Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Особенности диагностики и формирования инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2023-01-09 09:53:54
Статью разместил(а):
Лаврухина Екатерина Александровна

Особенности диагностики и формирования инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста

Features of diagnostics and formation of engineering thinking in children of senior preschool age

Автор: Лаврухина Екатерина Александровна

АНО ДО «Детский технопарк "Кванториум", г. Томск, Россия

e-mail: katerina.lavryhina@gmail.com

Lavrukhina Ekaterina Alexandrovna

Children's Technopark "Kvantorium", Tomsk, Russia

e-mail: katerina.lavryhina@gmail.com

Аннотация: В статье рассматриваются особенности диагностики и формирования инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста, что подразумевает описание диагностического комплекса и формирующих упражнений. Диагностический комплекс состоит из следующих критерий и методик: когнитивный критерий («Иматон» Л.А. Ясюкова, анкетирование); мотивационный критерий (беседа), личностный критерий (наблюдение за процессом выполнения ребёнком конструктивной деятельности). Для формирования инженерного мышления использовался игровой метод и конструктивная деятельность.

Annotation: The article discusses the features of diagnostics and the formation of engineering thinking in children of senior preschool age, which implies a description of the diagnostic complex and formative exercises. The diagnostic complex consists of the following criteria and methods: cognitive criterion (“Imaton” by L. A. Yasyukov, questionnaire); motivational criterion (conversation), personal criterion (observation of the process of the child's performance of constructive activities). The game method and constructive activity were used to form engineering thinking.

Ключевые слова: инженерное мышление, конструктивная деятельности, старший дошкольный возраст, игровой метод.

Key words: engineering thinking, constructive activity, senior preschool age, game method.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

В воспитательной практике детского сада развитие инженерного мышления является важной задачей в рамках повышения качества дошкольного образования. Инженерное мышление, как мыслительная инстанция, функционирует на основе других мыслительных качеств, к примеру логического и образного мышления. Поэтому вопрос диагностики инженерного мышления является весьма сложным и мало проработанным в педагогической и психолого-педагогической практике.

А. Мустафина, Г.А Рахманкулова, Н.Н. Короткова под инженерным мышлением понимают «особый вид мышления, возникающий в процессе решения инженерных задач, который способствует получению быстрых, точных и оригинальных результатов в ординарных и неординарных условиях в определенной предметной области, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах, с целью создания технических средств и организации технологий» [1]. В теоретических источниках не разработано однозначной и чётко определённой структуры инженерного мышления, поэтому, обобщая их, мы введём следующие структурные элементы, являющиеся диагностическими критериями:

Когнитивный критерий определяется мыслительными задатками ребёнка. Как уже упоминалось, для функционирования инженерного мышления необходим перечень мыслительных умений. Для их исследования использовался «Иматон» Л.А. Ясюкова, который позволяет определить степень сформированности логического и образного мышления. В этом исследовании используется только часть диагностических школ, составляющих данную методику:

- Понятийное интуитивное мышление подразумевает мыслительную обработку понятий и мыслительных форм посредством использования интуиции, т.е. это означает сформированность мыслительных схем интуитивного познания.

- Понятийное логическое мышление подразумевает логическую обработку понятий и форм мышления для чего используются главным образом логические операции.

- Понятийное образное мышление основано на использовании и мыслительной обработке образов.

- Абстрактное мышление – предполагает мысленное отвлечение от конкретных стимулов, возможность проводить мыслительные операции в уме.

Кроме изучения мыслительных задатков ребёнка, осуществляется диагностика простых имеющихся инженерных знаний, которые могут быть получены ребёнком в процессе адаптации к материально-предметному миру, что подразумевает чувственное, интуитивное и опытное изучение различных предметов и формирование простых выводов. Для этого целесообразно использовать анкетирование, т.к. оно лучше всего подходит для определения содержания инженерных знаний. В составленной анкете имеется 10 вопросов, каждый из которых связан с определённым аспектом инженерных знаний. Все эти вопросы являются закрытыми, у ребёнка есть возможность выбрать готовый вариант ответа, однако каждый из вариантов ответа имеет определённую степень правильности, отражая уровень знаний, соответственно и оценивается по-разному. Использовались вопросы на следующие темы:

- Понимание ребёнком сути инженерной деятельности.

- Уточнение опыта разборки/сборки механических предметов.

- Понимание основного принципа функционирования механизма.

- Понимание целесообразности составления модели и планирования собственной материальной деятельности.

- Выявление знаний способов соединений материалов.

- Определение знаний основных материалов.

- Понимание сути инструмента.

- Выявление понимания детали.

- Понимание значения словосочетаний «полезные свойства», «полезное действие».

- Понимание сути соединения.

Мотивационный критерий подразумевает определение степени выраженности мотивации к инженерной деятельности. Этот критерий исследуется через проведение беседы воспитателя с ребёнком. Организуя диалог, воспитатель, обращая внимания на соответствующие лингвистические маркёры, характеризующие наличие/отсутствие мотивации, должен определить степень заинтересованности ребёнка к деятельности.

Личностный критерий исследуется методом наблюдения, где воспитатель оценивает особенности выполнения ребёнком конструктивных заданий, фиксируя основной перечень конструктивных умений: время выполнения задания, число ошибок, правильность подбора материалов; эффективность соединения материалов и др.

Таким образом, данный диагностический комплекс позволяет осуществить всестороннее изучение сформированности инженерной деятельности у старших дошкольников.

После проведения описанного комплекса диагностических методик, анализа их результатов и подведения итогов осуществляется процесс формирования инженерного мышления. Эта проблема мало проработана в воспитательной практике. Изучив имеющие небольшие источники, осмыслив этот вопрос, были выбраны следующие методы формирования инженерного мышления:

В качестве основного метода применяется конструирование. Суть конструирования заключается в том, что воспитаннику необходимо из определённых материалов (деталей), правильно соединив их, необходимо создать конструкцию. Сначала осуществляется обучение ребёнка эффективному конструированию. Для этого воспитатель передаёт ему начальные знания на следующие темы: образцы и схемы простых конструкций; особенности планирования своей деятельности; особенности моделирования и др. После этого осуществляется непосредственное конструирование, на котором по заранее созданному плану и модели осуществляется выполнение конструкции. Этот процесс контролируется воспитателем и им осуществляется помощь при необходимости.

Можно привести следующие примерные упражнения из этого метода:

Конструктивная теория. Передача необходимых конструктивных знаний осуществляется в процессе беседы на следующие темы: «изучение материалов, их свойств и конструктивных особенностей», «способы соединения деталей и материалов», «изучение основных понятий инженерной деятельности».

Конструктивная практика. В качестве примера можно привести серию упражнений «жизнь куклы», состоящая из следующих упражнений: «создай куклу, «построй дом для куклы», «сконструируй транспорт для куклы», «гонка на созданных машинках». Как можно заметить, все эти упражнения объединены одним смыслом, связанным сначала с созданием куклы, а затем с её материальным обустройством. Сначала ребёнок должен создать план действий и модель будущей поделки, а затем осуществляется непосредственное конструирование.

Игровой метод. Анализируя результаты диагностики логического и образного мышления, являющихся важными компонентами инженерного мышления, мы пришли к выводу, что необходимо стимулировать эти мыслительные качества через игровые упражнения. Игровые элементы упражнений будут способствовать заинтересованности ребёнка, а игровой процесс тренирует мыслительные качества. Использовались следующие игры: «Лишний предмет» (классификация предметов), «Найди отличие» (предметный анализ), «Сложи из фигур картинку» (образное, логическое мышление), «Почему это произошло?» (причинно-следственные связи).

Таким образом, созданный диагностический комплекс исследования инженерного мышления и подготовка упражнений для его формирования являются значительным вкладом в педагогическую теорию. Используя наши наработки, другие специалисты могут улучшить процесс психического развития детей.

 

Литература:

Мустафина Д.А. Модель конкурентоспособности будущего инженера-программиста [Текст] / Д.А. Мустафина, Г.А. Рахманкулова, Н.Н. Короткова // Педагогические науки. – 2010. - №8. – С. 16 - 20.

 



. . . . . . .