Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Формирование мелкой моторики и ручной умелости у учащихся начальной школы

Дата публикации: 2022-08-17 23:22:04
Статью разместил(а):
Турыкина Вера Валентиновна

Формирование мелкой моторики и ручной умелости у учащихся начальной школы

Formation of fine motor skills and manual skill in elementary school students

 

Автор: Турыкина Вера Валентиновна

ГБОУ "СОШ", п.г.т. Мирный, Самарская область, Россия

e-mail: veraturykina@mail.ru

Turykina Vera Valentinovna

e-mail: veraturykina@mail.ru

Middle School, Mirny, Samara region, Russia

 

Аннотация: В статье описывается программа развития мелкомоторных функций у младших школьников, воспитания усидчивости и аккуратности.

Abstract: The article describes the program for the development of small-motor functions in younger schoolchildren, the education of perseverance and accuracy.

Ключевые слова: развитие мелкой моторики, младшие школьники.

Keywords: development of fine motor skills, younger schoolchildren.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

На основании данных мониторинга, проведённом среди учащихся первых классов, была выявлена проблема - слабо развита подвижность рук. На этом основании, разработана дополнительная общеобразовательная модульная программа для развития мелко моторных функций кисти и пальцев у детей, при помощи технологии изготовления народной текстильной куклы.

Необходимым компонентом школьной зрелости выступает также развитие тонких движений руки - ребенок должен уметь уверенно работать ножницами и карандашами, проводимые линии должны быть четкими, прямыми. Он должен похоже повторить образец, делить этот образец на части. Нельзя не согласиться, что без соответствующей подготовки дети не смогут выполнять даже такие на первый взгляд простые операции, что впоследствии приведет к серьезным проблемам в обучении. Кроме того, рука, натренированная, намного быстрее и без лишних мышечных и психологических усилий привыкнет к письму, разовьется красивый и ровный почерк.

Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук необходимо начинать как можно раньше.

Изготовление текстильной куклы – один из древнейших видов рукоделия, передающий к тому же и национальные особенности воспитания. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции, поэтому оно сохраняет свое значение и в наши дни. Занятия по изготовлению народной куклы с детьми школьного возраста, положительно влияют на активизацию мелкой моторики рук, развитие мелких мышц кисти, воображения, фантазии, памяти, а также способности организовывать свою деятельность. Изготовление славянской куклы открывает детям путь к творчеству, развивает мелкую моторику и художественные возможности.

Творчество – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Делать своими руками - это значит приобретать бесценный жизненный опыт. Продуктивная творческая деятельность детей направлена на развитие личностных качеств ребёнка. На занятиях в начальной школе, дети должны владеть определёнными навыками ручного труда, но не у всех хорошо развиты мелкие движения рук. В результате творческой деятельности, кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма и навыками ручного труда.

Техника изготовления тканевых кукол требует ловких и тонких движений пальцев. Вот почему в процессе занятий рука приобретает уверенность, гибкость и точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов в композиции) и дизайнерское видение: умение выбрать ткань, подобрать цвета и сочетание лент, соразмерно выполнить фигуру куколки, оформить согласно народным традициям. Можно сказать – тканевые куклы оказывают значительное влияние и на личностное развитие ребенка. Формируются такие качества личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующие целенаправленных волевых усилий), усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, «осмысленная моторика») На начальном этапе выполняют работы по образцу, а затем уже находят свои художественные решения и фантазируют по своему вкусу.

Для занятий по куклам, детям потребуется совсем немного материала: тканевые разноцветные лоскутики различной ширины, иголка, ножницы, декоративная тесьма, атласные ленты, нитки. Материалы недорогие и доступные, а процесс принесет много радости детям, потому что работа может быть подарком или украшением комнаты. Особую ценность изделие имеет потому, что выполнено руками ребёнка. Примечательно: мотанием кукол, с удовольствием занимаются и мальчики и девочки.

Следует учесть, что в первые четыре года обучения в школе у детей окончательно формируются мелкие мышцы рук, идёт интенсивное развитие речи, развиваются такие психические процессы как внимание, память, мышление. Причём ребёнок, придя в первый класс и владея лишь наглядно-образным, а кто-то и предметно-действенным образом мышления, уже к четвёртому классу должен уметь мыслить абстрактно. С приходом в школу резко возрастает нагрузка на левое полушарие (математика, чтение, письмо правой рукой). Начинается сильный дисбаланс полушария. Детям нужно помогать развивать обе руки - это позволит равномерно распределить работу между полушариями мозга ребёнка, решение нашли в программе «Тканевая кукла».

Работу с детьми по технологии изготовления народной текстильной куклы, нужно начинать с простейших работ по развитию мелкой моторики - завязывание бантиков, узелков, пришивание пуговиц, плетение косичек из верёвочек и при всём этом, педагогу нужно показать технику выполнения, чтобы дети задействовали по возможности обе руки и все пальчики.

Работа в программе, воспитывает у детей готовность участвовать в ручном труде, формирует способность самостоятельно осуществлять свои замыслы, воспитывает у детей желание делать своими руками полезные вещи, игрушки.

Цель второго этапа состоит в обучении учащихся приемам самостоятельной работы, поиску знаний, решению проблемных задач, творческой деятельности. Предварительно учитель создает необходимую эмоциональную атмосферу, условия для индивидуальной работы, он настраивает учащихся на самостоятельную работу.

 

На фоне самостоятельно работающих учащихся, педагог по специальному графику занимается с детьми с особенностями по здоровью индивидуально, по адаптивным заданиям трех уровней, требующих репродуктивной частично поисковой и творческой деятельности. Результаты работы радуют развитием.

 

. . . . . . .