Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Особенности развития связной речи у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи

Дата публикации: 2022-11-12 17:06:41
Статью разместил(а):
Мальцева Анна Юрьевна

Особенности развития связной речи у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Features of connected speech development in older preschoolers with general level III speech life

Авторы:

Мальцева Анна Юрьевна

Вятский Государственный Университет, г. Киров, Россия

E-mail: stud129864@vyatsu.ru

Maltseva Anna Yuryevna

Vyatka State University, Kirov, Russia

E-mail: stud129864@vyatsu.ru

Городилова Светлана Александровна

Вятский Государственный Университет, г. Киров, Россия

E-mail: sa_gorodilova@vyatsu.ru 

Gorodilova Svetlana Alexandrovna

Vyatka State University, Kirov, Russia

E-mail: sa_gorodilova@vyatsu.ru

 

Аннотация: В статье представлены результаты экспериментального изучения связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, выявлены трудности овладения связной речью детьми данной категории и определены этапы коррекционной работы в данном направлении.

Abstract: Purpose of the article is:  the article is devoted to the study of the state of coherent speech of preschoolers with general speech underdevelopment

Ключевые слова: связная речь, связное высказывание, дошкольники, общее недоразвитие речи.

Keywords: coherent speech, coherent statement, preschoolers, general speech underdevelopment.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

В современном мире постоянно растёт уровень научного знания, развиваются и внедряются новые технологии, происходят изменения во всех сферах жизни человека. В сфере образования происходит смена образовательной модели, где на первое место ставится предоставление и обеспечение права на получение полноценного образования всем обучающимся, в том числе детям с особенностями развития.  В образовательных организациях главной задачей становится создание специальных условий для успешной социализации и реабилитации лиц с отклонениями в развитии, эти условия создаются на всех уровнях образования. Согласно Федеральному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) в дошкольных образовательных организациях необходимо организовать психолого-педагогическое сопровождение детей с различными психофизическими нарушениями. Таким образом, к самой организации и к содержанию дошкольного образовательного процесса предъявляются новые требования, появляется необходимость в разработке новых форм, методов и средств коррекционного обучения.

Реализация подхода Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает, что при завершении дошкольного образования, ребёнок в полной мере владеет устной речью, использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, оформляет полноценное речевое высказывание в ситуации общения, а также обладает достаточно развитым воображением, которое находит выход в разных видах деятельности.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с особыми образовательными потребностями является приоритетной для дошкольных образовательных организаций. С каждым годом количество детей с различными речевыми патологиями увеличивается. (Л.В. Лопатина, Т.Б. Филичева). Большой процент среди детей с нарушениями речи составляют дети с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР)- сложное речевое расстройство у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором нарушено формирование основных компонентов языковой системы: лексики, грамматики и фонетики и, как следствие, всей связной речи (Т.Б. Филичева).

Общие сведения о причинах возникновения различных уровней ОНР, их проявлениях, а также об особенностях формирования связной речи у дошкольников содержатся в исследованиях В.К. Воробьевой, И.Н. Евтушенко, В.П. Глухова, Т.А.Ткаченко, Д.Н. Черновой, Т.А. Сидорчук и других.

Исследователи, изучающие проблему общего недоразвития речи (Т.Б. Филичева, Г. В.Чиркина, Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, Л.Ф. Спирова, Н.А.Никашина и др.) отмечают, что для детей с общим недоразвитием речи, которые имеют сохранный слух и интеллект, характерно нарушение формирования всех компонентов речевой системы, что отражается на развитии связной речи.

Проблему изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи рассматривали в своих трудах: В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, Н.А. Никашина.

Так, Н.А. Никашина обозначила цель работы над развитием речи, развернутого самостоятельного описательного и повествовательного высказывания. В.К. Воробьевой разработана методика поэтапного формирования умений и навыков связной речи с использованием картинно-графического плана, Т.А. Ткаченко предлагается развитие навыков описательного рассказа с использованием различных моделей и схем.

Логопедическая работа над формированием связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи является важной целью коррекционного процесса и требует от логопеда, воспитателей, родителей и ребёнка длительной работы.

Для успешной подготовки к обучению в школе, а также социализации в обществе детей с общим недоразвитием речи, необходимо своевременное выявление особенностей связной речи и коррекция её недостатков.

Целью исследования является изучение уровня владения связной речью у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи III уровня. При работе над исследованием нами были поставлены следующие задачи:

− выявление особенностей развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;

− составление диагностического комплекса для выявления уровня развития   связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

− проведение констатирующего эксперимента;

− проведение количественного и качественного анализа результатов.

Для получения результатов использовались методы:

− теоретические - анализ, обобщение логопедической, психологической, клинической и методической литературы;

− эмпирические – педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), биографическое изучение психолого- медико- педагогической документации;

− математические и статистической обработки данных- количественный и качественный анализ результатов исследования.

Выявление особенностей развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, количественно- качественный анализ результатов.

В эксперименте участвовали 50 дошкольников в возрасте 5-6 лет, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня по заключению психолого- медико- педагогической комиссии.

Все испытуемые являются воспитанниками логопедических групп с ОНР на базе МКДОУ № 189 г. Кирова.

В исследовании использовалась методика В.П. Глухова «Обследование состояния связной речи детей с ОНР».

 Эксперимент включал 3 этапа:

− исследование фразовой речи;

− исследование связной монологической речи;

− исследование связной диалогической речи.

На первом этапе исследования определялась способность детей составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию) и при составлении одного предложения с использованием трёх слов-картинок (девочка, корзинка, лес). Результаты представлены на рисунке 1:

 

Рис.1. Распределение испытуемых по уровням развития фразовой речи.

Полученные данные показывают, что фразовая речь находится на низком уровне у 2% детей (в задании 1) и у 6 % детей (в задании 2), что говорит о наличии предпосылок к развитию связной речи. В то же время, исследование показало, что фразовая речь детей является недостаточно информативной, в ней содержатся лексико-грамматические ошибки (например, «мальчик, каталась, санки). Во время выполнения задания по составлению предложения по трём картинкам (девочка, коляска, кукла), некоторые дети затруднялись составить предложение самостоятельно, и использовали только две картинки из трёх. После подсказки экспериментатора дети исправляли ошибку и использовали пропущенное слово. Так же дети во время ответов совершали длительные паузы, что свидетельствует о трудностях в поиске подходящего слова.

Второй этап эксперимента состоял из пяти заданий. Это пересказ текста, рассказ по серии сюжетных картинок, составление рассказа- описания, составление окончания рассказа по заданному началу и составление рассказа из личного опыта. Результаты представлены на рисунке 2:

 

Рис. 2. распределение испытуемых по уровням развития связной монологической речи.

 

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что детям сложнее всего даётся составление окончания рассказа по заданному началу (66%) и составление рассказа на основе личного опыта (78%). Низкие показатели, по нашему мнению, связаны с тем, что словарный запас детей с ОНР беден, представления об окружающем мире сформированы недостаточно. Во время пересказа текста у детей обнаруживаются пропуски элементов или целых частей рассказа, связность повествования нарушена. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок, детям необходима помощь в виде стимулирующих вопросов и указаний на картинку. При составлении рассказа-описания дети выпускали важные признаки, возвращались к ранее сказанному, часто совершали паузы. Дети допускали множество грамматических ошибок, которые выражались неправильным употреблением предлогов, родовых и числовых окончаний. Также у исследуемых детей отмечалось полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушение слоговой структуры слова, речевые высказывания некоторых детей были трудны для понимания.

 Для исследования диалогической формы речи детей старшего дошкольного возраста была использована методика А.В. Чулковой «Изучение формирование диалога у дошкольников». Третий этап включал четыре задания. Это речевой этикет (ситуации общения, где необходимо сформулировать приветствие, извинение или просьбу, обратиться к взрослому), и запрос информации (самостоятельное составление вопросов с целью получения информации о животном, которое задумал экспериментатор), а также реплицирование (речь в спонтанной беседе). Далее детям предлагалось составить диалог по картинке. Результаты эксперимента отражены в рисунке 3:


Рис.3. распределение испытуемых по уровню развития связной диалогической речи.

 

Наименее сформированным у испытуемых детей оказался компонент реплицирование (64%). Речевая активность детей при выполнении задания слабая, без инициативы взрослого дети затрудняются продолжать диалог, беседа протекает в медленном темпе. Ответы детей были краткими, однословными, ограничивались набором фраз одной общеупотребительной формы (дети не могут заменить её на аналогичную). При необходимости приветствия дети выбирают реплику «Здравствуйте», не используя фразы-аналоги «Доброе утро» или «Добрый день» и т.д. При запросе информации дети могут ответить на вопросы, однако сами задать их затрудняются. При выполнении задания по составлению диалога по картинке, дети могут догадаться о теме разговора, но составление самостоятельного диалога вызывает сложности.  

Выводы.

Полученные данные позволяют нам сделать вывод о том, что лучше у детей сформирована фразовая речь (которая является предпосылкой для развития связной речи), однако детям хуже даётся составление рассказа по заданному началу, составление рассказа из личного опыта, а также реплицирование. Развитию этих компонентов следует уделить особое внимание.

На основе данных, полученных экспериментальным путём, мы смогли сформулировать основные этапы работы по коррекции связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях пребывания этих детей в детском дошкольном учреждении компенсирующего вида.

Коррекционную работу по развитию связной речи (диалогической и монологической) можно разделить на три этапа.

Подготовительный этап: развитие понимания речи окружающих, пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, устранение проблем звукопроизношения, формирование предложений по вопросу, действию, картинке, стимулирование к речевому общению.

Основной этап: кроме совершенствования навыков звукопроизношения, увеличения словарного запаса и устранение аграмматизмов, включает в себя развитие умения отвечать на поставленные вопросы, а также самостоятельно их создавать, участвуя в беседе. Далее можно приступить к формированию умения описания предмета, составлению рассказа по картинке и сериям картинок, составлению простых пересказов и рассказов- описаний.

Заключительный этап: предполагает совершенствование диалогической речи, работу над формированием умения составлять рассказ по заданной теме (с придумыванием конца, начала, дополнительных фрагментов), а также включает работу над развитием самостоятельной связной речи при составлении пересказов литературных произведений, и составлением сложных рассказов и сказок.

При формировании связной речи у дошкольников с ОНР необходимо учитывать принцип постепенности: сначала используется речевая опора, затем происходит обучение самостоятельному высказыванию, также постепенно убирается наглядная опора и формируется высказывание по собственному замыслу.

Формирование связной речи в дошкольном учреждении компенсирующего вида ведется в процессе разных видов деятельности, в режимных моментах, в играх и на специальных коррекционных логопедических занятиях.

На индивидуальных и подгрупповых, а также на лексико-грамматических   занятиях логопеда, и на занятиях по развитию связной речи формируются навыки диалогической речи. Воспитателем проводится работа по закреплению умений детей на коррекционных часах, во время бесед, учебных занятий, а также на прогулках. Формирование связной монологической речи осуществляется на предметно- практических занятиях воспитателя и на занятиях по развитию речи.

Занятия проводятся по подгруппам (5-6 человек) три раза в неделю, рекомендуемая продолжительность- 20-30 минут в утреннее время.

Формирование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи является сложным процессом, который проводится в несколько этапов, и требует совместной работы логопеда и воспитателя.

 

Библиографический список: 

1. Быкова В.П., Особенности развития связанного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Быкова //  Концепт. – 2017. №11. – С. 7-11.

2. Глухов В.П., Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. – 271 с.

3. Логопедия. Теория и практика [Текст] / под ред. д.п.н. профессора Т.Б. Филичевой − М.: Эксмо, 2017. − 608 с.

4. Чулкова А.В. Формирование диалога у дошкольников: учебное пособие / А.В. Чулкова. – Издательство: Феникс, 2008. - 221 с.

 

. . . . . . .