Экологическая работа в средней школе
Экологическая работа в средней школе
Environmental work in the secondary school
Автор: Коротина Ольга Валерьевна
МБОУ «Чаадаевская СОШ», Муромский район, Владимирскя область, Россия
e-mail: olgakorotina@bk.ru
Korotina Olga Valerievna
Chadaevskaya secondary school, Murom district, Vladimir region, Russia
e-mail: olgakorotina@bk.ru
Аннотация: В этой статье автор делится опытом организации экологической и природоохранной работы в школе на уроках и во внеурочное время.
Abstract: In this article, the author shares his experience in organizing environmental and environmental work at school in the classroom and after school hours.
Ключевые слова: экологическая работа, природоохранная работа.
Keywords: environmental work, environmental work.
Тематическая рубрика: Педагогика и образование.
Одним из направлений деятельности нашей школы является экологическая и природоохранная работа. Цель нашей работы: вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению природы своего края через конкретную экологическую деятельность.
Задачи:
- повышение коммуникативности обучающихся;
- обеспечение усвоения обучающимися важнейших трудовых навыков;
- формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей;
- формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов;
- формирование потребности в здоровом образе жизни.
Экологическое образование в нашей школе реализуется достаточно широко. Для учащихся 5-11 классов в школе работает экологический отряд «ЭКОС». Направления его деятельности довольно разнообразны: благоустройство территории, посадка деревьев и цветов, пропаганда охраны природы и многое другое.
С целью развития экологической культуры младших школьников учащихся в школе организована работа клуба экологической направленности «Зеленая планета». Также в школе работают кружки «Юный цветовод», «Лоскуток», ведется внеурочная деятельность по программе «Экологический калейдоскоп».
Большую часть своего дня ученик проводит в школе, поэтому важно создать там благоприятную обстановку, хороший микроклимат, уют и комфорт. Создают красоту, оздоравливают воздух, воспитывают эстетический вкус в помещениях с большим накоплением людей зеленые насаждения, цветы. А таблички с названиями растений и местом их произрастания расширяют кругозор. В школе разработано Положение о конкурсе на самый зеленый класс. Положение направлено на обострение внимания на этот вопрос.
В сентябре в школе традиционно проходит выставка «Зеркало природы». Победители в различных номинациях направляются для участия в районной выставке.
Экологические аспекты (задачи, тексты, задания) присутствуют во всех учебных предметах, активно используются на уроках и во внеклассных мероприятиях. В течение учебного года учащиеся школы проводят ежемесячные наблюдения за природой, ведут дневники наблюдений в рукописном или электронном виде.
Заинтересованные школьники принимают участие в олимпиадах по естественным наукам и занимают призовые места. Учащиеся среднего и старшего звена активно занимаются исследовательской деятельностью. Они изучают состояние воздуха, почвы, воды, биоразнообразие. Для организации учебно-исследовательской деятельности в школе существует современное научно-техническое обеспечение – микроскопы, приборы, микролаборатории, компьютеры. В этом учебном году были проведены исследования экологического состояния почв, воздуха, изучено многообразие растений с.Чаадаево. Исследовательские работы были направлены на районный конкурс научно-исследовательских работ, проводимый УО администрации Муромского района.
За год в школе на уроках, во внеурочное время, в пришкольном лагере было проведено 18 экскурсий в природу. Их цель: изучение природы родного края, сезонных изменений в природе, ознакомление с видовым многообразием растений, животных, грибов. Например, для изучения состояния прибрежной части и воды была проведена экскурсия на озеро Глушица – местную достопримечательность и памятник природы.
Вопросам охраны природы были посвящены следующие классные часы: «На лесной опушке», «Чудеса и тайны леса», «Судьба природы – наша судьба», «Сохраним природу вместе», «Пластиковая бомба» и др.
В зимний период в школе проходила традиционная эколого-культурная акция «Покормите птиц!». Учащиеся школы охотно участвовали в организации и проведении подкормки зимующих птиц: самостоятельно изготавливали кормушки из различного материала (фанера, картонные коробки, пластиковые бутылки и ведерки, и др.), собирали корм (семена и плоды были заготовлены в летне-осенний период) и разрабатывали «птичье меню». В ходе акции было изготовлено и развешено на территории школы, детского сада, у собственных домов 55 кормушек. Для учащихся начальной школы было проведено внеклассное мероприятие «Птицы – наши друзья», учениками среднего звена были разработаны памятки для населения «Покормите птиц зимой» и «Как сделать кормушку», а от школьных журналистов школа получила подарок – специальный выпуск «Лесной газеты».
1 апреля в школе традиционно проходит День птиц. Пандемия в этом году внесла свои коррективы и массово мероприятия отменились. Но заочные конкурсы все же состоялись. Прошел конкурс аппликаций «Здравствуйте, птицы!», было изготовлено и развешено на территории села 15 скворечников.
Учащиеся школы традиционно занимаются благоустройством территории села и школы: убирают мусор и опавшую листву, подрезают кустарники, спиливают сухие ветки на деревьях, высаживают цветы на клумбы. Школьники всегда оказывают помощь в уборке территорий детского сада, детской игровой площадки, памятников погибшим воинам в селах Борисово, Чаадаево. В летний период трудовая бригада вела борьбу со стихийными свалками села, занималась покраской и ремонтом детской игровой площадки.
Немаловажную роль в формировании экологического сознания играют родители, которые подают личный пример и оказывают посильную помощь. Так с помощью родителей была расчищена территория для постройки хоккейной коробки. Были убраны 3 свалки, засыпаны выбоины на проезжих частях улиц Новая, К. Маркса, очищена территория кладбища. Родители наших учащихся постоянно проводят механизированную обработку пришкольного учебно-опытного участка. В весенний период родители обеспечивают школу семенным материалом различных с/х культур, что позволяет нам, при должном уходе, запастись овощами на зиму.
Очень важной формой работы с родителями является выпуск листовок, содержащих экологический материал, т.к. не всегда родители посещают школу, не говоря уже о той части населения, чьи дети не учатся. Пусть не каждый, получив листовку, примет участие в какой-то акции, но что такая работа проводится, узнает и, может быть, сделает правильные выводы.
И, конечно же, активной формой работы является вовлечение взрослых в различные мероприятия. Традиционными в школе являются такие праздники, как «День птиц», «День животных», «День Земли», «Дни защиты от экологической опасности», «Экологические недели», «Праздник Урожая», «Осенние фантазии» и др. Раньше родители были просто сторонними наблюдателями, теперь являются их участниками - пусть и не все!
"Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней," - так писал более ста лет назад Лев Николаевич Толстой. Вот только природа во времена Толстого окружала людей совсем другая, не та, среди которой мы живем сейчас. А совсем недавно мы поняли, что всего этого: чистых рек и озер, дикого леса, зверей и птиц - становится все меньше и меньше. Безумный 20 век принес человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем. Среди них очень и очень важная - охрана окружающей среды.
Экологические проблемы являются частью глобальных проблем человечества, то есть всех стран независимо от размеров территории, численности населения, уровня экологического развития.
Судьба природы - наша судьба, потому что организм человека находится во взаимодействии с окружающей средой. И поэтому одна из задач школы - воспитать человека, осознающего свое место и место всего человечества в окружающем мире. Сохранность природы зависит от нашей культуры, нравственности и милосердия.
Только та работа, которая ведется системно и непрерывно, даёт положительный результат. Какие перспективы и задачи мы ставим на будущее:
1. Продолжить работу над реализацией программы экологического образования в школе.
2. Совершенствовать нормативно-правовую базу экологического образования.
3. Продолжить работу по более широкому вовлечению взрослого населения в экологическое образование, используя наряду с традиционными, инновационные формы и методы, опыт передовых школ.
4. Использовать технологию проектной деятельности.
5. Углублять и расширять исследовательскую деятельность.
6. Налаживать более тесное сотрудничество с учреждениями здравоохранения, культуры и СПК.