Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Организация самообразования педагога в общеобразовательном учреждении

Дата публикации: 2022-12-26 16:11:00
Статью разместил(а):
Рожкова Надежда Владимировна

Организация самообразования педагога в общеобразовательном учреждении

Organization of self-education of a teacher in a general education institution

 

Автор: Рожкова Надежда Владимировна

СахГУ, Институт психологии и педагогики, г. Южно-Сахалинск, Россия

e-mail: rozhkova_nadezhda@mail.ru

Rozhkova Nadezhda Vladimirovna

SAKHGU, Institute of Psychology and Pedagogy, Yuzhno-Sakhalinsk, Russia

e-mail: rozhkova_nadezhda@mail.ru

Аннотация: В статье автор описывает процесс организации самообразования педагога в общеобразовательном учреждении. В работе приведены проблемы, с которыми сталкиваются педагоги при организации самообразовательной деятельности, и пути их решения с помощью администрации и методистов школы.

Abstract: in the article, the author describes the process of organizing self-education of a teacher in a general education institution. The paper presents the problems that teachers face when organizing self-educational activities, and ways to solve them with the help of the administration and methodologists of the school.

Ключевые слова: педагог, самообразование, общеобразовательное учреждение.

Keywords: teacher, self-education, educational institution.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

"Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов". Рубакин Н. А. (русский библиограф и писатель)

 

Педагог - одна из ключевых фигур, которая влияет на становление будущих личностей граждан страны. Также влияет на их социализацию, развитие различных способностей. Одна из сложных задач педагога в современном мире заключается в умении пробудить у учащихся жажду к обучению и саморазвитию. Главной мотивационной составляющей в данном случае является личный пример преподавателя.

Если учитель помогает обучающимся, то кто же поможет ему? Ведь как показывает практика не каждому по силам выстроить свою траекторию самообразования. Также выделяются основные трудности: с чего начать, как выстроить работу, какой должен быть результат, как его измерить.

В разрешении данных сложностей педагогам могут помочь администрация школы и методисты. Именно они имеют возможность посодействовать в составлении плана саморазвития педагога, который будет отвечать его потребностям.

Работа по организации самообразования педагога начинается с диагностики компетенций преподавателя, которую проводит методическая служба школы. Такая работа позволяет выявить слабые и сильные стороны психолого-педагогической и общекультурной готовности педагога к самообразованию.

Основой для построения работы над самообразованием педагога служит Профессиональный стандарт, утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от «08» октября 2013 г. № 544н. В данном документе указаны ключевые компетентности учителя. Для диагностики педагогического мастерства возможно использовать следующие методики:

· Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества, Кухарев Н.В., Решетько В.С. В данной работе представлена системно-структурная модель диагностики педагогического творчества. Обосновываются сущность понятия и основные его компоненты, характеризуется проявление педагогического творчества на различных уровнях педагогической деятельности. Интерпретируемая авторами система критериев позволяет измерять как эффективность педагогического труд, так и степень проявления педагогического творчества.

· Анкетирование «Способность к саморазвитию», Зверева И.В., Немова Н. Цель методики - выявление способности учителя к саморазвитию. Способность к саморазвитию в данном случае выступает как важное условие функционирования гармоничного «Образа Я». Проведение этой методики позволит определить существует ли функциональная связь между способностью к саморазвитию и уровнем самоактуализации педагогов.

· Критериально-ориентированные тесты, Фролова Н.Е., Фролов В.Н. При таком тестировании критерием служит наличие или отсутствие проверяемых знаний. Критерии оценки качества педагогической деятельности – признаки сформированности профессиональных компетентностей, готовности к профессиональной деятельности. 

Также в быстро изменяющемся и развивающемся мире педагогу необходимо следить и соответствовать современным техническим тенденциям. Современному учителю необходимо быть мобильным, способным к творческому использованию возрастающего и регулярно обновляющему потоку информации. Последние актуальные вопросы в данной области: обучение с применением дистанционных технологий, применение новых технологий на уроках.  

Результаты аналитики и личный запрос педагога позволяют методисту точнее выстроить индивидуальный план самообразования педагога. Но важно ориентироваться не только на профессиональные дефициты, но и на личные качества человека: трудолюбие, мотивация, наличие цели. Только учитывая все эти аспекты возможно грамотно выстроить самообразовательную деятельность.

План самообразования педагога должен содержать в себе следующие ключевые пункты:

1. Основные вопросы для изучения. Это может быть, как одна основополагающая цель, так и несколько.

2. Этапы работы над материалом по вопросам. Необходимо расписать все возможные пути достижения цели.

3. Представление результата работы. Это может быть доклад на педагогическом или методическом совете, открытый урок, методическая разработка и другие возможные виды презентации о проделанной работе.

4. Анализ и самоанализ эффективности выполненной работы. По результатам этого пункта при необходимости корректируется изначальный план самообразования.

При выполнении плана в практической работе преподавателей выделяются несколько основных типичных сложностей при осуществлении самообразовательной деятельности:

· выбор не актуальной темы самообразования;

· несоблюдение этапов работы;

· нет контроля за выполнением работы;

· отсутствие анализа и самоанализа проделанной работы;

· отсутствие системного подхода;

· презентация результатов деятельности;

Причинами таких сложностей являются:

· минимальный контроль за самообразовательной деятельностью педагога со стороны администрации общеобразовательного организации и её методистов;

· низкий уровень анализа собственной деятельности: самоанализ урока, самоанализ работы по самообразованию и т. д.

· сохраняется модель передачи знаний и их воспроизводства;

· ценностью являются вовсе не саморазвитие личности, а обезличенные знания, умения и навыки;

Какими же формами и методами следует руководствоваться администрации образовательной организации и методистам при составлении плана работы над самообразованием педагога:

· на постоянной основе на педагогических и методических советах освещать вопросы самообразования, давать возможность преподавателям презентовать результаты проделанной работы;

· налаживать взаимодействие между преподавателями с целью обмену опытом;

· разработка рекомендаций с целью повышения педагогической эффективности;

· помощь педагогам в обобщении своего опыта, подготовке докладов по проблемам педагогики, мотивирование учителей к научно-исследовательской деятельности;

· организация специальных лекций, групповых и индивидуальных встреч на тему самообразования;

· систематически подводить итоги самообразовательной деятельности педагогов.

Важным является также факт того, что администрации школы нужно организовать работы таким образом, чтобы педагоги сами ощущались потребность в самообразовании. При должных созданных условиях у сотрудников будет формироваться ответственное отношение к своему профессиональному росту.

Самосовершенствование неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога. Но не каждому учителю по силам справиться с этой работой самостоятельно. И конечно же как никто сможет в этом помочь администрация и методический отдел школы. Грамотно составленный план по организации самообразования педагогов администрация в скором времени сможет увидеть качественные результаты деятельности своих сотрудников.

 

Список литературы:

1. Белова Г.А. Перспективное планирование профессионального самообразования педагогов / Г. А. Белова // Методист. – 2009. 

2. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества / Н.В. Кухарев, В.С. Решетько. Ч. 2 : Диагностика педагогического мастерства: (опыт, критерии измерения, прогнозирование). — 1998.

3. Лазовская Л.А. Педагог и самообразование / Л.А. Лазовская // Образование Минщины – 2009.

4. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе [Текст]: методическое пособие / М.М. Поташник. - М.: Центр педагогического образования, 2010.

5. Профессиональный стандарт педагога. Утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от «08» октября 2013 г. № 544н. 

 

. . . . . . .