Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Запросы общества в системе управления общеобразовательной организацией

Дата публикации: 2022-12-11 15:00:39
Статью разместил(а):
Низамутдинова Елена Феликсовна

Запросы общества в системе управления общеобразовательной организацией

Requests of society in the management system of a general educational organization

Автор: Низамутдинова Елена Феликсовна

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Елабужский институт КФУ, г. Елабуга, Россия

e-mail: 9164960441@mail.ru

Nizamutdinova Elena Feliksovna

Kazan (Volga region) Federal University, Elabuga, Russia

e-mail: 9164960441@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассмотрены запросы общества, которые прежде всего должны учитываться при формировании эффективной системы управления образовательной организацией. Внутри самой образовательной организации основными потребителями образовательных услуг являются ученики и их родители, поэтому основной акцент должен делаться именно на них, что позволит решить множество разнообразных и сложных задач в процессе управления образовательной организацией и прежде всего задач, связанных с повышением качества образовательных услуг.

Abstract: This article discusses the demands of society, which, first of all, should be taken into account when forming an effective management system for an educational organization. Within the educational organization itself, the main consumers of educational services are students and their parents, so the main focus should be on them, which will allow solving many diverse and complex tasks in the process of managing an educational organization and, above all, tasks related to improving the quality of educational services.

Ключевые слова: образовательная организация, система управления, школа, запросы общества, образовательные запросы.  

Keywords: educational organization, control system, school, the demands of society, educational requests.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

В условиях постоянно меняющегося общества меняются потребности и запросы к системе образования, что определяет необходимость формирования системы управления образовательной организацией, отвечающей всем запросам потребителей современного образовательного пространства.

Образовательная услуга рассчитана на потребителя, поэтому основной запрос определяется потребителем. Главными потребителями образовательных услуг являются учащиеся, а родители напрямую заинтересованы, чтобы их дети получили качественное образование, которое включает в себя не только уровень обучения, но и условия, и ресурсные возможности, при которых осуществляется образовательный процесс. В связи с чем, важным условием выступает создание системы управления образовательной организацией, отражающей рациональное распределение труда, определение организационных элементов и связей между ними, позволяющих организовать эффективный образовательный процесс, отвечающий всем запросам общества.

В толковом словаре Д.В. Дмитриева понятие «запросы» трактуется как чьи-либо или какие-либо требования, потребности, стремления, ожидания [2]. 

Образовательными запросами являются ожидания и заказ родителей, учащихся, регионального рынка труда, общественных институтов, высших и средних специальных учебных заведений, активных социальных групп системы образования. 

Образовательным запросом семьи являются ожидания родителей (законных представителей), связанные с образовательной деятельностью их ребенка и адресованные конкретному субъекту. 

Итак, запросы общества в управлении образовательной организацией – это отражение интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в деятельности государственного образовательного учреждения.

Запросы общества в управлении образовательной организацией можно представить ввиду структуры, показанной на рисунке 1.

 

Рис.1. Структура запросов общества в управлении образовательной организацией. 

Поскольку в качестве заинтересованных сторон выступают, во-первых, непосредственные участники образовательного процесса – учащиеся и педагоги; во-вторых, родители, представляющие интересы семьи; в-третьих, образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования; и, в-четвертых, государство, представляющее интересы общества в целом, - то характеристика запросов общества в управлении образовательной организации складывается из следующих основных компонентов [4]:

1. Государственный заказ, содержание которого определяется нормативными документами, в первую очередь Государственным образовательным стандартом.

2. Потребности учащихся, которые выявляются в ходе устных опросов, анкетирования и экспертных оценок педагогов.

3. Ожидания родителей (членов семьи), которые выявляются в ходе бесед, социологических исследований, мониторинга, анкетирования и т.п.

4. Профессионально-педагогические потребности учителей, которые устанавливаются в ходе бесед, анкетирования, опросов, публичного обсуждения школьных проблем.

5. Требования и ожидания образовательных учреждений профессионального образования, которые определяются при заключении договоров, в ходе анализа отзывов на выпускников, анализа сдачи выпускниками школы приемных вступительных экзаменов в ВУЗы и т.д.

Для раскрытия понимания школой социального заказа на образовательные услуги, которые учитывают потребности учащихся, родителей, социума, важно рассмотреть особенности состояния образования в школе, выделить характерную проблему, наметить пути выхода из проблемной ситуации и обосновать концептуальную идею жизнедеятельности школы при построении своего образовательного пространства.

Запросы государства представляют собой требование на создание школой условий для развития свободной, мыслящей, деятельной, социальной, социально - адаптированной личности, получившей хорошее среднее образование и обладающей гражданской ответственностью.

Для того, чтобы обучение и воспитание ребенка осуществлялось успешно, необходимо сотрудничество образовательного учреждения и непосредственно самих педагогов с семьей ученика. Необходимо понять, что именно хотят родители от образовательной организации, завышены или занижены их пожелания и соответствуют ли они тем услугам, которые обязаны предоставляться данным образовательным учреждением. Именно для выяснения пожеланий родителей и их детей используются родительские запросы. 

Виды образовательных запросов родителей показаны на рисунке 2.

 

Рис. 2. Виды запросов родителей в управлении образовательной организации.

Образовательные запросы родителей рассматриваются по следующим основаниям: степени их осознанности и степени их согласованности. В соответствии с чем выделяются следующие виды образовательных запросов [1]: 

- осознанные образовательные запросы - вид образовательного запроса семьи, характеризующийся продуманностью целей с опорой на адекватное представление о возможностях семьи и образовательного учреждения; 

- неосознанные (неосознаваемые) образовательные запросы - вид образовательного запроса семьи, характеризующийся спонтанными и кратковременными образовательными целями, ситуативностью выбора образовательного учреждения, отсутствием понимания и учета индивидуальных особенностей родителей и ребенка; 

- консолидированные (согласованные) образовательные запросы - вид образовательного запроса семьи, при котором цели, принципы и способы реализации образовательного пути ребенка максимально согласованы между всеми субъектами семьи; 

- несогласованные образовательные запросы характеризуются внутрисемейным разнообразием и непоследовательностью родительских ожиданий от системы образования и ребенка. 

Конечно же самыми идеальными для системы управления образовательным учреждением являются осознанные, консолидированные образовательные запросы семьи, но для этого необходимо проделать большую работу, которая должна строиться системно и включать в себя следующие основные направления [3]: 

- информирование – делится знаниями (академический потенциал); 

- просвещение – делится пониманием (мотивационный потенциал); 

- консультирование – уделять дополнительное время (психологический потенциал); 

- обучение - делиться умениями (методический потенциал); 

- совместная деятельность - делиться ответственностью (партнерский потенциал). 

Родители хотят, чтобы школа выпускала воспитательную личность, которая считается с нормами и правилами поведения, сложившимися в обществе, впитавшую в себя систему общечеловеческих ценностей, уважающую права личности и собственности. Они хотят видеть школу, которая отвечает санитарно-гигиеническим и эстетическим требованиям, в которой уважаются права ребенка и обеспечивается не только физический, но и душевный комфорт.

Для родителей очень важно, чтобы школа обеспечила подготовку в ВУЗ, чтобы педагоги помогли ребенку с выбором профессии, чтобы у ребенка был хороший базовый уровень знаний, хотят индивидуального подхода к ребенку, с учетом его психологических особенностей, а также хотят обеспечение его безопасности в период нахождения в учебном заведении, но и конечно же обеспечение здоровьесберегающей функции школы и организации хорошей досуговой деятельности.

Сами же учащиеся прежде всего хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность; хотят, чтобы была возможность общаться друг с другом во внеурочное время, но в стенах школы, для чего необходимо организовать технические кружки, кружки по освещению информационно – коммуникационных технологий, спортивные секции по разным направлениям; хотят иметь учебный успех и получить качественное образование [5].

Практика сегодняшнего дня показывает, что большинство конфликтов (скрытых или явных) между семьей и образовательным учреждением происходит именно от того, что деятельность образовательного учреждения и прежде всего самого педагога не соответствует ожиданиям родителей, а сами ожидания рождаются на почве дезориентации родителей в современном образовательном поле. 

Однако сегодня, когда система образования все больше зависит от родителей, изучение образовательных запросов семьи становится не только важной частью всего педагогического процесса, но даже его фундаментом. 

Также немаловажными являются и запросы самих педагогов к управлению образовательной организацией. Прежде всего педагоги от своего руководства желают обеспечение комфортных условий труда, позволяющих осуществлять полноценный образовательный процесс (планомерность учебного процесса; материально-техническое обеспечение; методическое обеспечение; психологический климат в коллективе), желают иметь достойную оплату труда и чувствовать уважение и заботу со стороны руководства.

Запросы образовательных учреждений профессионального образования и ВУЗов прежде всего направлены на то, чтобы школа подготовила профориентированных выпускников, которые уже владеют определенными базовыми знаниями на достаточном уровне и имеют желание получить именно одну из тех профессий, которым будут обучаться в ВУЗе или СПУЗ.

Таким образом, запросы - это требования, потребности и стремления. Запросы общества в управлении образовательной организацией состоят из государственного заказа, потребностей учащихся, ожидания родителей (членов семьи), требований и ожиданий СПУ и ВУЗов.

Одним из главных субъектов образовательной среды являются родители ученика, которые характеризуются такими свойствами как динамичность и осознанность, предполагающая проявление некоторой активности и инициативности родителей. 

Одним из проявлений такой активности могут быть их образовательные запросы. Однако не всегда родители могут четко сформулировать свои пожелания или требования к системе управления образовательной организации или к конкретному педагогу, но в реальности такой запрос, пусть и не вербализированный, всегда имеется. 

 

Список литературы:

1. Аксенов С.И. Функции социального запроса к различным уровням современного образования в период его модернизации.

2. Дмитриев Д.В. Толковый словарь русского языка.

3. Корнева Т. Школа обязана учесть запросы общества.

4. Ларионова Л.В. Образовательные запрос современной семьи.

5. Пастюк О.В. Управление образованием: Учебное пособие / О.В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 178 c.

 

. . . . . . .