Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Проектная деятельность как инструмент формирования профессиональных и личностных навыков студентов

Дата публикации: 2022-07-21 18:33:07
Статью разместил(а):
Евстафьева Евгения Александровна

Проектная деятельность как инструмент формирования профессиональных и личностных навыков студентов

Project activity as a tool for the formation of professional and personal skills of students

 

Автор:

Евстафьева Евгения Александровна

ФГБОУ ВО "БГПУ им. М. Акмуллы", г. Уфа, Россия

e-mail: evgenia-evstaphieva@mail.ru

Evstafeva Evgenia Aleksandrovna

BSPU named after M. Akmulla, Ufa, Russia

e-mail: evgenia-evstaphieva@mail.ru

 

Аннотация: В статье говорится о наиболее актуальном на сегодняшний день проектном методе обучения. Он подразумевает под собой форму обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Данный метод широко распространен и применяется в образовательном пространстве. Рассматривается опыт введения проектного метода в систему обучения у зарубежных и отечественных педагогов. В статье представлена реализация проектной деятельности в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы.

Abstract: The article talks about the most relevant project method of teaching today. It implies a form of education in which students acquire knowledge in the process of planning and performing ever–increasing practical tasks - projects. This method is widely used and is used in the educational space. The experience of introducing the project method into the teaching system of foreign and domestic teachers is considered. The article presents the implementation of project activities at the Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla.

Ключевые слова: проектная деятельность, проектный метод обучения.

Keywords: project activity, project training method. 

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Процессы глобализации проникают во все сферы жизнедеятельности человека, такие как социальная, культурная, профессиональная, образовательная. С развитием информационных технологий происходит интеграция различных профессий. Именно поэтому на сегодняшний день важно быть многофункциональным специалистом. Базовые профессиональные и личностные компетенции формируются на этапе получения образования в средне специальных и высших учебных заведениях. Поэтому система образования ВУЗов и СУЗов использует различные образовательные методы, направленные на развитие творческих, коммуникативных и  практических навыков, одним из которых является проектный метод.

Согласно педагогическому словарю, проектный метод — это форма организации обучения, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, разработанных совместно с учителем и учащимися в процессе обучения, с учетом окружающей реальности и интересов детей. Создавая собственный проект, обучающийся формирует у себя исследовательские, учебно-познавательные, коммуникативные навыки, а также навыки личностного самосовершенствования, а также навыки сбора и анализа информации. Посредством написания и реализации проектов обучающиеся формируют нестандартное мышление, компетенции поиска информации и рефлексии.

Успешность проектного метода в обучения заключается в том, что он сочетает в себе огромное количество видов деятельности. К основным из них можно отнести исследовательский вид деятельности, ораторское искусство, умение формулировать свою точку зрения и аргументировать её, проводить умозаключения. Обучающиеся формируют качества, такие как инициативность, упорство, стремление и ответственность. Студенты сталкиваются с прямыми жизненными вопросами и проблемами, решают их и могут применить в обычной жизни, что еще больше мотивирует их на участие в проектных форумах и конкурсах.

В рамках педагогики основателем проектного метода является американский педагог Джон Дьюи. Основными чертами его научной теории были педоцентризм, широкое применение труда в обучении, опора на интересы, инстинкты детей, проблемный характер обучения. Истинным образованием Д. Дьюи считал все важное, вынесенное и пережитое из конкретных ситуаций, из специально организованного опыта, из делания. «Обучение посредством делания» – это организация самостоятельной деятельности учащихся для решения заинтересовавших их проблем. Способом организации такой деятельности должен служить, в частности, метод проектов. Согласно этому методу, обучение осуществляется через организацию целевых актов. Дети в процессе учебной деятельности планируют (проектируют) выполнение определенной практической задачи, включая туда и учебную деятельность. Далее проектный метод в обучении стал применяться на практике и во многих других странах.

В России проектный метод начал свое развитие под руководством русского, ученого-педагога Станислава Теофиловича Шацкого. Он продвигал идею, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте. С.Т. Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности. Он работал над такими проблемами, как создание наиболее благоприятных условий для естественного развития ребенка, разносторонняя трудовая деятельность как педагогическое средство организации нормального детства, школьное самоуправление.

Однако на рубеже второй половины 1930-х – 1980-х годах метод проектного обучения был раскритикован и признан неэффективным, что во многом, было вызвано идеологическими мотивами, а также неготовностью российских школ к применению нового метода обучения.

В связи с преобразованием школьного образования, поиском новых форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся, проектный метод в российской школе становится эффективным методом обучения.

В российском школьном образовании реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт, который предусматривает защиту индивидуальных проектов. В высших и средне-профессиональных учебных заведениях проектный метод нашел свое широкое применение. Существует опыт использования индивидуальных проектов студентов в качестве практической части для выпускных квалификационных работ.

На базе Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы в Институте исторического, правового и социально-гуманитарного образования существует Студенческое научное общество, в котором с 2019 года успешно функционирует Проектный отдел. Он создан студентами БГПУ им. М. Акмуллы, имеющие опыт написания и защиты проектов с грантовой поддержкой, с целью организации выработки механизмов повышения эффективности реализации проектов в сфере образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности. Отдел оказывает методическую помощь такую, как обучение, разбор грантовых проектов, написание личных проектов, а также практико-ориентированную помощь, которая заключается в защите личных проектов и рекомендациях на грантовые конкурсы. Студенты участвуют в различных форумах, встречаются и обсуждают серьезные вопросы с лучшими спикерами нашей страны, получают колоссальный опыт и новые навыки, являются участниками и победителями в ежегодном Акселераторе студенческих проектов во множествах номинаций. Многие студенты являются грантообладателями, что позволяет им реализовать свой потенциал и воплотить идеи в жизнь.

На сегодняшний день проектная деятельность в обучении является высокоэффективным и востребованным методом реализации целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта, а также средством повышения качества обучения. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Таким образом, проектная деятельность обучающихся позволяет не только выполнять  основные программные цели обучения, но и способствовать фактическому формированию ключевых компетенций обучающихся.

 

Список источников:

Нормативно-правовые акты:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт Российской Федерации.

2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012.

Литература:

3. Васильева З.И. История педагогики и образования: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2011. 131 с.

4. Гилёва Е.А. История развития метода проектов в Российской школе. Наука и школа. 2007. № 4. 3 с.

5. Замятина О.М., Кузнецова Т.В., Мозгалева П.И., Этапы становления проектной деятельности в зарубежной и российской школ. Школа России. 2015. № 371.385.4 (100). С. 65 – 67.

6. Пеньковских Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике. Вопросы образования. 2010. № 4. 311 с.

7. Пискунов А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учебное пособие для педагогических учебных заведений / под ред. А.И. Пискунова. М.: Сфера, 2007. 512 с.

8. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М., 2004. 512 с.

9. Томюк О.Н. Концепции опыта в инструментализме Джона Дьюи // Эпистемы: сборник научных статей. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2011 Вып. 6. С. 28-34. 

10. Томюк О.Н., Филоненко И.А. Проектная деятельность как условие развития личности школьников // Современные проблемы образования: сборник научных статей. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2014. С. 30-33.

 

. . . . . . .