Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Организация совместной работы педагогов и родителей в период адаптации ребёнка в ДОО

Дата публикации: 2022-10-04 18:58:50
Статью разместил(а):
Фасхутдинова Елена Николаевна

Организация совместной работы педагогов и родителей в период адаптации ребёнка в ДОО

Organization of joint work of teachers and parents during the period of adaptation of the child to the preschool

 

Авторы: 

Фасхутдинова Елена Николаевна

МКДОУ "Детский сад № 1 "Светлячок", г. Малмыжа, Россия

E-mail: lena-fas22@mail.ru

Fashutdinova Elena Nikolaevna

Kindergarten No 1 "Svetlyachok", Malmyzha, Russia

E-mail: lena-fas22@mail.ru

Рябова Любовь Александровна

МКДОУ "Детский сад № 1 "Светлячок", г. Малмыжа, Россия

Ryabova Lyubov Aleksandrovna

Kindergarten No 1 "Svetlyachok", Malmyzha, Russia

 

Аннотация: Данная статья раскрывает особенности организации совместной работы педагогов и родителей в период адаптации ребёнка в ДОО.

Abstract: This article reveals the features of the organization of joint work of teachers and parents during the period of adaptation of the child to the preschool.

Ключевые слова: адаптация, дошкольное образование.

Key words: adaptation, preschool education.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Дошкольное детство – важнейший этап в жизни ребёнка. Проблема адаптации ребёнка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной в наше время. Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. От того, насколько успешно ребёнок адаптируется к детскому саду, будет зависеть конечный результат – спокойный ребёнок, с удовольствием посещающий ДОУ. Период адаптации – тяжёлое время не только для ребёнка, но и для его родителей. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Сотрудничество ДОУ с семьей – это взаимодействие педагогов с родителями, оно направлено на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.  

В период адаптации детей к детскому саду мы ставим цель: установление доверительных, партнёрских отношений с родителями и детьми.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

· Работать в тесном контакте с семьями воспитанников;

· Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в семье и детском саду;

· Оказывать квалифицированную консультационную и практическую помощь родителям в вопросах воспитания ребёнка;

· Использовать различные формы сотрудничества с семьями воспитанников.

Взаимодействие педагогов с родителями невозможно без учёта интересов семьи. Для того чтобы адаптация прошла более успешно, необходимо создать условия для согласованности действий родителей и воспитателей по сближению подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду, т.е. осуществить комплексный подход к решению проблемы адаптации детей в группе раннего возраста.

В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретает особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку. И одной из форм работы детского сада и семьи в адаптационный период является родительские собрания. Первое собрание - это знакомство родителей между собой и с воспитателями. Каждый родитель получает памятку о том, как помочь своему ребенку легче адаптироваться к условиям детского сада. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье.

Одна из традиционных форм работы – родительское собрание в форме дня открытых дверей. Являясь достаточно распространенной формой, он дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. В его рамках проводится экскурсия по дошкольному учреждению с посещением групп, которые будут посещать дети. Мы показываем фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку, образовательную деятельность и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Тогда же родителей предупреждают об особенностях начала посещения ребёнком детского сада. В завершение встречи родителям вручают буклеты «Ребёнок раннего возраста и детский сад». На данном этапе возможно достижение сразу трёх целей: в ходе беседы собираем информацию о семье, выявляем отношение родителей, настроение по поводу поступления ребёнка в детский сад, устанавливаем партнёрские, доброжелательные отношения. Также возможно выяснить индивидуально-личностные особенности, привычки ребёнка, отношение родителей к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровых предпочтений и навыков, желание и умение вступать в контакт с другими детьми и взрослыми.

Таким образом, подготовку малышей к детскому саду мы начали со сбора информации о воспитанниках. Затем создали для родителей будущих воспитанников группу в соцсети. Пригласили родителей на первое родительское собрание. Приложили усилия, чтобы положительные эмоции у родителей наших будущих малышей вызывало всё, начиная от внешнего убранства зала и групп. Важна и первая встреча с руководителем ДОУ. Экскурсия, знакомство с режимом, рекомендации придерживаться его дома, вводное анкетирование помогли определить потребности, пожелания, ожидания родителей и настроить их на сотрудничество, заинтересовать в нём.

Работа с родителями нацелена на то, чтобы развить их начальную педагогическую грамотность, помочь семье найти ответы на интересующие их вопросы по воспитанию детей, привлечь родителей к сотрудничеству в плане поиска единых подходов в деле воспитания.

На следующем этапе привлекли родителей к совместной работе по созданию оптимальных условий развития ребёнка, как в группе, так и на участке детского сада:  покраске и ремонту старого оборудования, украшению групповой веранды, что помогло познакомиться родителям  друг с другом  и воспитателями и способствовало сплочению родительского коллектива.

В родительской группе в интернете мы периодически транслируем результаты нашей работы с детьми в разные моменты и виды деятельности. Например, утром при расставании ребенок сильно плакал, мама уходит с чувством тревоги, огорчения, но, получив через короткое время фотографию улыбающегося, играющего малыша, с удовлетворением отмечает компетентность педагогов, и взаимоотношения становятся более доверительными.

Одна из важных задач педагогов - вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу, что способствует успешной адаптации ребенка. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют постановку кукольного спектакля, примут участие в спортивном досуге, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи — чему-то научат детей. Родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми.

Например, проводилось родительское собрание в нетрациционой форме. Тема собрания была «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста». Родителям было предложено ненадолго «превратиться» в детей и отправиться в мысленное путешествие на поезде. На каждой станции родителям было предложено выполнить задание. На первой станции они рисовали ватными палочками, на второй станции играли в пальчиковые игры, на следующей станции предлагалось побыть золушкой и перебрать фасоль от пуговиц, на следующей -  выполняли элементы самомассажа. На конечной остановке родители стали снова взрослыми. Впечатления и итоги обсудили за чаем, говорили о том, что интересует родителей. Также вручили каждой семье картотеки пальчиковых игр, в которые они смогут поиграть дома с детьми.

Родители принимают активное участие в конкурсах, которые проходят на базе нашего детского сада, и занимают первые места. Например, был конкурс на зимнюю постройку, тема была определена по сказкам Э. Успенского, где нам выпало слепить из снега 8 осьминожек. Ни одна семья не осталась в стороне, а это хороший результат.

Анализ прохождения адаптационного периода показал, что благодаря в том числе и нашей совместной работе с семьями воспитанников, адаптацию все наши 10 воспитанников прошли легко либо удовлетворительно. Сложной адаптации не было. А это значит, что дети будут ходить в детский сад с удовольствием, будут меньше болеть, а родители будут не просто спокойны, но и ещё более заинтересованы в сотрудничестве.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего — дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое — они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. 

Дошкольное образовательное учреждение – важный этап в жизни ребёнка, огромное испытание для малыша, а любое испытание – или ломает, или закаляет; делает сильнее, продвигает вперед в развитии – или отбрасывает назад. Поэтому на сегодняшний день очень актуальна тема сотрудничества ДОУ и семьи в период адаптации детей к новым условиям.

 

. . . . . . .