Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Электронное обучение как инструмент реализации цифровой среды

Дата публикации: 2023-01-09 05:50:06
Статью разместил(а):
Никифорова Дарья Павловна

Электронное обучение как инструмент реализации цифровой среды

E-learning as a tool for implementing the digital environment

 

 

Автор: Никифорова Дарья Павловна

МАОУ "Гимназия № 1 им. А.С. Пушкина", г. Южно-Сахалинск, Россия

E-mail: darianikiforova15@gmail.com

Nikiforova Darya Pavlovna

Pushkin Gymnasium 1, Yuzhno-Sakhalinsk, Russia

E-mail: darianikiforova15@gmail.com

 

Аннотация: В последние годы произошёл резкий рост использования дистанционных технологий в различных сферах, в том числе и в образовательных организациях. В учебных заведениях используют различные формы реализации этих технологий. Некоторые образовательные организации стали самостоятельно заниматься разработкой и внедрением платформ и программ электронного обучения в рамках развития цифровой образовательной среды. Данное направление является перспективным, а работа в этой области – актуальной.

Abstract: In recent years, there has been a sharp increase in the use of remote technologies in various fields, including educational organizations. Educational institutions use various forms of implementation of these technologies. Some educational organizations began to independently develop and implement e-learning platforms and programs as part of the development of the digital educational environment. This direction is promising, and work in this area is relevant.

Ключевые слова: цифровизация, электронное обучение, образование, современная школа, цифровая среда, дистанционное обучение.

Keywords: digitalization, e-learning, education, modern school, digital environment, distance learning.

 

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Цифровая образовательная среда – совокупность программных и технических средств, образовательного контента необходимых для реализации образовательных программ. Она открывает возможности использования ряда технологий и ресурсов, которые обеспечивают технологическую организацию образовательного процесса. Использование электронного обучения в этой среде даёт ряд дополнительных возможностей для передового и эффективного ведения образовательной деятельности.

Министерство просвещения РФ в Постановлении обозначает, какие элементы включает в себя Цифровая образовательная среда:

- различные дистанционные образовательные и телекоммуникационные технологии;

- техническое оборудование: компьютеры, ноутбуки, планшеты, периферийные устройства;

- мультимедийные установки, smart-доски, цифровое оборудование;

- комплекс информационных образовательных ресурсов [1].

Электронное обучение, в свою очередь – это система обучения при помощи интернета и электронных технологий.

Конечно, не все педагоги готовы к таким изменениям формата обучения и внедрениям новых технологических и информационных ресурсов для ведения своей педагогической деятельности. Поэтому возникает ряд сложностей у преподавателей:

1. Неумение использовать технологические ресурсы и цифровые программы.

2. Увеличивается время подготовки к занятиям.

3. Отсутствует индивидуализация. Задания становятся стандартными для всех (за исключением сложности, и сложно учитывать особенности каждого ученика при электронном обучении).

4. Отсутствие живого общения препятствует своевременному выявлению дефицитов, создаёт сложности в коммуникации между учителем и учеником, нет возможности оперативного, раскрытого и «живого» ответа на вопрос обучающегося.

5. Учащиеся не имеют мотивацию для самостоятельного изучения нового материала. А всё потому, что на офлайн-занятиях учитель объясняет и разбирает материал, отвечает на все вопросы, которые могут возникнуть, а в онлайн-формате ученик и учитель ограничены по времени, а если задания в текстовом формате, то приходится обучающемуся самостоятельно изучить и понять этот материал, а большинство не готовы к этому. 

Но самой острой проблемой остаётся то, что не у всех педагогов хватает икт-компетенций, чтобы с лёгкостью освоить новую программу или платформу, через которую будет осуществляться электронное образование. Решить её можно с помощью целенаправленных курсов по работе с этими ресурсами.

Наличие огромного количества программ электронного обучения также осложняет решение образовательных задач педагогами. Проблема заключается в том, что в образовательные учреждения зачастую спускают сразу несколько платформ для организации электронного обучения и/или через короткий промежуток времени внедряют новую программу/платформу, которые в свою очередь отличаются друг от друга и требуют дополнительного времени на изучение, знаний и компетенций по работе с ними. 

Необходимо учитывать при реализации программ и ФГОС, так как он создан, в первую очередь, для систематизации, логического объединения процесса образования. Документ позволяет организовать учебную работу таким образом, чтобы дети не испытывали больших трудностей при переходе на новый уровень образования, а именно были оснащены необходимыми и достаточными знаниями, имели определенный уровень психологической подготовки.

Задания, которые содержатся в библиотеках на цифровых образовательных платформах, не соответствуют стандартам и школьным темам, поэтому педагогам необходимо самостоятельно разрабатывать и загружать нужные задания.

Несмотря на ряд сложностей, эти вопросы в частном порядке можно решить. При этом стоит отметить и другую сторону. Образование нацелено в первую очередь на самого обучающегося, на его интересы, потребность и в целом на его личность. И как раз электронное обучение может удовлетворить это всё.

В свою очередь, подтверждением мысли о значимости электронного обучения говорят Об этих аспектах в своих трудах говорят доктора педагогических наук, профессора, специалисты в области информационных технологий и электронного обучения Е.З. Власова и Е.А. Барахсанова. Они считают, что необходимо рассматривать электронное обучение, как инструмент реализации цифровой среды образовательной организации с точки зрения его направленности на саморазвитие человека. Также они подчёркивают, что нужно учитывать особенности образования в том или ином конкретном регионе/стране.

К таким особенностям они относят: технологические возможности, нормативно-правовое обеспечение и в т.ч. социокультурные особенности населения. В исследованиях также затрагивается проблема двойственности понятия электронного обучения в педагогической теории и практике. Е.З. Власова отмечает, что применение в образовательной организации систем электронного обучения непосредственно способствует применению программных ресурсов и продуктов, повышению уровня оперативности доступа при получении информации образовательного характера, обмену информацией и её применению в образовательной деятельности [3, с.43-46, 4, с.126-129].

Как показывают социологические опросы, родители, учителя и сами учащиеся чаще всего отмечают низкую эффективность электронного обучения и считают, что оно не даёт качественного образования [5]. Но несмотря на это всё больше исследований отмечают именно положительную тенденцию и всё больше преимуществ электронного обучения, и в целом развития цифровой образовательной среды.

Международный исследователь проблем дистанционного образования и электронного обучения Л.А. Нечаева выделяет преимущества применения электронного обучения в цифровой образовательной среде:

1. Возможность организации учебного процесса в различных форматах: интерактивные тесты и лекции, виртуальные практикумы, игровые симуляторы и т.д.

2. Гибкость образовательного процесса, которая проявляется в том, что обучающийся самостоятельно может выбрать последовательность и продолжительность обучения. Модульная система электронного курса значительно упрощает поиск образовательной информации.

3. Эффективность и качество предоставляемых образовательных услуг, что выражается в том, что создание электронных курсов происходит при участии множества специалистов, которые имеют возможность оперативно и своевременно их обновлять, когда это необходимо.

4. Реализация потребности студентов в самосовершенствовании и самообразовании под непосредственным руководством педагогического состава. Данный аспект важен, так как в настоящее время общество требует от будущих специалистов овладение навыками самостоятельной работы, а электронное обучение предполагает значительное увеличение доли самостоятельной работы.

5. Снижение затрат на обучение, свободный доступ к образовательным ресурсам, экономия времени преподавателей и студентов.

6. Возможность разрабатывать чёткие и последовательные критерии оценки образовательной деятельности студентов.

7. Инновационность процесса обучения, которая является достаточно высоким стимулирующим фактором [6].

Таким образом, электронное обучение как инструмент реализации цифровой среды даёт возможность для высокой эффективности образования. Несмотря на социологические опросы и мнение субъектов образования о недостаточном уровне знаний, получаемых при помощи электронного обучения, всё больше исследователей и зарубежных специалистов придерживаются другого мнения. Проблемы эти можно решить. Единственно сложная ситуация обстоит с количеством платформ и программ электронного обучения и частотой их внедрения в образовательные учреждения.

Внедрение электронного обучения, как инструмента в цифровой образовательной среде имеет ряд преимуществ: гибкость обучения, персонализация программ, свобода доступа, возможность получения качественного образования, экономия средств на оплату обучения, экономия времени на дорогу. При этом электронное обучения может удовлетворить потребности и восполнить дефициты обучающегося.

 

Список литературы:

1. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. N 2040 "О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды".

2. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Соколова К.К. Интерактивные методы обучения в экономической подготовке студентов вуза // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36).

3. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Филатова Е.В. Проблемное обучение в современном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1.

4. Быстрова Н.В., Максимова К.А., Уханов А.Ф. Формирование информационно-образовательной среды общеобразовательной организации // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. сборник статей по материалам Всероссийской научнопрактической конференции. Мининский университет. 2019.

5. Нечаева Л.А. Возможности электронного обучения в формировании межкультурной компетенции: опыт работы арктического университета (Норвегия, Тромсё) // Непрерывное образование: XXI век. 2014. №2 (6).

 

. . . . . . .