Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Применение медиативных технологий при решении конфликтов в образовательной среде

Дата публикации: 2023-02-08 09:03:05
Статью разместил(а):
Герасимова Ангелина Дмитриевна

Применение медиативных технологий при решении конфликтов в образовательной среде

The use of mediation technologies in resolving conflicts in the educational environment

Автор: Герасимова Ангелина Дмитриевна

ФГБОУ ВО "СахГУ", г. Южно-Сахалинск, Россия

e-mail: gerasimovagelya@gmail.com

Gerasimova Angelina Dmitrievna

SakhSU, Yuzhno-Sakhalinsk, Russia

e-mail: gerasimovagelya@gmail.com 

 

Аннотация: В данной статье рассматривается необходимость конструктивного разрешения конфликтов в условиях современной образовательного учреждения, дана характеристика основных причин возникновения конфликтов и психолого-педагогические условия, влияющие на эффективность управления образовательным учреждением в условиях конструктивного разрешения конфликтов в коллективе школы.

Abstract: this article examines the need for constructive conflict resolution in the conditions of a modern educational institution, describes the main causes of conflicts and psychological and pedagogical conditions affecting the effectiveness of the management of an educational institution in the conditions of constructive conflict resolution in the school team.

Ключевые слова: педагогический коллектив, разрешение конфликтов, образовательная организация.

Keywords: teaching staff, conflict resolution, educational organization.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

В последние годы в социальном заказе на образование произошли большие перемены. Специфика современной образовательной системы заключается в ориентации на изучение актуальных на данный момент форм и методов обучения и воспитания детей с целью дальнейшей реализации этих форм и методов на практике. Изменения затронули все области и направления образовательного процесса.  

В изменяющихся условиях развития образования значимую роль приобретает изучение влияния психологический фактора взаимоотношений людей и взаимодействия их в педагогическом коллективе школы: на современном этапе идет обострение противоречий, создающих конфликтные ситуации между участниками образовательного процесса.

Отмечается интерес ученых к данной проблеме. Изучению конфликтов в образовательном учреждении посвящены научные исследования Н.Н. Рыбаковой, О.П. Звягинцевой, А.И. Кирсанова. Следует отметить авторов, чьи исследовательские труды посвящены выявлению противоречий между постоянно меняющимися в современном обществе требованиями к образованию, воспитанию и развитию и отсутствием эффективных методов управления образовательной системой (в том числе конфликтными ситуациями): М.И. Гулаевой, Е.В. Денисовой.

Исследуя особенности и условия протекания конфликтов следует обратить внимание на влияние данных факторов на качественные показатели работы педагогического состава образовательного учреждения, и обратиться к вопросу выработки и реализации эффективных управленческих решений с целью урегулирования конфликта [Рыбакова Н.Н. Конфликты в образовательной организации / Н.Н. Рыбакова, О.П. Звягинцева. // Молодой ученый. 2018. № 13 (199), с. 260].  Следует обратиться к понятию конфликта.

Анализируя понятие «конфликт», мы пришли к выводу, что так как данное понятие многоаспектно и должно рассматриваться с разных сторон с учетом всех индивидуальных особенностей протекания каждой конфликтной ситуации, то мы не можем вывести общее, универсальное определение. В рамках данного исследования остановимся на мнении Е.В. Денисовой, которая понимает понятие «конфликт» как «способ взаимодействия людей в обществе, мотивационной стороной которого является противопоставление ценностям, правилам, интересам и потребностям» [Денисова Е.В. Психолого-педагогические условия эффективного управления конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации / Е.В. Денисова, Т.В. Наумова // Молодой ученый. 2017. № 15, с. 567].

Причины конфликтных ситуаций, возникающих в образовательной среде, могут быть самыми разнообразными. Чаще всего конфликты в образовательном учреждении происходят в следствии ряда причин. Зачастую, присутствует основная главная причина, однако продолжительность конфликта увеличивается из-за ряда других причин, порождающих конфликтную ситуацию.

Проанализировав ряд психолого-социологических исследований, мы выявили причины, по которым, как правило, происходят конфликтные ситуации в педагогических коллективах:

1. Разница в возрасте педагогов, порождающая разную степень ответственности за ошибки при решении конфликта.

2. Разница во взглядах на произошедшие события и причины возникновения конфликта.

3. Противоборство профессиональных интересов одного учителя с другими.

4. Отсутствие профессионального такта при общении в отношении коллег.

Не редко конфликты возникают не только в педагогическом коллективе образовательного учреждения, но и между учителем и руководителем. По мнению научных исследователей, основной причиной возникновения данных конфликтов является неудовлетворенность стилем управления руководителя. Такой конфликт носит название вертикального организационного [Кирсанов А.И. Конфликты в общеобразовательных организациях. Причины усиления конфликтности образовательной среды // Язык и текст. 2019. Том 6. № 4. C. 33].

Исследования, проведенные учеными в данной области, показали, что зачастую конфликты происходят в укрупненных «сложных» коллективах, где обязанности, которые выполняют сотрудники похожи и взаимосвязаны между собой. Как следствие это усложняет регулирование действий каждого сотрудника и его взаимосвязь с другими членами коллектива как в сфере профессиональных, так и в сфере личных интересов.

Необходимость конструктивного разрешения конфликтов связана с пониманием и учетом влияния конфликтных ситуаций на другие процессы, происходящие в обществе. Как следствие - влияние конфликтов на коллектив будет зависеть от усилий по их регулированию.

Разрешение конфликтов — это процесс, направленный на предотвращение причин, обусловливающих возникновение конфликта, а также корректировку взаимоотношений между конфликтующими сторонами [Гулаева М.И. "Управление конфликтами в образовательной организации" Инновационная наука, № 10, 2015, С. 95].

Эффективное управление образовательным учреждением посредством конструктивного разрешения конфликтов в педагогическом коллективе предполагает воздействие на конфликтное поведение педагогов с целью его видоизменения для достижения необходимых результатов деятельности образовательного учреждения, конструктивного влияния на развитие педагогического коллектива и организации в целом. Оно включает в себя: прогнозирование конфликтов, предотвращение конфликтов; отслеживание конфликтов; разрешение конфликтов.

Подводя итог сказанному выше, отметим, что нами были рассмотрены лишь общие положения, характеризующие конфликты в педагогическом коллективе и меры, позволяющие эффективно управлять конфликтами в условиях образовательной организации. Этот вопрос — не утратил своей актуальности и требует детального изучения.

 

Список литературы:

1. Гулаева М.И. "Управление конфликтами в образовательной организации" Инновационная наука, № 10, 2015, С. 95-97.

2. Денисова Е.В. Психолого-педагогические условия эффективного управления конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации / Е.В. Денисова, Т.В. Наумова // Молодой ученый. — 2017. — № 15 — С. 567-569.

3. Кирсанов А.И. Конфликты в общеобразовательных организациях. Причины усиления конфликтности образовательной среды // Язык и текст. – 2019 - Том 6. №4. - C. 32-41.

4. Рыбакова Н.Н. Конфликты в образовательной организации / Н.Н. Рыбакова, О.П. Звягинцева. // Молодой ученый. 2018. № 13 (199).  С. 260-264.

. . . . . . .