Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Формирующее оценивание как способ повышения качества обучения учащихся младших классов

Дата публикации: 2019-12-19 04:49:46
Статью разместил(а):
Илюшкина Ольга Александровна

Формирующее оценивание как способ повышения качества обучения учащихся младших классов

Forming assessment as a way to improve the quality of education for primary school students

 

Авторы:

Илюшкина Ольга Александровна

СурГУ, г. Сургут, Россия

E-mail: olenka74_74@inbox.ru 

Ilyushkina Olga Aleksandrovna

Surgut State University, Surgut, Russia.

E-mail: olenka74_74@inbox.ru 

Рассказов Филипп Дементьевич

к.п.н, заведующий кафедрой, профессор СурГУ, г. Сургут, Россия

Rasskazov Philip Dementyevich

Ph.D., Head of Department, professor, SurGU, , Surgut, Russian Federation

 

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические подходы к формирующему оцениванию младших школьников, проблемы, возникающие при его проведении, необходимость использования в системе оценки образовательных результатов учащихся начальной школы.

Abstract: The article considers theoretical approaches to the shaping of the assessment, problems encountered in its implementation, the need to use the educational results of primary school students in the system of assessment.

Ключевые слова: формирующее оценивание, итоговое оценивание, оценка учащихся в процессе обучения, образование, ФГОС, самооценивание.

Keywords: the forming estimation, total estimation, assessment for training, education, FGOS, self-estimation.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Сегодня в России в условиях модернизации содержания общего образования и внедрения новых стандартов общего образования перед учителями ставят задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. Педагог должен овладеть методами, позволяющими оценивать предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты обучающегося на различных этапах образовательного процесса. Таким образом, эта оценка должна стать средством мотивации обучающегося к достижению высоких образовательных результатов и к личностному развитию.

Формирующее оценивание оказалось самым эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика, сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьезные затруднения в обучении.

На сегодняшний день существуют информационные источники, в которых описываются теоретические аспекты введения формирующего оценивания в образовательный процесс, но о его практической реализации в образовательном процессе информация практически отсутствует.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в образовательный процесс в начальной школе и поиском новых подходов к оцениванию образовательных результатов; дефицитом информационных источников по практике внедрения элементов формирующего оценивания на уроках в начальной школе.

Ни для кого не секрет, что официальное обучение в первом классе строится на принципах безотметочного обучения. И осуществляется это с целью обеспечения более комфортной адаптации к школе первоклассников. Со второго класса начинается настоящая школа с отметками по пяти балльной шкале, причем, нормы и критерии оценивания, как правило, остаются прежними, из прошлого века. Тогда-то и начинаются настоящие проблемы. Во-первых, интерес к школе падает, во-вторых, ребенок старается заработать как можно больше положительных отметок, чтобы угодить родителям, в-третьих, появляются обиды, страхи. Избежать многих стрессовых ситуаций не только для учеников, но и для педагогов можно при альтернативной системе контроля и оценивания.

Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.

В профессиональном стандарте педагога в разделе 4.1 сказано: «Педагог должен уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные методики и формы контроля». Здесь возникает довольно острая для нашего образования проблема:  для того, чтобы этот процесс реализовался на практике, ученику необходим доступ к оцениванию, так как согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, насколько он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель, всегда остававшийся контролером должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

Существует два подхода к вопросу оценивания:

· Формирующее оценивание, когда оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения;

· Итоговое оценивание, когда оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период.

Разница между ними в том, для чего используется информация. Если представить, что дети – «цветы жизни», то итоговое оценивание – это просто их измерение. Можно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не повлияет на рост растений. Формирующее оценивание – эквивалент уходу и поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост.

Формирующее оценивание не повышает успеваемость само по себе. Учащиеся увеличивают свои знания, если информация, полученная в ходе формирующего оценивания, используется конструктивно, с целью учесть индивидуальные потребности и помочь ученикам стать независимыми в обучении.

Сегодня в одном классе обучаются дети с разным культурным прошлым, с разными способностями и интересами. Формирующее оценивание помогает учителям учитывать индивидуальные потребности учащихся через дифференцированное обучение.

Формирование навыков, необходимых для непрерывного обучения, особенно важно для достижения успеха в 21 веке. Стратегическое применение формирующего оценивания позволяет учащимся сформировать навыки самостоятельного обучения.

Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и более эффективно. Поэтому формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идет процесс обучения и, если данные окажутся неудовлетворительными, на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности. Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения.

Формирующее оценивание строится на применение различных оценочных техник, обеспечивающих эффективную обратную связь учителя и учеников. Необходимо отметить, что не все техники имеют балльное оценивание, некоторые служат только для сбора информации.

Оценивание необходимо рассматривать как механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включиться в свое учение.

Исходя из изложенного, уместно считать, что система оценивания должна давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык. В систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя. Система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.

Применяя технологию формирующего оценивания, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

·        Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше;

·        Создавайте среду, способствующую партнерству учителя и учеников;

·        Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании;

·        Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели;

·        Давайте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги.

В результате, можно выделить следующие способы ввода системы формирующего оценивания учебной деятельности ученика на уроке:

·        Разработать с учениками лист самооценки деятельности на уроке, в течение изучения темы, в конце четверти, поместить его в конце тетради и заполнять по мере необходимости;

·         Предлагать ученикам в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по предложенным учителем утверждениям. Например, «плюсы» на полях в тетради; 

·        Разработать систему ученического портфолио, где собираются лучшие работы ученика;

·        Провести мини-обзор в конце урока, курса, темы;

·        Заполнение таблицы показателей правильности выполнения заданий;

·        Заполнение листа индивидуальных достижений; 

·        Заполнение диагностических карт; 

·        Заполнение оценочных листов; 

·        Составление недельных отчетов.

Таким образом, очевидно, что формирующее оценивание несет в себе изменение взгляда на смысл оценивающей деятельности, при которой происходит смена парадигмы от суммирующего, количественного, оценивания к собственно формирующему, качественному оцениванию.

 

Литература:

1. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Метод. Пособие. – Самара, 2007. – С. 195.

    

. . . . . . .