Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Экологическая работа в средней школе

Дата публикации: 2022-10-19 23:41:16
Статью разместил(а):
Коротина Ольга Валерьевна

Экологическая работа в средней школе

Environmental work in the secondary school

Автор: Коротина Ольга Валерьевна

МБОУ «Чаадаевская СОШ», Муромский район, Владимирскя область, Россия

e-mail: olgakorotina@bk.ru

Korotina Olga Valerievna

Chadaevskaya secondary school, Murom district, Vladimir region, Russia

e-mail: olgakorotina@bk.ru  

 

Аннотация: В этой статье автор делится опытом организации экологической и природоохранной работы в школе на уроках и во внеурочное время.

Abstract: In this article, the author shares his experience in organizing environmental and environmental work at school in the classroom and after school hours.

Ключевые слова: экологическая работа, природоохранная работа.

Keywords: environmental work, environmental work.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Одним из направлений деятельности нашей школы является экологическая и природоохранная работа. Цель нашей работы: вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению природы своего края через конкретную экологическую деятельность.

Задачи:

- повышение коммуникативности обучающихся;

- обеспечение усвоения обучающимися важнейших трудовых навыков;

- формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей;

- формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов;

- формирование потребности в здоровом образе жизни.

Экологическое образование в нашей школе реализуется достаточно широко. Для учащихся 5-11 классов в школе работает экологический отряд «ЭКОС». Направления его деятельности довольно разнообразны: благоустройство территории, посадка деревьев и цветов, пропаганда охраны природы и многое другое.

С целью развития экологической культуры младших школьников учащихся в школе организована работа клуба экологической направленности «Зеленая планета». Также в школе работают кружки «Юный цветовод», «Лоскуток», ведется внеурочная деятельность по программе «Экологический калейдоскоп».

Большую часть своего дня ученик проводит в школе, поэтому важно создать там благоприятную обстановку, хороший микроклимат, уют и комфорт. Создают красоту, оздоравливают воздух, воспитывают эстетический вкус в помещениях с большим накоплением людей зеленые насаждения, цветы. А таблички с названиями растений и местом их произрастания расширяют кругозор. В школе разработано Положение о конкурсе на самый зеленый класс. Положение направлено на обострение внимания на этот вопрос.

В сентябре в школе традиционно проходит выставка «Зеркало природы». Победители в различных номинациях направляются для участия в районной выставке.  

Экологические аспекты (задачи, тексты, задания) присутствуют во всех учебных предметах, активно используются на уроках и во внеклассных мероприятиях. В течение учебного года учащиеся школы проводят ежемесячные наблюдения за природой, ведут дневники наблюдений в рукописном или электронном виде.

Заинтересованные школьники принимают участие в олимпиадах по естественным наукам и занимают призовые места. Учащиеся среднего и старшего звена активно занимаются исследовательской деятельностью. Они изучают состояние воздуха, почвы, воды, биоразнообразие. Для организации учебно-исследовательской деятельности в школе существует современное научно-техническое обеспечение – микроскопы, приборы, микролаборатории, компьютеры. В этом учебном году были проведены исследования экологического состояния почв, воздуха, изучено многообразие растений с.Чаадаево. Исследовательские работы были направлены на районный конкурс научно-исследовательских работ, проводимый УО администрации Муромского района.  

За  год в школе на уроках, во внеурочное время, в пришкольном лагере было проведено 18 экскурсий в природу. Их цель: изучение природы родного края, сезонных изменений в природе, ознакомление с видовым многообразием растений, животных, грибов. Например, для изучения состояния прибрежной части и воды была проведена экскурсия на озеро Глушица – местную достопримечательность и памятник природы.

Вопросам охраны природы были посвящены следующие классные часы: «На лесной опушке», «Чудеса и тайны леса», «Судьба природы – наша судьба», «Сохраним природу вместе», «Пластиковая бомба» и др.

В зимний период в школе проходила традиционная эколого-культурная акция «Покормите птиц!». Учащиеся школы охотно участвовали в организации и проведении подкормки зимующих птиц: самостоятельно изготавливали кормушки из различного материала (фанера, картонные коробки, пластиковые бутылки и ведерки, и др.), собирали корм (семена и плоды были заготовлены в летне-осенний период) и разрабатывали «птичье меню». В ходе акции было изготовлено и развешено на территории школы, детского сада, у собственных домов 55 кормушек. Для учащихся начальной школы было проведено внеклассное мероприятие «Птицы – наши друзья», учениками среднего звена были разработаны памятки для населения «Покормите птиц зимой» и «Как сделать кормушку», а от школьных журналистов школа получила подарок – специальный выпуск «Лесной газеты».

1 апреля в школе традиционно проходит День птиц. Пандемия в этом году внесла свои коррективы и массово мероприятия отменились. Но заочные конкурсы все же состоялись. Прошел конкурс аппликаций «Здравствуйте, птицы!», было изготовлено и развешено на территории села 15 скворечников.  

Учащиеся школы традиционно занимаются благоустройством территории села и школы: убирают мусор и опавшую листву, подрезают кустарники, спиливают сухие ветки на деревьях, высаживают цветы на клумбы. Школьники всегда оказывают помощь в уборке территорий детского сада, детской игровой площадки, памятников погибшим воинам в селах Борисово, Чаадаево. В летний период трудовая бригада вела борьбу со стихийными свалками села, занималась покраской и ремонтом детской игровой площадки.

Немаловажную роль в формировании экологического сознания играют родители, которые подают личный пример и оказывают посильную помощь. Так с помощью родителей была расчищена территория для постройки хоккейной коробки. Были убраны 3 свалки, засыпаны выбоины на проезжих частях улиц Новая, К. Маркса, очищена территория кладбища. Родители наших учащихся постоянно проводят механизированную обработку пришкольного учебно-опытного участка. В весенний период родители обеспечивают школу семенным материалом различных с/х культур, что позволяет нам, при должном уходе, запастись овощами на зиму. 

Очень важной формой работы с родителями является выпуск листовок, содержащих экологический материал, т.к. не всегда родители посещают школу, не говоря уже о той части населения, чьи дети не учатся. Пусть не каждый, получив листовку, примет участие в какой-то акции, но что такая работа проводится, узнает и, может быть, сделает правильные выводы. 

И, конечно же, активной формой работы является вовлечение взрослых в различные мероприятия. Традиционными в школе являются такие праздники, как «День птиц», «День животных», «День Земли», «Дни защиты от экологической опасности», «Экологические недели», «Праздник Урожая», «Осенние фантазии» и др. Раньше родители были просто сторонними наблюдателями, теперь являются их участниками - пусть и не все!

"Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней," - так писал более ста лет назад Лев Николаевич Толстой. Вот только природа во времена Толстого окружала людей совсем другая, не та, среди которой мы живем сейчас. А совсем недавно мы поняли, что всего этого: чистых рек и озер, дикого леса, зверей и птиц - становится все меньше и меньше. Безумный 20 век принес человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем. Среди них очень и очень важная - охрана окружающей среды.

Экологические проблемы являются частью глобальных проблем человечества, то есть всех стран независимо от размеров территории, численности населения, уровня экологического развития.

Судьба природы - наша судьба, потому что организм человека находится во взаимодействии с окружающей средой. И поэтому одна из задач школы - воспитать человека, осознающего свое место и место всего человечества в окружающем мире. Сохранность природы зависит от нашей культуры, нравственности и милосердия.

Только та работа, которая ведется системно и непрерывно, даёт положительный результат. Какие перспективы и задачи мы ставим на будущее:

1. Продолжить работу над реализацией программы экологического образования в школе.

2. Совершенствовать нормативно-правовую базу экологического образования.

3. Продолжить работу по более широкому вовлечению взрослого населения в экологическое образование, используя наряду с традиционными, инновационные формы и методы, опыт передовых школ.

4. Использовать технологию проектной деятельности.

5. Углублять и расширять исследовательскую деятельность.

6. Налаживать более тесное сотрудничество с учреждениями здравоохранения, культуры и СПК.

 

. . . . . . .