Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках-проектах по литературному чтению

Дата публикации: 2022-07-27 20:01:30
Статью разместил(а):
Антонова Екатерина Валерьевна

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках-проектах по литературному чтению

Development of primary schoolchildren’s creative abilities at project lessons of literary reading

 

Автор: Антонова Екатерина Валерьевна

ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгород, Россия

e-mail: kaant99@bk.ru

Antonova Ekaterina Valerevna

Belgorod National Research University, Belgorod, Russia

e-mail: kaant99@bk.ru 

 

Аннотация: В статье рассматривается проблема развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения, которая решается посредством включения детей в проектную деятельность. Автор делится опытом практической реализации данной проблемы в школьной практике.

Abstract: The article considers the problem of development of primary schoolchildren’s creative abilities in the process of project activities at the literary reading lessons, which is solved by including children in project activities. The author shares his experience of the practical implementation of this problem in school practice. 

Ключевые слова: творческие способности, младшие школьники, проектная деятельность, урок-проект, литературное чтение.

Keywords: creative abilities, primary schoolchildren, project activities, project lesson, literary reading.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

В настоящее время, когда меняются фундаментальные основы общества, перестраивается экономика, социальная жизнь и условия жизнедеятельности людей, возрастает мера социальной свободы для активной и творческой личности, раскрытие индивидуальности. Всё это требует от человека гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, нестандартного подхода к решению возникающих трудностей и проблем. Человеческая неповторимость, индивидуальность тесно связана с проблемой творчества.

Проблема формирования и развития творческой личности приобретает исключительную актуальность в современной педагогической науке. Анализ психолого-педагогической, методической литературы последнего пятилетия четко указывает на пристальное внимание ученых, методистов и учителей к проблеме детского творчества.

Проблема творчества и творческих способностей изучалась многими научными работниками (Б.Г. Ананьев, Т. Андерсон, В. Андреев, В. Библер, Д. Богоявленская, А. Брушлинский, Л. Выготский, Дж. Гилфорд, В. Кан-Калик, Н. Кириллова, В. Краевский, Ю. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, О. Матюшкин, Р. Низамов, А. Петровский, Б.М. Теплов, Е.П. Торренс, и др.). Их психолого-педагогические исследования выделяют определяющим качеством творческой личности ее творческую активность, которая становится более целенаправленной, мощной, продуктивной.

Также при изучении психолого-педагогической литературы нами были установлены следующие противоречия:

- между потребностью общества в творческих личностях, преобразующих мир и низким уровнем развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста;

- между возрастающей ролью социальной свободы для активной и творческой личности, стремлением к раскрытию индивидуальности и недостаточным вниманием к личностной ориентации содержания образования, предполагающей развитие творческих способностей обучающихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей.

Под проектной деятельностью понимается самостоятельная или коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

Проект основывается на совместной творческой деятельности его участников и предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов с учетом поставленной цели.

На уроках литературного чтения в начальной школе таким видом деятельности является театрализация. Проектная деятельность с элементами театрализации охватывает разные творческие аспекты: выбор репертуара, сценическую речь и сценическое движение, создание сценариев, изготовление костюмов и декораций, подготовка реквизита, выбор музыкального сопровождения и т.д. То есть каждый ребенок сможет выбрать один из творческих аспектов проектной деятельности с элементами театрализации с учетом своих интересов и склонностей [1].

Проектная деятельность младших школьников с элементами театрализации на уроках литературного чтения способствует [4]:

- индивидуализации образования младших школьников с учетом их интересов и склонностей, что позволяет заинтересовать детей, вовлечь их в эту деятельность;

- обеспечению совместной творческой деятельности, сотрудничеству участников проекта: педагогов детей, родителей;

- развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста;

- максимально свободному и нетрадиционному подходу к оформлению результатов с учетом поставленной цели, что способствует активному творческому процессу и выражению своей индивидуальности.

Работая над различными проектами, дети учатся взаимодействовать в парах и группах, общаться между собой, договариваться, распределять роли, задания, так как все это необходимо для достижения оптимального результата. Разрабатывая свои проекты, обучающиеся получают навыки письма, счета, познают окружающую их природу через собственный поиск [2].

Рассматривая проектную деятельность, можно выделить два плана при работе над проектом: видимый для обучающихся и «невидимый» для них. Задумывая проект, преподаватель понимает, с каким материалом придется работать обучающимся, какие знания и умения от них потребуются, какие свойства личности могут проявить обучающиеся в процессе работы, то есть в ходе проектной деятельности ставятся и достигаются конкретные педагогические цели и задачи [3]. 

Однако в отличие от традиционных уроков эти цели и задачи не сообщаются обучающимся, они работают с проблемой. Не подозревая того, они актуализируют свои знания, систематизируют их, добывают новые, работая с информацией. При этом преподаватель иногда проводит консультации, иногда необходимы лекции по новому материалу или объяснение непонятных терминов, понятий, закономерностей, иногда составляются и уточняются алгоритмы деятельности. Новый материал должен подаваться не заранее, в надежде на то, что, когда он будет необходим, обучающиеся им воспользуются, а в минуты наибольшей потребности, только тогда он будет востребован обучающимися и незамедлительно применен ими.

Таким образом, выстраивается видимый план проекта, в который входят:

- тема проекта;

- проблема проекта;           

- цели и задачи проекта;

- планирование обучающимися своей деятельности на различных этапах;

- осуществление практических действий и получение продукта проектной деятельности;

- презентация проекта;

- рефлексия собственной деятельности.

Следует отметить, что для педагога важен и «невидимый» план проектной деятельности. Именно здесь дается описание учебного проекта как дидактического средства обучения, здесь конкретизируются педагогические цели, указываются (согласно учебному плану) темы программы, изучаемые посредством проектной деятельности, определяется круг знаний и умений, которые должны быть усвоены в процессе выполнения проекта.

«Невидимый» план рассматривает проект с точки зрения:

- определения темы учебного курса;

- постановки целей и задач обучения, развития, воспитания;

- определения необходимого для выполнения проекта уровня общеучебных и предметных (профессиональных) знаний, умений и навыков;

- определения нового содержания по предмету, которое должны получить обучающиеся в процессе работы над проектом;

- определения прежде незнакомых обучающимся специфических умений и навыков, которыми обучающиеся должны овладеть в процессе проектирования; 

- материально-технического и информационного обеспечения занятия;

- определения организационных форм проведения занятий.

Таким образом, основная цель метода проектов - предоставление обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Из этого следует, что обучающиеся могут сами (или в группе) выполнить интересную работу, проявляя свои творческие способности, прилагая свои знания, силы, публично показать достигнутый результат.

 

Литература:

1. Бердникова А.И. Метод проектов на уроках литературного чтения / А.И. Бердникова, Т.Н. Зотова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – № 1 (10). – С. 12-13.

2. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. /Н.В. Иванова // Начальная школа. – №2. – 2016.

3. Фоменко Н.В. Организация творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения: учебно-методическое пособие / Н.В. Фоменко. – Чебоксары: ИД «Среда», 2020 – 88 с.

4. Юскова Е.А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения / Е.А. Юскова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 30 (268). – С. 133-136. 

 

. . . . . . .