described. A number of principles are presented to improve the process of forming the independence of students.
Ключевые слова: самостоятельная работа, младшие школьники.
Keywords: independent work, junior schoolchildren.
Тематическая рубрика: Педагогика и образование.
В ФГОС НОО второго поколения для образовательного учреждения отмечены основные задачи достижения и специфика реализации общеобразовательной программы в начальной школе. Так, одной из важных задач является обеспечение младшим школьникам условий для эффективной самостоятельной работы.
Одни из ряда важнейших ценностных ориентиров по ФГОС НОО является «развитие «самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации». Из этого следует, что немаловажной компетенцией школьника выступает самостоятельность.
Перед учителем в начальной школе стоит задача – содействовать формированию самостоятельности обучающегося, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности ребёнка 7-11 лет.
Именно младший школьный возраст является неким кризисом в процессе формирования и становления самостоятельности. Критическая ситуация получается ввиду того, что ребёнок ещё недостаточно взрослый, чтобы получить полную независимость от взрослых, но школьная жизнь диктует свои правила, и обучающемуся важно научиться частично брать ответственность на себя. В этом процессе нельзя резко переложить слишком многое на ребёнка, т.к. он может начать раздражаться, выражать протест и просто испытывать большой стресс.
Учёными выделяется ряд принципов для улучшения процесса формирования самостоятельности обучающихся:
1. Учитель должен доверять ребёнку, верить в его силы. Количество дел, которые поручает педагог ученику должно постепенно, очень плавно увеличиваться.
2. Уважать и всячески поощрять мотивацию к самостоятельной деятельности обучающегося.
3. Организовать комфортную среду для выполнения уроков на в школе, так и дома.
Как отмечает А.А. Леонтьев, «обучать самостоятельной деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути её достижения, помогать ребёнку сформировать к себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки». То есть взрослые должны учить ребёнка самостоятельности, поощрять все его начинания.
Мы согласны с мнением И.Б. Истоминой, которая утверждает, что «... развитие самостоятельности, инициативы, творческого отношения к любому выполняемому делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором важно совершенствовать учебно-воспитательный процесс».
Как отмечает П.И. Пидкасистый, существует довольно большое количество способов, влияющих на увеличение процента самостоятельной деятельности школьников в процессе обучения. Учёный рекомендует заменить чёткие, сухие задачи на творческие, оригинальные. По мнению автора, именно такой подход позволит самостоятельно использовать знания по всем предметам.
Перед учителем начальной школы стоит задача – создать в процессе урочной деятельности такие условия, которые позволили бы эффективно формировать самостоятельную деятельность младших школьников. Приведём пример некоторых условий: поэтапное введение разнообразных видов самостоятельной работы; важность предварительной подготовки учеников к самостоятельному выполнению заданий и т.д.
Таким образом, формирование самостоятельной деятельности младших школьников довольно сложный процесс. Его эффективность, главным образом, зависит от создания учителями и родителями условий, в которых младший школьник смог бы постепенно брать ответственность за какие-либо вещи на себя.