Формирование логического мышления младших школьников через применение задач на уроках математики

Дата публикации: 2019-12-17 14:58:30
Статью разместил(а):
Нургушиева Руфина Апасбековна

Формирование логического мышления младших школьников через применение задач на уроках математики

Forming the logical thinking of junior students through the application of tasks in math lessons

 

Авторы:

Нургушиева Руфина Апасбековна

СурГУ, г. Сургут, Россия

E-mail: rnurgushieva@mail.ru 

Nurgushiyeva Rufina Apasbekovna

Surgut State University, Surgut, Russia.

E-mail: rnurgushieva@mail.ru

Рассказов Филипп Дементьевич

к.п.н, заведующий кафедрой, профессор СурГУ, Сургут, Россия

Rasskazov Filipp Dement'yevich

Surgut State University, Surgut, Russia

 

Аннотация: Формирование логических действий нужно начинать с младшего школьного возраста, который является сензитивным периодом для познавательного развития личности. Кроме того, в этом возрасте на смену игровой деятельности приходит учебная, возможности которой достаточно велики в формировании мыслительных операций у младших школьников. 

Abstract: Formation of logical actions should begin with primary school age, which is a sensitizing period for cognitive development of the personality. In addition, at this age, the game is replaced by learning, the possibilities of which are quite large in the formation of mental operations in junior schoolchildren.

Ключевые слова: логическое мышление, младший школьник, урок математики.

Keywords: logical thinking, junior school, math lesson.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

На сегодняшний день, когда прогресс не стоит на месте и общество стремительно движется вперед, ему требуются люди, обладающие высоким уровнем развития логического мышления. Человек, способный логически мыслить и применять логические универсальные действия на практике способен разрешать задачи, которые перед ним ставит он сам и окружающие люди.

Одним из важнейших условий построения обучения, которое способствует формированию мыслительной деятельности школьников на уроках математики, является побуждение их к самостоятельной мысли. Мыслительная деятельность, связанная с созданием и обслуживанием разнообразной техники, отличается от других видов деятельности тем, что она всегда носит теоретико-практический характер. Техническое мышление происходит как оперирование техническими образами предметов, находящихся не только в статическом, но и в динамическом положении в пространстве. Формирование основ технического мышления у младших школьников является одной из самых главных проблем. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься и в настоящее время.

Концепция формирования универсальных учебных действий (далее УУД), в том числе и логических действий, является основополагающей идеей образовательных стандартов второго поколения [1], поэтому важно, чтобы учителя начальных классов организовывали учебный процесс таким образом, чтобы на уроках у младших школьников формировалось умение учиться.

Универсальные учебные действия имеют несколько функций. Одна из которых состоит в том, что учащиеся будут приобретать те знания, умения и навыки, которые можно применять в любой предметной области, т.е. в рамках изучения любой школьной дисциплины. Другая функция заключается в том, что младшие школьники научатся самостоятельно ставить перед собой учебные цели и задачи, будут организовывать процесс самообразования и саморазвития, что является отражением системно-деятельностного подхода, который на сегодняшний день реализуется в образовании [2].

Всего в УУД выделяется четыре блока действий, к которым относятся регулятивный, личностный, коммуникативный и познавательный блоки [3]. В нашей работе наибольший интерес представляет познавательный блок, в который включены логические универсальные действия.

Под логическими УУД понимается процесс организации исследовательской деятельности, которая реализуется с помощью логических операций [2]. Основными логическими действиями являются анализ, сравнение, обобщение, синтез, классификация, индукция и дедукция [4]. Важно сказать, что все эти операции выполняются не раздельно, а в совокупности, т.е. они взаимосвязаны между собой и после реализации одного действия обязательно следует другое, пока процесс исследования или решения поставленной задачи не будет выполнен.

Формирование основ логического мышления начинается в младшем школьном возрасте и продолжается в ходе формирования обобщенных логических знаний и выработки логических умений. При этом увеличиваются объём и качество понятийного компонента, происходит накопление образов в памяти, совершенствуются навыки логических действий. Очевидно, что успешность развития логического мышления зависит от мотивации самостоятельной активной деятельности обучающихся и созданных для этого условий.

В экспериментальных исследованиях, ориентированных непосредственно на изучение мыслительной деятельности, было показано, что характер мышления ребенка существенно зависит от специфики побудительного мотива (А.В. Запорожец; З.М. Истомина), от комплекса эмоционально-волевых свойств личности (О.К. Тихомиров и сотрудники), от самооценки ребенка (А.И. Липкина) и ряда других черт и качеств личности. Результаты проведенных исследований дают основание предполагать, что такого рода связь между мышлением и спецификой строения личностной сферы субъекта имеет место.

Данные операции называют универсальными по двум причинам. Во-первых, логические УУД применяются в рамках учебной деятельности. Так, при изучении русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира и технологии используются такие задания, которые требуют активизации мыслительной деятельности учащихся. Во-вторых, приобретенные логические умения могут быть использованы младшими школьниками и вне учебы, для решения задач или личных проблем, которые ставят перед они сами перед собой или их окружение. Таким образом, универсальность логических действий заключается в том, что они охватывают все стороны жизни младшего школьника.

Также особенностью младших школьников являются, чувственные основы мышления, такие как ощущение, восприятие и представление. Через органы чувств – эти единственные каналы связи организма с окружающим миром – поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли – сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его.

Существует определенный алгоритм знакомства учащихся с любой логической операцией, который разработала Н.С. Подходова [7]. Следует отметить, что он базируется на теории П.Я. Гальперина [8] о поэтапном формировании умственного действия. Так, на первом этапе дети должны определиться, с каким действием они знакомятся и для чего. На втором этапе учитель знакомит учащихся со структурой конкретного логического процесса, потом они учатся применять данную операцию с помощью учителя, а на завершающем этапе уже выполняют его самостоятельно. Такое развертывание каждого логического действия позволит наиболее полно понять младшим школьникам его особенности и закрепить порядок выполнения.

Для того, чтобы эффективно сформировать логические УУД на уроках математики учителя начальных классов должны соблюдать ряд условий.

Во-первых, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся при подборе заданий, т.е. все упражнения и задачи должны быть посильны учащимся, а также не нести в себе ту информацию, которая тяжело воспринимается детьми 7-11 лет или вовсе неуместна.

Во-вторых, материал, который изучается детьми младшего школьного возраста, должен быть представлен не только в виде текста, но также и в формате таблиц, схем, что будет активизировать мышление детей.

В-третьих, на уроках математики следует использовать вариативные логические задания, чтобы с каждым уроком интерес к подобной работе у учащихся не падал, а возрастал.

В-четвертых, учителя начальных классов должны поэтапно знакомить младших школьников с каждой логической операцией, если ранее они с ней не встречались.

Также следует помнить, что учащихся не нужно учить решать только сложные задачи, необходимо научить их рассуждать над простыми заданиями, где, казалось бы, ответ находится на поверхности, но для того, чтобы к нему прийти нужно выполнить ряд действий. Работая над простыми задачами, у младших школьников будет формироваться интерес к мыслительной деятельности, т.е. для них рассуждение над поставленным вопросом не будет механическим решением поставленной задачи, а будет интересным и полезным занятием. Еще Эдвард де Боно [9] говорил о том, что мыслительная деятельность должна быть не скучным и принужденным процессом, а добровольной активностью детей.

Кроме того, большую роль в формировании логических действий у учащихся младшего школьного возраста играет развитие речи. Это объясняется тем, что при ответе на поставленный вопрос или при выполнении предложенных заданий, учащиеся должны уметь объяснить решение и аргументировать свою точку зрения. Именно поэтому, учителя начальных классов должны подбирать такие задания, которые требуют устного рассуждения учащихся, что значительно бы расширило словарный запас, а значит, способствовало формированию логических операций. В связи с этим мы выдвинули предположение, что формирование логических УУД у младших школьников на уроках математики будет проходить успешнее, если для этого применять вариативные логические задания, проводить «логические пятиминутки», а также организовывать разные формы работы учащихся.

При рассмотрении проблемы мы провели педагогический эксперимент, который проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Целью данного эксперимента было выявить истинность выдвинутого предположения.

Необходим поиск новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.           

Отличие заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задания поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри её, управление собственным поведением в групповой работе.  

В начальном обучении математике велика роль задач. С ними ребёнок встречается с первых дней занятий в школе. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логического мышления, речи. Умение решать логические задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Такие задачи являются основным средством формирования основ логического мышления младших школьников.

На основе теоретических аспектов формирования основ технического мышления младших школьников в начальном курсе математики был разработан сборник логических заданий, применяемых в начальной школе. Включение в учебный процесс задач подобного типа позволяет учителю в ходе учебного года системно отслеживать пути становления прежде всего способов работы и способов действий, учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что формирование логических универсальных действий у младших школьников на уроках математики будет проходить успешнее, если в рамках уроков проводить «логические пятиминутки», использовать вариативные упражнения, направленные на формирование логических операций, а также применять различные формы работы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г., № 373, в ред. приказов от 22 сентября 2011г., № 2357.

2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. –М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

3. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Система заданий: пос. для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

5. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. 6. Родыгина, О.А. Формирование универсальных учебных действий в школьном курсе «География России» [Текст] / О.А. Родыгина // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 7.

4. Битянова, М.Р. Методические рекомендации к рабочей тетради Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. 2 класс [Текст] / М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова. – Самара: Учебная литература, ИД Федоров, 2013. – 96 с.

С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.

7. Подходова, Н.С. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий [Текст] /Н.С. Подходова, Е.Ф. Фефилова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2013. №4.

8. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии: учеб. издание. [Текст] / П.Я. Гальперин. – М.: АСТ: КДУ, 2007. – 400 с.

9. Боно, Э. Научите себя думать. Самоучитель по развитию мышления [Текст] / Э. Боно; пер. с англ. Д. Я. Онацкая. – Мн.: Попурри, 2005. – 288 с.

10. Чекин, А.Л. Математика: 3 класс: Учебник в 2-х частях, часть 2 [Текст] / А.Л. Чекин, под ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2016. – 160 с.