Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Специфика формирования навыков самостоятельной работы младших школьников

Дата публикации: 2023-02-28 01:51:13
Статью разместил(а):
Мещерякова Галина Сергеевна

Специфика формирования навыков самостоятельной работы младших школьников

The specificity of the formation of independent work skills of younger students

 

Автор: Мещерякова Галина Сергеевна 

МАНОУ «ОК «Слобожанщина», Белгородская область, Россия

e-mail: rybtsova25@mail.ru

Mescheryakova Galina Sergeevna

Belgorod Oblast, Russia 

e-mail: rybtsova25@mail.ru 

 

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема формирования навыков самостоятельной работы младших школьников. Описываются особенности формирования навыка самостоятельной работы. Представлен ряд принципов для улучшения процесса формирования самостоятельности обучающихся.

Annotation: This article deals with the problem of forming the skills of independent work of younger students. The features of the formation of the skill of independent work are described. A number of principles are presented to improve the process of forming the independence of students.

Ключевые слова: самостоятельная работа, младшие школьники.

Keywords: independent work, junior schoolchildren.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

В ФГОС НОО второго поколения для образовательного учреждения отмечены основные задачи достижения и специфика реализации общеобразовательной программы в начальной школе. Так, одной из важных задач является обеспечение младшим школьникам условий для эффективной самостоятельной работы.

Одни из ряда важнейших ценностных ориентиров по ФГОС НОО является «развитие «самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации». Из этого следует, что немаловажной компетенцией школьника выступает самостоятельность.

Перед учителем в начальной школе стоит задача – содействовать формированию самостоятельности обучающегося, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности ребёнка 7-11 лет.

Именно младший школьный возраст является неким кризисом в процессе формирования и становления самостоятельности. Критическая ситуация получается ввиду того, что ребёнок ещё недостаточно взрослый, чтобы получить полную независимость от взрослых, но школьная жизнь диктует свои правила, и обучающемуся важно научиться частично брать ответственность на себя. В этом процессе нельзя резко переложить слишком многое на ребёнка, т.к. он может начать раздражаться, выражать протест и просто испытывать большой стресс.

 Учёными выделяется ряд принципов для улучшения процесса формирования самостоятельности обучающихся:

1. Учитель должен доверять ребёнку, верить в его силы. Количество дел, которые поручает педагог ученику должно постепенно, очень плавно увеличиваться.

2. Уважать и всячески поощрять мотивацию к самостоятельной деятельности обучающегося.

3. Организовать комфортную среду для выполнения уроков на в школе, так и дома.

Как отмечает А.А. Леонтьев, «обучать самостоятельной деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути её достижения, помогать ребёнку сформировать к себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки». То есть взрослые должны учить ребёнка самостоятельности, поощрять все его начинания.

Мы согласны с мнением И.Б. Истоминой, которая утверждает, что «... развитие самостоятельности, инициативы, творческого отношения к любому выполняемому делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором важно совершенствовать учебно-воспитательный процесс».

Как отмечает П.И. Пидкасистый, существует довольно большое количество способов, влияющих на увеличение процента самостоятельной деятельности школьников в процессе обучения. Учёный рекомендует заменить чёткие, сухие задачи на творческие, оригинальные. По мнению автора, именно такой подход позволит самостоятельно использовать знания по всем предметам.

Перед учителем начальной школы стоит задача – создать в процессе урочной деятельности такие условия, которые позволили бы эффективно формировать самостоятельную деятельность младших школьников. Приведём пример некоторых условий: поэтапное введение разнообразных видов самостоятельной работы; важность предварительной подготовки учеников к самостоятельному выполнению заданий и т.д.

Таким образом, формирование самостоятельной деятельности младших школьников довольно сложный процесс. Его эффективность, главным образом, зависит от создания учителями и родителями условий, в которых младший школьник смог бы постепенно брать ответственность за какие-либо вещи на себя.

 

. . . . . . .