Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Общие проявления дисграфии у младших школьников с разными формами дизонтогенеза

Дата публикации: 2022-06-27 18:24:06
Статью разместил(а):
Гайдышева Анастасия Дмитриевна

Общие проявления дисграфии у младших школьников с разными формами дизонтогенеза

Common manifestations of dysgraphia in primary schoolchildren with different forms of dysontogenesis

 

Авторы:

Гайдышева Анастасия Дмитриевна

ФГБОУ ВО Вятский Государственный университет, г. Киров, Россия

e-mail: anastasia.gaidysheva@gmail.com

Gaidysheva Anastasia Dmitrievna

Vyatka state University, Kirov, Russia

e-mail: anastasia.gaidysheva@gmail.com

Городилова Светлана Александровна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии ФГБОУ ВО Вятский Государственный университет, Киров, Россия

e-mail: sa_gorodilova@vyatsu.ru

Gorodilova Svetlana Aleksandrovna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Defectology, Vyatka State University, Kirov, Russia

e-mail: sa_gorodilova@vyatsu.ru

Аннотация: В статье проводится анализ общих проявлений дисграфии у младших школьников с такими формами дизонтогенеза как общее психическое недоразвитие (умственная отсталость), задержанное психическое развитие (задержка психического развития) и дефицитарное психическое развитие (общее недоразвитие речи, нарушение слуха, нарушение зрения). Группы испытуемых распределены по определенным критериям – интеллектуальных нарушений, сходства проявлений речевых нарушений, нарушения работы анализаторов. Целью статьи является системная характеристика общих проявлений дисграфии, присущих младшим школьникам с общим психическим недоразвитием, задержанным психическим развитием и дефицитарным психическим развитием.

Abstract: the article analyzes the common manifestations of dysgraphia in primary schoolchildren with such forms of dysontogenesis as general mental underdevelopment (mild mental retardation), arrested mental development (developmental delay) and deficient mental development (general speech underdevelopment, hearing impairment, visual impairment). The groups of subjects are distributed according to certain criteria – intellectual disabilities, similarity of manifestations of speech disorders, malfunction of analyzers. The purpose of the article is a systematic characterization of the common manifestations of dysgraphia inherent in primary schoolchildren with general mental underdevelopment, arrested mental development and deficient mental development.

Ключевые слова: умственная отсталость, задержка психического развития, общее недоразвитие речи, нарушение слуха, нарушение зрения, младшие школьники, общие проявления дисграфии.

Keywords: mild mental retardation, developmental delay, general speech underdevelopment, hearing impairment, visual impairment, primary schoolchildren, common manifestations of dysgraphia.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

В современной России охват образованием детей с ОВЗ достигает 58%. Как и в других странах мира, ведущие позиции в обучении детей с проблемами в развитии все более активно занимает интеграция. Л.С. Выготский отмечал важность и необходимость создания системы обучения, где ребенок с ограниченными возможностями включается в жизнь детей с нормальным развитием и активно участвует в ней [2, с. 32].

Для ребенка с ОВЗ в школьном возрасте важную роль играет навык письма. От того как ребенок овладеет письмом зависит успешность его школьного обучения в дальнейшем. По актуальным данным количество детей, имеющих дисграфию значительно возросло по сравнению с предыдущими годами. Увеличение статистики объясняется усложнением симптоматики и механизмов нарушения дисграфии, а также процессами интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательные школы, где в настоящее время система сопровождения лиц данной категории еще недостаточно налажена [4, с. 5].

В настоящее время наиболее встречающимися формами дизонтогенеза в условиях инклюзивного образования являются общее психическое недоразвитие, задержанное психическое развитие и дефицитарное психическое развитие. Изучение современной литературы показывает, что исследований, отражающих анализ общих проявлений дисграфии у младших школьников с разными формами дизонтогенеза, недостаточно.

Это позволило выделить противоречие между необходимостью исследования общих особенностей нарушений письма у обучающихся с разными формами дизонтогенеза и отсутствием соответствующих исследований по выявлению общих особенностей проявлений дисграфии у обучающихся с разными формами дизонтогенеза.

Целью проведения нашего эмпирического исследования является изучение особенностей письма и выявление общих проявлений дисграфии у обучающихся с такими формами дизонтогенеза как общее психическое недоразвитие (умственная отсталость), задержанное психическое развитие (задержка психического развития) и дефицитарное психическое развитие (общее недоразвитие речи, нарушение слуха, нарушение зрения).

Экспериментальное исследование проходило на следующих базах – МБОУ СОШ с УИОП № 32 г. Кирова, КОГОБУШ ОВЗ № 50 г. Кирова, КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Кирова. В исследовании приняли участие 150 младших школьников с разными формами дизонтогенеза (общее психическое недоразвитие, задержанное психическое развитие, дефицитарное психическое развитие). Из них – 30 человек с умственной отсталостью, 30 человек – с задержкой психического развития, 30 человек – с общим недоразвитием речи, 30 человек – с нарушением слуха и 30 человек – с нарушением зрения.

Для исследования использовалась методика Р.И. Лалаевой, Л.В. Венедиктовой «Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция» [3, с. 24] и методика Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой «Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников» [1, с. 71].

В ходе исследования проводился анализ общих особенностей проявлений дисграфии у определенных групп испытуемых, объединенных по следующим критериям:

- интеллектуальные нарушения (задержка психического развития и умственная отсталость);

- сходство проявлений речевых нарушений (задержка психического развития и общее недоразвитие речи);

- нарушение работы анализаторов (нарушение слуха и нарушение зрения).

Рассмотрим первую группу младших школьников с интеллектуальными нарушениями. К ним относятся дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью.

Ниже представлено процентное соотношение видов дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Полученные результаты отображены на рисунке 1.

1084 01

Исходя из данных рисунка 1, выделяются общие особенности проявлений дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития и умственной отсталостью.

Количество ошибок, обусловленных нарушением языкового анализа и синтеза, встречается в работах детей обеих групп в равной степени. Их процентное соотношение составляет 40%.

Проанализировав письменные работы младших школьников с задержкой психического развития и умственной отсталостью, были выделены следующие виды ошибок:

- пропуски согласных при стечении;

- пропуски слогов;

- раздельное написание приставок;

- слитное написание предлогов со словами.

Далее рассматривается вторая группа младших школьников, имеющих сходства проявлений речевых нарушений. К ним относятся дети с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи.  

Ниже представлено процентное соотношение видов дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи. Полученные результаты отображены на рисунке 2.

1084 02

Исходя из данных рисунка 2, выделяются общие особенности проявлений дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи.

Количество ошибок, обусловленных нарушением языкового анализа и синтеза, а также акустических и оптических ошибок встречается в работах детей обеих групп в равной степени. Процентное соотношение данных ошибок составляет 40%, 20% и 20% соответственно.

Проанализировав письменные работы младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи, были выделены следующие виды ошибок:

- слитное написание предлогов со словами;

- раздельное написание приставок;

- пропуск гласных;

- пропуск согласных при стечении;

- пропуск слогов;

- добавление лишних букв, слогов;

- замены шипящих и свистящих согласных;

- замены звонких и глухих согласных;

- замены гласных;

- добавление лишнего элемента к букве;

- недописывание элемента.

К ошибкам, обусловленным нарушением языкового анализа и синтеза относятся такие ошибки как слитное написание предлогов со словами, раздельное написание приставок, пропуск гласных, пропуск согласных при стечении, пропуск слогов, добавление лишних букв и слогов. К акустическим ошибкам относятся замены шипящих и свистящих, звонких и глухих согласных, замены гласных. К оптическим ошибкам относятся добавление лишнего элемента к букве и недописывание элемента.

Рассмотрим третью группу младших школьников с нарушениями работы анализаторов. К ним относятся младшие школьники с нарушением слуха и нарушением зрения.

Ниже представлено процентное соотношение видов дисграфии у младших школьников с нарушением слуха и нарушением зрения. Полученные результаты отображены на рисунке 3.

1084 03

Исходя из данных рисунка 3, выделяются общие особенности проявлений дисграфии у младших школьников с нарушением слуха и нарушением зрения.

Количество ошибок, обусловленных нарушением языкового анализа и синтеза, оптических, артикуляторно-акустических и аграмматических ошибок встречается в работах детей обеих групп примерно в равной степени. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптическая дисграфия у младших школьников обеих групп составляет 20%. У детей с нарушением слуха артикуляторно-акустическая дисграфия составляет 3%, аграмматическая дисграфия – 7%, у детей с нарушением зрения – по 10% соответственно. Акустические ошибки встречаются чаще всего у младших школьников обеих групп. У детей с нарушением слуха они составляют 50%, а у детей с нарушенияем зрения – 40%.

Проанализировав письменные работы младших школьников с нарушением слуха и нарушением зрения, были выделены следующие виды ошибок:

- замены звонких и глухих согласных;

- замены гласных;

- слитное написание слов;

- добавление лишних букв, слогов;

- добавление лишнего элемента к букве;

- недописывание элемента;

- неправильное определение границ в предложении;

- написание предложения с маленькой буквы.

К акустическим и артикуляторно-акустическим ошибкам относятся замены звонких и глухих согласных, замены гласных. К ошибкам, обусловленным нарушением языкового анализа и синтеза относятся слитное написание слов, добавление лишних букв и слогов. К оптическим ошибкам относятся добавление лишнего элемента к букве и недописывание элемента. К аграмматическим ошибкам относятся неправильное определение границ в предложении и написание предложения с маленькой буквы.

Таким образом, в ходе анализа экспериментального исследования были выявлены общие проявления дисграфии, присущие младшим школьникам с такими формами дизонтогенеза как общее психическое недоразвитие, задержанное психическое развитие, дефицитарное психическое развитие. Данные особенности проявлений дисграфии в дальнейшем являются основой для разработки методических рекомендаций по коррекции дисграфии у младших школьников с разными формами дизонтогенеза.

 

Список литературы: 

1. Ахутина Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова. – М.: Сфера, 2008. – 128 с.

2. Выготский Л.С. О психологических системах: Собр. соч. в 6-ти т.: Т.4.: Детская психология / Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.

3. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – СПб.: Союз, 2004. – 224 с.

4. Малофеев Н.Н. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции / Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.С. Кукушкина // Дефектология. – 2009. – № 1. – С. 5–23.

 

. . . . . . .