Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Инклюзивное образование

Дата публикации: 2022-07-21 20:32:44
Статью разместил(а):
Бадретдинова Лилия Фанузовна

Инклюзивное образование

Inclusive education

 

Автор: Бадретдинова Лилия Фанузовна

ФГБОУ ВО «БГПУ им.М. Акмуллы», г. Уфа, Россия

e-mail: badretdinova13@yandex.ru

Badretdinova Lilia Fanuzovna

BSPU named after M. Akmulla, Ufa, Russia

e-mail: badretdinova13@yandex.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается проблема инклюзивного образования как одной из разновидностей альтернативного обучения. Для эффективного обучения детей с ОВЗ, в том числе РАС, применяется модель обучения «ресурсный класс» с применением методов АВА-терапии.

Abstract: The article deals with the problem of inclusive education as one of the varieties of alternative education. For effective education of children with disabilities, including ASD, the "resource class" learning model is used using ABA therapy methods.

Ключевые слова: инклюзия, ресурсный класс, образование.

Keywords: inclusion, resource class, education.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

С каждым годом в мире увеличивается  количество детей с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Перед государством, обществом, системой образования и родителями стоит вопрос получения ими образования.

В США и Европе с 1970 года ведется разработка и внедрение нормативно-правовых актов, которые могли бы способствовать расширению образовательных возможностей для людей с ОВЗ. В современной системе образования США и Европы используются несколько подходов в образовании.

Расширение доступа к образованию – заключается в попытке увеличить число поступающих в учебные заведения представителей малочисленных групп (из малообеспеченных семей, людей с ограниченными возможностями и некоторых этнических меньшинств). Подход мэйнстриминга предполагает, что дети с ОВЗ общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция предполагает формирование у детей с ограниченными возможностями в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, то есть общим учебным планом (совместное обучение в одном классе).

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Одним из важнейших этапов развития системы образования в Российской Федерации является внедрение инклюзивного подхода в образовательных учреждениях. Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег".

Инклюзивное образование - это организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, умственных, интеллектуальных, культурных, этнических, языковых и других особенностей, включены в систему общего образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в тех же общеобразовательных учреждениях.[1].

Инклюзивное образование детей с особыми потребностями вместе со своими сверстниками обучает разных детей в одном классе, а не в специально отведенной группе (классе) в общеобразовательной школе.

Одной из самых важных черт инклюзивного образования является то, что инклюзивное образование учитывает интересы как детей с ОВЗ, так и норматипичных детей.

Дети с Расстройством Аутистического спектра (РАС) входят в группу с ОВЗ. По данным Минздрава Республике Башкортостан на декабрь 2021 численность детей с РАС в регионе составляет 1214 чел. Для их обучения необходимы  определенные условия. Для этих целей используется такая образовательная модель, как ресурсный класс.

Ресурсный класс – это образовательная модель, позволяющая детям с РАС учиться в обычной школе вместе со сверстниками, развивающимися типично. Это модель необходима для того, чтобы дети с РАС могли учиться в образовательных учреждениях в своем темпе и обучаться в среде с наименьшими ограничениями, при этом учитывая индивидуальные потребности и возможности ребенка. Все учащиеся, участвующие в этой образовательной модели, зачислены в обычные, регулярные классы. А весь педагогический коллектив (супервизор, куратор, учитель ресурсного класса, тьюторы) работает над тем, чтобы ученик с РАС как можно чаще посещал уроки в своем общеобразовательном классе [3].

Инклюзивный проект стал реализовываться в школе МБОУ "СОШ № 126" г. Уфа в 2021 году. На данный момент в ресурсном классе числятся 5 детей с РАС с вариантами 8.2, 8.3. Дети обучаются по индивидуальной образовательной программе, составленной в соответствии с рекомендациями ПМПК, а также потребностями и дефицитами ребенка, выявленными в ходе тестирования. В ресурсном классе развиваются академические, коммуникативные и социальные навыки.

Под «ресурсным классом» можно так же понимать пространственную зону, в которой собраны всевозможные ресурсы, способствующие развитию ребенка в рамках инклюзивного образования. Ресурсный класс делится на несколько зон:

- зона для групповых занятий, где учитель ресурсного класса проводит занятия для всех детей. На этих занятиях дети учатся выполнять совместное занятие, а так же отрабатывают фронтальные инструкции (ответ хором, поднятие руки, ожидание);

- зона для индивидуальных занятий, где находятся парты с перегородками, которые позволяют тьютору проводить индивидуальные занятия;

- зона разгрузки – отдельное оборудованное место, где ребенку дается возможность сенсорно насытиться, отдохнуть, успокоиться в случае перегрузки.

При работе с детьми с РАС применяются методы, основанные на ПАП (прикладном анализе поведения). В соответствии с рекомендациями ПМПК и в ходе тестирования разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ). Дети с аутизмом нередко имеют сопутствующие интеллектуальные нарушения, и им требуется адаптация общеобразовательной программы [2].

Огромную роль в модели ресурсного класса играют специалисты: супервизор, куратор, учитель ресурсного класса, тьюторы.

Супервизор – специалист АВА, который контролирует составление и ведение программ обучения навыкам и коррекции поведения в рамках Прикладного Анализа Поведения, их реализацию и динамику развития детей.

Куратор разрабатывает и корректирует индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка,  консультирует по вопросам реализации поведенческой программы и при анализе результатов наблюдений за поведением учеников ресурсного класса, проводит консультирование учителя ресурсного класса по вопросам, возникающим в ходе обучения школьников

Роль учитель ресурсного класса заключается в обучении тьюторов, в руководстве при тестировании детей и сборе данных. Учитель ресурного класса анализирует, систематизирует полученные данные, проводит мониторинг и корректирует работу ресурсного класса по плану.

Тьютор проводит индивидуальные занятия по готовым планам, помогает ученику при групповых занятиях, сопровождает на уроках в общеобразовательном классе, при необходимости помогает ребенку при выполнении заданий и общений с остальными учащимися, собирает данные о поведении ученика, заполняет бланков о приобретении новых навыков.  

Таким образом, на основе изученной литературы и практики инклюзивного образования, стоит сделать вывод, что вопрос получения образования детьми с РАС стоит остро в современных реалиях. Важно развивать систему образования в этом направлений и расширять возможности.

 

Список литературы:

1. Кожекина Т.В. Инклюзивное образование: учебно-методическое пособие. – М.: Перспектива, 2013. – 219 с.

2. Лопатина Н.В. Инклюзивное образование: прошлое, настоящее, будущее: (опыт включенного наблюдения) / Н.В. Лопатина // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2014. - No 5. - с. 99.

3. Сорокоумова С.Н. Организация инклюзивного обучения в условиях модернизации образования. – 2011. – с. 11. 

 

. . . . . . .