Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Материнский фольклор и его педагогическая ценность

Дата публикации: 2022-12-27 20:19:09
Статью разместил(а):
Пащенко Екатерина Владимировна

Материнский фольклор и его педагогическая ценность

Maternal folklore and its pedagogical value

 

Авторы:

Пащенко Екатерина Владимировна

МАУ ДО «Дом детского творчества», Ивнянский район, Белгородская область, Россия

e-mail: pashchenko.katya@mail.ru

Pashchenko Ekaterina Vladimirovna

House of Children's Creativity, Ivnyansky District, Belgorod Region, Russia

e-mail: pashchenko.katya@mail.ru

Реутова Наталья Александровна

МАУ ДО «Дом детского творчества», Ивнянский район, Белгородская область, Россия

e-mail: reutova.n4ta@yandex.ru

Reutova Natalya Aleksandrovna

House of Children's Creativity, Ivnyansky District, Belgorod Region, Russia

e-mail: reutova.n4ta@yandex.ru

 

Аннотация: В этой статье авторы пишут о том, что материнский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и перекраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.

Abstract: In this article, the authors write that maternal folklore is a vast field of oral folk poetry. This is a whole world - bright, joyful, filled with vitality and beauty. He coexists with the world of adults, but is not subject to it and lives according to his own laws in accordance with his vision of nature and human relations. Children with a keen interest look into the lives of adults and willingly borrow their experience, but modify and reshape what they have acquired. The thought of children is associated with specific images - this is the key to the secrets of children's artistic creativity. Features of the child's psyche and thinking determined the selection of works of children's folklore.

Ключевые слова: материнский фольклор, педагогическая ценность, воспитание детей.

Keywords: maternal folklore, pedagogical value, upbringing of children.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

«... Материнская любовь как бы воплощает любовь Бога, и она окружает жизнь ребенка нежностью». Из книги дневников императрицы Александры Федоровны.

 

Материнская любовь - эго первооснова жизни, любовь физического свойства. Материнская забота и опека являются для младенца выражением и продолжением материнской любви. Это чувство можно назвать тем изначальным, той божественной искрой, которая поддерживает в ребенке огонь жизни и позволяет ему жить. Заботясь о малыше каждую минуту, мать доказывает ему свою надежность и дает веру в то, что «все будет хорошо».

В самом начале жизни младенца хорошая мать, полностью отдающаяся ребенку и заботе о нем, осуществляющая хороший уход, закладывает основы его душевного здоровья. Все действия матери, повторяемые изо дня в день, даже совершенно незначительные, дают ребенку возможность ощущать себя реально существующим. Кроме того, создав благоприятные условия для развития своего малыша, мать дает ему возможность испытывать те же чувства, которые испытывает сама. Обладая этой способностью, ребенок может смело встретиться с окружающим миром и устремляться вперед в унаследованном им процессе взросления.

Материнская любовь - эго первооснова жизни, любовь физического свойства. Материнская забота и опека являются для младенца выражением и продолжением материнской любви. Это чувство можно назвать тем изначальным, той божественной искрой, которая поддерживает в ребенке огонь жизни и позволяет ему жить. Заботясь о малыше каждую минуту, мать доказывает ему свою надежность и дает веру в то, что «все будет хорошо».

В самом начале жизни младенца хорошая мать, полностью отдающаяся ребенку и заботе о нем, осуществляющая хороший уход, закладывает основы его душевного здоровья. Все действия матери, повторяемые изо дня в день, даже совершенно незначительные, дают ребенку возможность ощущать себя реально существующим. Кроме того, создав благоприятные условия для развития своего малыша, мать дает ему возможность испытывать те же чувства, которые испытывает сама. Обладая этой способностью, ребенок может смело встретиться с окружающим миром и устремляться вперед в унаследованном им процессе взросления.

Материнское поведение, во всем его многообразии проявлений, является базой, определяющей развитие здорового малыша. Общаясь с ребенком, мать бессознательно изменяет характеристики своего голоса. Она говорит очень выразительно, меняет интонацию, растягивает слова, иногда отдельные гласные в словах, удлиняет паузы, повторяет некоторые слова, повышает частоту голоса. Малыш понимает, что нежный высокий голос обращен именно к нему. Это так называемый «язык нянь», который, по исследованиям психологов, необходим ребенку для лучшего восприятия своей мамы.

Произведения детского фольклора, которые созданы взрослыми для детей и исполняются ими же (взрослыми), называются «материнский фольклор» или «материнская поэзия». У исследователей русского фольклора (Ф. Селиванова, В. Аникин) есть такое понятие, как «поэзия пестования», которая представляет собой удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики. Основой для ее создания послужило практическое знание специфики детского возраста, которое накапливалось в народной культуре годами и столетиями, и было закреплено в многообразных приемах воспитания детей на разных этапах жизни.

Материнский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и перекраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет ребёнка, радует, то есть  вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, но и у ребенка вызывает желание запомнить  текст. Ведь известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.

Произведения материнского фольклора - колыбельные песни, пестушки, потешки, поскакушки, прибаутки.

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка.

Произведения материнского фольклора - колыбельные песни, пестушки, потешки, поскакушки, прибаутки. Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка.

Колыбельные песни пела ребёнку мама, в них она выражала свою любовь, нежность к ребёнку. Спокойный ритм песни, монотонный напев, покачивание колыбели убаюкивали малыша. В колыбельных песнях к ребёнку обращаются с пожеланием ему сна, здоровья, роста, быть послушным. Ещё песнях обращаются к животным, сказочным персонажам с просьбой дать сон ребёнку, не мешать ему спать, не пугать. В колыбельных песнях поётся о будущем малыша, подарках ему, о птицах и животных, которые заботятся о нём. 

Например: колыбельная песня Белгородского края:

Ой баиньки, баиньки, 

Прилетели галыньки. 

Стали думать и гадать, 

Чем Ванюшу годуватъ? 

Чи бубличком, чи рожком, 

Чи кашею с творожком. 

В колыбельных песнях рассказывается о самых близких ребёнку людях, часто их показывают в труде, в своей работе, мама представляет своего ребёнка тоже трудолюбивым. Например: 

Когда будешь ты большой, 

Будешь рыбку удить Да тетерку ловить, 

Будешь лес рубить — 

Мамку с тяткой кормить.

Ребёнок, слушая колыбельные песни, как бы купается в ласке, чувствует себя защищённым от бед. А дети очень нуждаются в этом. Ребенок улавливает ритмичность колыбельной или другой песенки, и эта ритмичность действует на него успокаивающе. Именно поэтому все колыбельные характеризуются ритмичностью и мерным тактом, несложной, повторяющейся мелодией 

Колыбельные песни, выражая нежность  и любовь к ребенку, имели вполне определенную цель — усыпить его. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Пение сопровождалось покачиванием зыбки (колыбели), и в песнях могли появиться звукоподражания: 

Березонька скрып-скрипит, а мой сынок спит-поспит. 

Корни колыбельных песен уходят в древность. В. П. Аникин считает, что их общая эволюция заключалась в утрате обрядовых и заговорно- заклинательных функций. Вероятно, рудиментом таких древних представлений является небольшая группа песен, в которых мать желает ребенку умереть ("Баю, баю да люли'.Хотъ теперь умри... "). Смысл пожелания — обмануть болезни, которые мучают ребенка: если он мертв, то они его оставят. 

Девочке расчёсывают волосы и заплетают косу. Не каждая это любит. Можно рассказать стишок.

Есть стишки о каждом значительном событии в жизни ребёнка. Когда ребёнок начинает произносить первые звуки, мама ласково приговаривала: Ах, поёт, поёт Соловушка, молоденький, молоденький, хорошенький!

Ребёнок учится ходить. Первые шаги для ребёнка радостны. Его держали за руки и приговаривали: Ноженьки топ-топ, Глазками хлоп-хлоп! Топ-топ, топ-топ, ходи-ходи ножкой твёрдо по дорожке. 

Если ребёнку было больно, то ему приговаривали несколько раз:

У кошки боли, у собачки боли, у Оли - не боли, у Оли заживи. 

Или: У киски боли, у собачки боли, а у Ванечки поскорее заживи и сальцем заплыви. 

У зайца боли, у лисицы боли, а у Павлика пройди. 

Боль - вороне, хворь—сороке, а Машенька наша скоро поправится.

Ласково звучащий приговор, упоминание знакомых животных отвлекает ребёнка от боли, успокаивает его, поднимает настроение. Мама кормила ребёнка и приговаривала: 

Не вари кашу круту, Вари жиденькую, да молочненькую. Каша масленая, Ложка крашеная.

Потешки с элементами сюжета, игры "Ладушки, ладушки... ", "Идет коза рогатая... ".  В них появляются перечисления, диалоги. Потешка - элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики.

Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. Если на столе рыба или овощи, и на этот случай есть стишок. 

Потешки - забавные стишки, которые потешают ребёнка. Потешки могут быть связаны с игрой, в которую ребёнок с удовольствием включается. 

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая истории, которую рассказывает мама своему ребёнку,

Прибаутки — это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Сюжеты прибауток очень простые (одно-мотивные или кумулятивные), напоминающие "маленькие сказочки в стихах" (В.П. Аникин). Прибаутками действительно иногда становились детские сказки (см. "Была себе курочка рябенька... "), и наоборот: как сказки могли рассказываться прибаутки ("Пошла коза за орехами ...").  

Содержание прибауток яркое и динамичное: все бегут заливать загоревшийся кошкин дом; приводят в чувство запарившуюся в бане блоху (или мышку); горюют о разбившемся яичке, которое снесла курочка рябенька; собираются на свадьбу совы с белым лунем... Весьма выразительны образы животных: Коза в синем сарафане, во льняных штанах, в шерстяных чулках. Прибаутки содержат первые назидания: уп­рямый козел съеден волками; кысонъка-мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого... Однако главная роль прибауток — познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огонь, быки выпивают воду и так далее. 

Среди прибауток особое место занимают небылицы-перевертыши, известные также в развлекательном фольклоре взрослых. Их установка — создать комические ситуации путем нарочитого смешения реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребенка смех, значит, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно действительности, на что может прямо указываться:

Где это видано, где это слыхано, чтоб курочка бычка родила. 

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) - короткий стихотворный напев няшюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая: 

Потешки и пестушки своим ритмом, наоборот, призваны вызвать у ребенка эмоциональный подъем. Они выступают как средство эмоционально-игрового контакта мамы и ребенка. Делая ребенку массаж, обучая ребенка движению руками и ногами, мать напевает ребенку, устанавливая определенный ритм движений («Ладушки-ладушки ...»). Также ребенок в это время учится понимать названия совершаемых движений. Умывая малыша, мама напевает «Водичка, водичка ...», сразу решая при этом несколько задач:

- малыш отвлекается от, возможно, не очень приятных ему ощущений от попадающей в глаза воды; 

- ласковый голос мамы успокаивает его и делает процедуру умывания эмоционально-приятной; 

- ребенок запоминает названия частей своего тела (роток, зубки, глазки).

Специальные наблюдения ученых за поведением младенцев показали, что при взаимодействии с эмоционально-контактным взрослым, ребенок в лепетной речи произносит больше звуков, напоминающих по звучанию звуки родной речи, а это уже подготовка речевого аппарата ребенка к овладению активной речью. 

Таким образом, можно сделать вывод, что применение произведений «материнской поэзии» оказывает разностороннее влияние на развитие ребенка раннего возраста. Если мама поет ребенку колыбельные, использует в общении с ним забавные стихотворения, у него раньше появляются «музыкальные сочетания», а значит, он раньше начинает гулить. А гуление - это звуковое выражение ребенком положительного эмоционального состояния. Также колыбельная помогает ребенку быстрее перейти от бодрствования ко сну, успокоиться. Позднее, когда ребенок начнет понимать значение слов колыбельной, она расскажет ему о предметах окружающего мира, с которыми он сталкивается в повседневной жизни и о тех, которых он не видел, материнский поэзия способствует развитию ребенку. 

Позднее ребенок знакомится с потешками, исполнение которых уже требует его непосредственного участия. Например, после того, как малыш неоднократно слышал потешку «Гуси, гуси», мама может побуждать ребенка самостоятельно произносить «га-га-га» и «да-да-да», что является прекрасной тренировкой его речевого аппарата. С помощью потешек ребенок усваивает первичный запас слов, без которого невозможно познание мира. 

Первые сказки, с которыми знакомится ребенок, имеют несложный сюжет и, так называемую, кумулятивную структуру. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Сказка сопровождает ребенка на протяжении всего детства, всё более усложняясь. 

Материнский фольклор нужен ребёнку для здоровья, для нормального развития в младенческом возрасте. Так же складываются первые его представление об окружающем мире. Этот фольклор помогает общаться с малышом, проявить к нему нежность, заботу и любовь. 

Произведения материнской поэзии являются единственным реальным путем проникновения ребенка в скрытый от непосредственного наблюдения и недоступный для практических действий мир. В материнской поэзии, или поэзии пестования, закреплены многообразные приемы и методы воздействия на ребенка. 

Формы материнской поэзии, являясь высокохудожественными произведениями, из века в век учат, совершенствуют разум, воспитывают физически и нравственно, доставляют детям истинно эстетическое наслаждение. Фольклор учит отличать хорошее от плохого, добро от зла, правильно поступать в разных жизненных ситуациях.

 

Список литературы:

1. Антонова Е.Л. Народная художественная культура: учебное пособие / Е.Л. Антонова, Белгород, 2006.

2. Переверзев Л. Дизайн и фольклор / Декоративное искусство, 1973.

3. Бакланова Т.И. Народная художественная культура в универсальной гуманитарной образовательной системе // Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров / Т.И. Бакланова. - М., 1994.

4. Волков Е.Н. Этнопедагогика: учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб, заведений / Е.Н. Волков. М: Издательский центр «Академия», 1999.

5. Гончарова Н.П. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа / Н.П. Гончарова. - М., 2000.

6. Винникот Д.В. «Маленькие дети и их матери», Москва Независимая фирма «Класс», 1998.

 

. . . . . . .