Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Клинический аспект речевых нарушений у детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности

Дата публикации: 2022-12-06 22:20:53
Статью разместил(а):
Кузейкина Кристина Олеговна

Клинический аспект речевых нарушений у детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности

Clinical aspect of speech disorders in children with mild intellectual disability

Авторы:

Кузейкина Кристина Олеговна

ГКОУ "СКШ №571", г. Москва, Россия

Е-mail: wwwkrictiru2009@mail.ru

Kuzeykina Kristina Olegovna

Correctional school 571, Moscow, Russia

Е-mail: wwwkrictiru2009@mail.ru

Круглова Галина Игоревна

Гимназия им. Е.М. Примакова, г. Москва, Россия

Kruglova Galina Igorevna

Gymnasium named E.M. Primakov, Moscow, Russia

Лисовенко Ольга Михайловна

ГКОУ "СКШ №571", г. Москва, Россия

Lisovenko Olga Mikhailovna

Correctional school 571, Moscow, Russia

Аннотация: В статье раскрыт клинический аспект речевых нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Annotation. The article reveals the clinical aspect of speech disorders in children with intellectual disabilities.

Ключевые слова: интеллектуальная недостаточность, речевые нарушения, сложность патогенеза и симптоматики.

Keywords: intellectual insufficiency, speech disorders, complexity of pathogenesis and symptoms.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Под интеллектуальной недостаточностью понимают стойкое, необратимое нарушение интеллектуального и психического развития, которое связано с органически обусловленным недоразвитием, либо ранним повреждением мозга. При этом наблюдаются качественные изменения всей психики, всей личности в целом. Расстройства мышления - первый признак интеллектуальной недостаточности. Недоразвитие мышления определяется тем, что оно формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития и ограниченной практической деятельности.

Речевые нарушения у детей этой категории характеризуются сложностью патогенеза и симптоматики; нарушения могут быть обусловлены как недоразвитием познавательной деятельности, так и снижением слуха, нарушением речевой моторики или аномальным строением артикуляционного аппарата. Взаимосвязь анатомо-физиологических, психологических и социальных факторов определяет качественное своеобразие процесса речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

В развитии речевых процессов ключевую роль играет правое полушарие головного мозга. Недостаточная осознанность и произвольность речи детей на ранних этапах ее становления связана с активным участием в организации речевого акта именно правого полушария. При этом в формировании сознательного и произвольного применения речевых средств ведущая роль принадлежит структурам доминантного по речи - левого полушария головного мозга.

Речевые нарушения у детей с интеллектуальной недостаточностью, могут быть физиологического и патологического характера. Физиологический характер связан со сроками созревания периферических центральных структур головного мозга.

Патологические нарушения устной речи подразделяются на центральные и периферические (в зависимости от локализации), и на органические и функциональные (в зависимости от характера нарушения).

К нарушениям речи периферического характера относятся механическая и функциональная дислалия, ринолалия, ринофания и дисфония.

При механической дислалии нарушения звукопроизношения связаны с различными нарушениями строения артикуляционного аппарата, а при функциональной дислалии нарушена артикуляция при сохранном строении органов артикуляции.

Ринолалия - это нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, голоса, вызванное нарушением строения артикуляционного аппарата в виде расщелин губы, альвеолярного отростка, десны, твердого и мягкого нёба. Ринолалия может быть открытой и закрытой. При открытой форме воздушная струя при звукообразовании проходит не только через рот, но и через полость носа, а закрытая форма проявляется при нарушениях нормальной проходимости носовой полости при аденоидах, опухолях, искривлениях носовой перегородки, хронических процессах в носоглотке.

Ринофония - это нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи, обусловленное дискоординацией участия ротовой и носовой полости в процессе фонации.

Дисфония – это расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации - афония, либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса - дисфония. Может быть обусловлена органическими и функциональными расстройствами голосообразующего механизма центрального и периферического характера;

К нарушениям речи центрального характера относятся: Дизартрия, алалия, афазия.

Дизартрия - это нарушение звуковой системы языка (звукопроизношения, просодики, голоса) в результате органического поражения центральной нервной системы. При дизартрии нарушения не ограничиваются только произносительной стороной, но касаются также лексико-грамматической стороны и понимания речи.

Алалия - это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. При моторной алалии трудности касаются развития собственной речи при относительно сохранной возможности понимания обращенной речи, а при сенсорной алалии нарушается в той или иной степени понимание речи окружающих.

Афазия - это полная или частичная утрата ранее сформированной речи в результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных процессов и опухолей, затрагивающих речевые зоны. В основе механизма афазий лежит распад речевого стереотипа, в связи с чем утрачиваются навыки произношения или возможности понимания чужой речи. У детей до семи лет нарушения в основном стертые и в большей мере касаются слухоречевой памяти.

У детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности могут наблюдаться все вышеперечисленные формы нарушений речи, однако при любой форме семантический дефект выступает на первый план. Расстройства речи проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

Нарушения речи носят системный характер, речь страдает, как целостная функциональная система, нарушаются фонетико-фонематическая сторона и лексико-грамматический строй речи.

Не сформированы все этапы речевой деятельности: мотивация и потребность в речевом общении снижены, нарушено смысловое программирование, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроль за речью.

Нарушены все уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковый сенсомоторный. Стоит отметить, что наиболее недоразвитыми оказываются смысловой и языковой уровни, так как они требуют сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения. Степень нарушения сенсомоторного уровня речи у детей с интеллектуальной недостаточностью может быть различной. К старшим классам у многих школьников происходит коррекция нарушений сенсорного и моторного уровней речи, полное устранение нарушений фонетической стороны речи, но при этом языковой и смысловой уровни развития речи у этих детей не достигают нормы.

Подводя итоги, отметим:

- Речевые нарушения у детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности имеют сложную структуру, разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости, требуют дифференцированного подхода при их анализе.

- Симптоматика и механизмы речевых расстройств определяются наличием диффузного недоразвития мозга, что объясняет системность нарушений, и локальной патологией зон, которые имеют непосредственное отношение к речи.

 

Список литературы:

1. Белоусова М.В., Прусаков В.Ф., Уткузова М.А., Гамирова Р.Г. Перинатальные факторы в генезе речевых нарушений у детей // Практическая медицина. - 2013. - №1 (66). - С. 117-121.

2. Филичева Т.Б., Логопедия. Теория и практика. – М., Эксмо, 2017.

3. Чутко Л.С., Ливинская А.М. Специфические расстройства речевого развития у детей: пособие. - СПб, 2016. - 48 с.

 

. . . . . . .