Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Особенности группового обучения иностранного языка на среднем этапе

Дата публикации: 2023-02-27 03:20:28
Статью разместил(а):
Тищенко Екатерина Александровна

Особенности группового обучения иностранного языка на среднем этапе

Features of group learning of a foreign language at the middle stage

Авторы:

Тищенко Екатерина Александровна

МОУ «Разуменская СОШ № 3", пгт. Разумное, Белгородская область, Россия

e-mail: kate.7tsh@mail.ru

Tishchenko Ekaterina Alexandrovna

Razumenskaya secondary school № 3, Razumnoye village, Belgorod region, Russia

e-mail: kate.7tsh@mail.ru

Сухарева Анна Сергеевна

МОУ «Разуменская СОШ № 3", пгт. Разумное, Белгородская область, Россия

e-mail: sukhareva.anna99@mail.ru

Sukhareva Anna Sergeevna

Razumenskaya secondary school № 3, Razumnoye village, Belgorod region, Russia

e-mail: sukhareva.anna99@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются преимущества группового метода обучения, проблемы и задачи, которые решаются на уроках английского языка в средней школе. Английский язык требует много практики. Учащиеся могут улучшить свои речевые навыки с помощью групповых методов обучения.

Abstract: The article discusses the advantages of the group method of teaching, problems and tasks that are solved in English lessons in high school. English requires a lot of practice. Students can improve their speech skills through group learning methods.

Ключевые слова: групповой метод, учебная деятельность, речевые навыки.

Keywords: group method, educational activity, speech skills.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Успешное обучение во многом зависит от тех методов, которые использует на уроке учитель. Метод обучения представляет особую систему взаимосвязанных способов работы учителя и учащихся для достижения дидактических задач. На сегодняшний день выделяют несколько методов обучения: практические, наглядные, словесные, опыты и эксперименты, игровые методы.

В современном мире существует несколько десятков классификаций методов обучения. Но надо учесть, что обучение — это изменчивый и подвижный процесс. Любая система должна учитывать изменения при использовании ее на практике.

Общение при изучении какого-либо предмета может помочь более основательно подойти к учебной деятельности ученика. Коммуникативные методы изучения способствуют гармонично усвоить знания, которые дети получили на начальном этапе, а также углубить знания на среднем этапе.

Английский язык требует  много практики. Учащиеся могут улучшить свои речевые навыки с помощью групповых методов обучения. Они начинают искать ответы на свои вопросы и обсуждают это в группе, что способствует к усвоению определенных норм говорения на иностранном языке.

Если правильно сочетать деятельность и общение, то в процессе получения знаний будет гармонично сочетаться как обучающая, так и воспитывающая функция. Перед учителем встает сложная задача – включить в учебную деятельность всех участников, независимо от их способностей [3; 86].

Эту проблему также помогает решить групповой метод обучения. В условиях классно-урочной системы он наиболее легко и органично вписывается в учебный процесс, благоприятно влияет на развитие мышления и интеллекта, речи и коммуникативности (доброжелательности по отношению друг к другу, коммуникабельности, желания помочь другим). Такая форма работы приносит более высокие учебные результаты по сравнению с традиционными фронтальными формами.

Групповой метод обучения решает три основные задачи:

- конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

- коммуникативно–развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её пределами;

- социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адаптации в сообществе [3; 29].

Групповой метод обучения является одним из самых эффективных способов организации учебной деятельности на уроке. Использование данного метода «указывает на необходимость дополнительной практики и большей тренировки, чтобы овладеть необходимым умением или знанием» [2; 124].

Из выше сказанного можно сделать вывод, что, если учитель не в состоянии оказать помощь каждому конкретному ученику, то в этом случае ученики могут взять на себя ответственность с помощью работы в небольших группах. Ученики начнут взаимодействовать друг с другом, поэтому будут отвечать за успехи каждого члена группы, а также научатся помогать друг другу.

Обычный способ обучение в коллективе (в приоритете с фронтальными видами работ) тоже можно применять, но наиболее сильный ученик всегда будет в выигрыше, так как он быстрее всех усваивает новый материал, а учитель начинает опираться именно на него. Слабый ученик с каждой новой темой становится все более слабым, поскольку ему не хватает времени, чтобы основательно понять то, что говориться на уроке, также ему может не хватать характера, чтобы спросить интересующий его вопрос, что приводит к тому, что он не может правильно и быстро отвечать на вопросы [4;68].

Из вышесказанного можно выделить некоторое преимущество группового обучения перед традиционным обучением:

- не все учащиеся готовы задать вопрос учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в группах таким детям легче задать вопрос своим сверстникам и получить на него ответ или объяснение. 

- Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения. 

- У учащихся вырабатывается чувство ответственности, поскольку успех группы зависит от работы каждого из ее участников. Также вырабатывается умение самостоятельно приобретать новые знания, находить информацию и применять ее в конкретных задачах. 

- Формирует собственную точку зрения, дети учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение. 

- Начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания. 

- Учатся общаться, овладевают коммуникативными умениями. 

- Развивается чувство товарищества, взаимопомощи. 

- Развиваются такие свойства мышления, как систематизация, обобщение, классификация, аналогия, анализ, абстрагирование [5;527]. 

Можно учиться индивидуально, используя соответствующие методики и учебный материал. Но в таком случае учащийся замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Ему безразличен результат его соседа по парте. Если его товарищу не удается что-то, то это только его проблема. В данном случае учащегося интересует только собственный результат.

Но можно учиться и по-другому, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понятно, можно обсудить с ними все то, что интересно. А если от успеха одного зависит успех и всей группы, то каждый ученик не может не осознавать ответственности и за свои дела, и за успех всех членов группы. Таким образом, каждый ученик будет мотивацией для другого и самым чутким помощником.

С помощью данного метода учащиеся успешно достигают прогнозируемых результатов обучения и раскрывают свои потенциальные возможности. Это отличный способ научить учащихся самостоятельно добывать знания.

Между учителем и учениками формируется определенное соглашение, в соответствии с которым учащиеся берут на себя познавательную и социальную ответственность в построении собственных знаний, а учитель выполняет роль наставника и помогает выстраивать знания у учеников, определять границу этих знаний и давать им оценку.

В.В. Рубцов считает, что «в групповой работе важно не столько выбрать точку зрения, понимаемую большинством учащихся, сколько упорядочить и скоординировать высказываемые ими предложения» [1; 529]. 

Таким образом, при планировании групповой работы на уроках иностранного языка, учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося и предвосхищать все возможные трудности в процессе групповой работы и находить все возможные способы, с помощью которых можно их минимизировать.

 

Список литературы:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 672 с. 

2. Арефьев Г.И. Групповая форма работы на уроках английского языка/ Иностранные языки в школе, 1994.- №5. – С. 23-27. 

3. Гульчевская В.Г., Гульчевская Н.Е. Современные педагогические технологии. - Ростов-на-Дону: Издательство-РИПК и ПРО,1999. – 346 с. 

4. Конышева А.В.  Особенности группового обучения иностранному языку. - Bialystok, 2002.- с. 109-119. 

5. Мочкаева И.А. Технология организации групповой работы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2015 – №4. – С. 54-57. 

6. Музыченко О.В. Ролевые игры в обучении иностранному языку в школе. Молодой ученый. – 2014 – №7. – С. 527-529.

 

. . . . . . .