Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Приемы и методы развития речи у детей с интеллектуальной недостаточностью

Дата публикации: 2022-12-02 22:36:14
Статью разместил(а):
Кузейкина Кристина Олеговна

Приемы и методы развития речи у детей с интеллектуальной недостаточностью

Techniques and methods of speech development in children with intellectual disabilities

 

Автор: Кузейкина Кристина Олеговна

ГКОУ "СКШ № 571"

E-mail: wwwkrictiru2009@mail.ru

Kuzeykina Kristina Olegovna

Correctional school № 571

E-mail: wwwkrictiru2009@mail.ru

 

Аннотация: В статье описаны приемы и методы развития речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Abstract: The article describes the techniques and methods of speech development in children with intellectual disabilities.

Ключевые слова: интеллектуальная недостаточность, развитие речи, психофизиологическая основа речи, последовательное овладение речью, нарушение высших психических функций, коррекционный процесс.

Keywords: intellectual insufficiency, speech development, psychophysiological basis of speech, consistent mastery of speech, violation of higher mental functions, correctional process.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Речь является сложной функциональной системой; в её основе лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Психофизиологической же основой речи является ряд совместно функционирующих анализаторов. Первостепенно, это речеслуховой и речедвигательный анализаторы.

Д.Н. Исаев – советский и российский врач-психиатр и медицинский психолог, определяя структуру психических нарушений легкой степени умственной отсталости, писал, что структура психических нарушений складывается из особенностей недоразвития практически всех психических проявлений. Нарушение высших психических функций, в частности, мышления – это и есть основной признак интеллектуальной недостаточности. Недоразвитие мышления дошкольников и школьников с интеллектуальной недостаточностью определяется тем, что оно, мышление, формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, практического опыта.

Также, Д.Н. Исаев пишет: «... легко умственно отсталые дети приобретают элементарные речевые навыки с задержкой, но большинство из них овладевают способностью использовать речь в повседневных целях и поддерживать беседу. Однако, для их речи характерны фонетические искажения, ограниченность лексикона, недостаточность понимания слов («слова - клички»), неточное знание употребляемых слов. Слово не используется в полной мере как средство общения. Активный лексикон крайне ограничен, перегружен штампами... В тяжелых случаях отмечаются признаки общего речевого недоразвития. Отстающая в своем развитии речь умственно отсталых детей не может быть ни адекватным средством общения, ни обозначения, ни полноценным орудием мышления».

В целях развития речи дошкольников и школьников с интеллектуальной недостаточностью созданы различные методики и разработаны методические рекомендации. Рассмотрим подробнее методику логотерапевтической коррекционной работы:

Основное направление логотерапевтической коррекционной работы – это актуализация процессов восприятия неречевой, в самом начале, и речевой, в продолжении, информации, с опорой на сохранные высшие психические функции.

Специфика работы с изучаемым контингентом детей характеризуется тем, что на начальном этапе в коррекционную работу необходимо включать задания, которые базируются на жестах, мимике, ритмических движениях, рисовании, подражании голосам животных и другим неречевым звукам. Постепенно, по мере освоения неречевого материала, в коррекционный процесс вводится задания с произношением голосовых звуков, которые похожи на упрощенные слова. Далее эти слова усложняются фонематически и по слоговому составу.

Коррекционная работа, в рамках рассматриваемой модели, ведется поэтапно.

На первом этапе целью проводимых коррекционных занятий является установление контакта между специалистом и ребенком. Важно пробудить у ребенка интерес к окружающим его звукам, вызвать интерес к музыке, различным ритмам, к элементарным звукам повседневной жизни; важным аспектом является привлечение внимания и заинтересованность ребенка к занятиям, к игре. Без заинтересованности и мотивированности ребенка коррекционная работа не будет иметь результата.

Проведение коррекционных занятий осуществляется строго в игровой форме, в основном упражнения направлены на развитие высших психических функций: восприятия, внимания, памяти.

На втором этапе ребенка учат различать неречевые звуки, определять направление шума. Ребенок с удовольствием определяет направление шума музыкальной игрушки или направление предмета, шум которого его заинтересовал. Также важно научить малыша опознавать предмет по характерному для него шуму, здесь можно использовать игрушки и предметы с контрастным звучанием. Однако, стоит отметить, что контраст должен быть максимально ярким, так как процесс распознавания шума - это очень сложный процесс.

На третьем этапе воспитывается и закрепляется соотнесение предмета и слова. Задачей коррекционных занятий является расширение и закрепление пассивного словаря, в активный словарь важно введение и закрепление простейших глагольных конструкций: «дай», «принеси». Несомненно, коррекционная работа опирается на сохранное зрительное и слуховое восприятие.  Постепенно вводится графема графический образ буквы. К примеру, рядом с кубиками, или с картинкой, где изображены кубики - написана буква «К».

Расширение и закрепление словарного запаса происходит и при совместной работе с текстом. После прочтения небольшого текста ребенку задаются наводящие вопросы, которые облегчают понимание иосмысление текста, позже направляющие на самостоятельное понимание смысла услышанного.

Дошкольники и школьники с интеллектуальной недостаточностью с трудом воспринимают вербальную инструкцию. С целью компенсации данного дефекта, ребенка с четырёхлетнего возраста обучают грамоте. В процессе освоения этого навыка, в некоторых случаях навыка глобального чтения, ведется дальнейшая коррекционная словарная работа. Со временем слова, которые способен прочитать ребенок, включаются в ситуационный контекст, вставляются в короткие предложения и диалоговые фразы.

На четвертом этапе основной целью становится коррекция фонематической системой языка. Для начала нужно обучить ребёнка различать гласные звуки, которые легко различимы по артикуляции, к примеру: А - И - А - У, О - И, О - Ы. Изученные гласные звуки включаются в слова. Далее с этими словами составляются фразы, короткие предложения, которые затем произносятся и записываются. Далее акцент переносится на вычленение из слова согласного звука с последующей дифференциацией согласных звуков в словах, к примеру, «ложки - ножки». Постепенно, по мере освоения предыдущих этапов, специалист обучает ребёнка различению звуков, которые близки по интонированию и артикулированию, звуков, которые похожи акустически

Вся логопедическая работа опирается на сохранные высшие психические функции: на зрительный гнозис - на наглядный образ буквы (на графемы), на кинестетический контроль, с учетом эмоциональной составляющей, которая способна мотивировать к дальнейшим занятиям. Примером может послужить процесс обучения ребенка определению звонкости и глухости согласных звуков с помощью прикладывания ладонной поверхности руки в области гортани - при произнесении звонких звуков возникает ощущение вибрации

Коррекционные занятия должны проводиться два-три раза в неделю, быть непрерывными, интенсивными и последовательными.

Специалисту необходимо помнить и информировать родителей или законных представителей  о высоком риске возникновения специфических расстройств учебных навыков. К примеру, такими нарушениями могут выступить дислексия или дисграфия. Важно продолжать наблюдение за ребенком во время обучения в начальной школе. Для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в начальной школе особенно важна работа со специалистами коррекционного блока, так как именно с этими специалистами обучающийся дорабатывает материал, которые остался без внимания на уроке.

На сегодняшний день эффективной и актуальной методикой в речевой работе с детьми с интеллектуальными нарушениями, является ориентирование  на смысловое содержание. Все высказывания, которыми дети овладевают в ходе обучения, прежде всего, должны соответствовать потребностям живого речевого общения, точно отображать в речи ее предмет, быть адекватными по смыслу и не менее информативными по содержанию.

В речевой продукции дошкольников допускаются варианты неполного соответствия речевых высказываний лингвистическим качествам устной речи (фонетическим, лексико-грамматическим, синтаксическим). Однако имеется одно условие - эти варианты не должны оказывать существенного влияния на содержание речи дошкольника. К примеру, такими вариантами речи выступают устные неподготовленные, разговорные высказывания.

Обучение необходимо начинать с коммуникативной и активной стороны речевой деятельности, что типично для обыденной речевой ситуации. От этих видов речевой деятельности можно в дальнейшем развивать и закреплять другие виды речи. Необходимо создавать накопление основного фонда речевых умений и навыков и некоторого минимума языковых средств. Начинать накопление речевого фонда следует с практических речевых действий, с воздействующей речи, и лишь затем переходить на «теоретизирование на языке», тоесть на анализирующую речь, и только в самом конце на речь планирующую. Обучение развернутым и грамотно оформленным ответам должно происходить только после того, как у детей сформируются определенные разговорные навыки.

Актуальность совершенствования устной неподготовленной речи детей с интеллектуальной недостаточностью определена жизненной необходимостью общения в современных условиях и вытекающей из этого потребностью совершенствования практической речевой подготовки детей изучаемой категории к повседневному общению к повседневной коммуникации.

Важным моментом в неподготовленной речи выступает ее внутренняя мотивированность. Интерес к предмету разговора побуждает говорящего ребёнка более естественно и без напряжения разворачивать свои мысли, обеспечивает живое спонтанное общение. Дети в случаях проявления заинтересованности к речевому заданию успешнее его выполняют, эта закономернасть особенно актуальна для детей с интеллектуальной недостаточностью. Именно наличие интереса к предмету беседы побуждает их к эмоционально окрашенным высказываниям.

Вышесказанное подтверждает М.М. Бахтин – русский философ, культуролог, теоретик европейской культуры и искусства, указывая на то, что необходимым условием возникновения любого высказывания и успешного его завершения является «коммуникативная заинтересованность».

Многие исследователи рекомендуют на начальном этапе порождения речевого высказывания побуждать детей создавать содержание или выражать мысли «как попало», как вздумается самому ребёнку. Так как важен сам факт речевого высказывания.

Первоначальная установка - говорить все, что хочется, что приходит в данный момент в голову, при этом не думать о правилах оформления речи, -обычно снимает у обучающихся скованность мышления, страх перед ошибкой, расслабляет их. При таких условиях обучающиеся могут без подготовки создавать различные речевые высказывания не потому, что так требует педагог, а потому, что могут и хотят немедленно выразить свои мысли, свои желания, свои стремления.

И.М. Бгажнокова, говоря о работе в коррекционной школе, акцентирует внимание на максимальной приближенности работы к реальной жизни. Работа в коррекционной школе выступает благоприятным фоном и является устойчивой базой для активизации и развития устной речи обучающихся.  Все направления учебно-воспитательной работы предполагают речевое выражение обучающимися своих чувств, своих впечатлений, своих интересов. Систематичность и регулярность работы педагогов и специалистов коррекционного блока позволяет научить обучающегося с интеллектуальной недостаточностью высказывать свое отношение к окружающей действительности [1].

Э.В. Якубовская предложила курс «Устная (разговорная) речь». Этот курс предполагает оптимизацию развития устной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью за счет усовершенствования ее характеристик и коррекции основных компонентов речевого акта.

В соответствии с программой разработаны учебники «Устная речь», в которых предлагаются речевые ситуации, активизирующие речевую деятельность детей [5].

Подводя итоги, хочется сказать следующее:

- Орудием человеческого мышления, средством общения, выражения мыслей, чувств, эмоций, средством регуляции деятельности служит речь.

- В коррекционной работе следует активизировать неподготовленную речь детей, при этом необходимо обращать внимание, прежде всего, на содержание высказывания, а затем на его оформление.

- Полноценная речь ребенка - это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном итоге способ достижения наилучшей социальной адаптации. Являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности, речь влияет и на формирование поведения ребенка, способствует более совершенному овладению профессионально-трудовыми навыками, что тоже в значительной степени содействует его жизненным успехам.

 

Список литературы:

1. Бгажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта // Дефектология. - 2005. - № 5. - С. 30-39.

2. Воронкова В.В. Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых старших дошкольников / В.В. Воронкова // Дефектология. - 2007. - № 5. – С. 22 – 38/

3. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга родителей. -2-е изд. – М.: Педагогика Пресс, 1993. – 48с., ил.

4. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков: Руководство. - СПб.: Речь, 2013. - 391 с

5. Комарова С.В. Организация уроков развития устной речи с позиций коммуникативного подхода // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 7. - С. 12-16.

6. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Программно-методические материалы Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой Москва ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР 2007Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - М.: Владос,  2015. - 223 с.

 

. . . . . . .