Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Использование проектной технологии на занятиях иностранного языка и информатики

Дата публикации: 2022-06-03 13:36:36
Статью разместил(а):
Мосалова Ольга Сергеевна

Использование проектной технологии на занятиях иностранного языка и информатики

The use of project technology in the classroom of a foreign language and computer science

 

Автор: Мосалова Ольга Сергеевна

ГОУ ВО МО ГГТУ "Гуманитарно-педагогический колледж", г. Орехово-Зуево, Россия

e-mail: panevina_olga@mail.ru 

Mosalova Olga Sergeevna

Humanitarian and Pedagogical College, Orekhovo-Zuevo, Russia

e-mail: panevina_olga@mail.ru 

 

Аннотация: В статье рассмотрены аспекты использования проектной технологии в процессе обучения студентов с применением междисциплинарного аспекта на занятиях иностранного языка и информатики.

Annotation: The article deals with aspects of using project technology in the process of teaching students with the use of an interdisciplinary aspect in the classroom of a foreign language and computer science.

Ключевые слова: проектная технология, информационно-коммуникационные технологии, межпредметные связи. 

Keywords: design technology, information and communication technologies, interdisciplinary communications.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Современный педагог просто не может оставаться в стороне от использования современных педагогических технологий обучения в образовательном процессе, одной из которых является проектная технология, которая в основе своей ориентирована на использование и приобретение новых знаний, а также качественную интеграцию уже имеющихся фактических навыков.

Проектирование, как метод, был разработан в начале XX века, и был основан на прагматической педагогике Джона Дьюи, и был описан как способ активизации учащихся в процессе обучения, позволяющий ученикам самостоятельно планировать, создавать и защищать личный проект, тем самым активизируя процесс коммуникативной деятельности.

Метод проектов привлек внимание отечественных педагогов, среди которых были С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, которые считали, что критически переработанный метод проектов дает условия для развития самостоятельности и творческой инициативы учащихся, способствует непосредственной связи между приобретением знаний и умений, с целью применения для решения практических задач.

Педагоги обращаются к проектной технологии в случае необходимости рассмотрения проблемы в её развитии, так как метод предполагает применение исследовательских, проблемных и поисковых методов, ориентированных на конкретный практический результат, значимый для обучающихся.

Сам по себе проект – это совокупность определенных документов, предварительных текстов, действий для создания реального объекта, предмета, какого-либо теоретического продукта. Проект является результатом творческой деятельности.

Основная задача проектной технологии заключается в самостоятельном исследовании обучающимися окружающего мира совместно с преподавателем. Современный проект – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащегося, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

В ходе изучения проектной технологии рассмотрены работы зарубежных и отечественных авторов среди которых: И.Л. Бим, Е.С. Полат, И. Чечель, Э.У. Коллингс и др. Ими установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нетрадиционный, нестандартный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез).

Проектная деятельность давно заняла надлежащее место в практике обучения, в частности иностранным языкам и информатике.

Информационные технологии реализуемые в процессе обучения иностранному языку через проектную деятельность дают педагогу возможность индивидуализации обучения и активизации когнитивной деятельности студентов в обучении английскому языку, максимально удовлетворяя индивидуальные особенности учащихся в процессе обучения (каждый студент получает возможность работать в своем ритме), способствуя повышению интереса обучающихся к предмету и активизации их речемыслительной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы в коллективе.

Поэтому основная идея изучения иностранного языка заключается в переносе акцента с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую владения определенными языковыми средствами для своего оформления. Это возможно сделать в рамках проектной деятельности. Большую помощь преподавателям и обучающимся оказывают современные информационные технологии, благодаря которым можно найти нужную информацию в сети интернет, создать текстовый, табличный или графический документ, презентацию, видеоролик или фильм, посмотреть виртуальные экскурсии по городам и музеям разных стран и многое другое.

Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся увидеть практическую пользу от изучения языка, в связи с чем усиливается интерес к учебному предмету, исследовательской работе с целью «добывания знаний» и их сознательного применения в различных иноязычных речевых ситуациях, что развивает коммуникативную компетенцию учащихся и их языковую личность, тем самым повышая мотивацию обучаемых.

Характер организации проекта зависит от типа проекта, его содержания и условий проведения. Для грамотной и правильной организации работы с проектами необходимо знать методику организации проектной деятельности на уроках иностранного языка.

Знание конкретного предмета не дает возможности хорошего творческого обучения. Благодаря применению на практике знаний из других областей науки, их навыки конкретизируются, становятся более жизненными, поэтому в своей работе мы часто используем проектную технологию с применением междисциплинарных связей. Применяя на практике знания из разных областей науки, навыки конкретизируются и становятся более жизненными.

Межпредметные связи способствуют развитию научного стиля мышления учащихся, приобщают к научно-исследовательской деятельности, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса; создают комплексный подход к учебным предметам.

Межпредметные связи повышают внимание к личностным результатам, а метод проектов подталкивает учащихся к саморазвитию, самостоятельному расширению своих знаний, творческому применению их на практике в различных областях науки с использованием информационно-коммуникационной технологии.

Межпредметные проекты – это либо небольшие проекты, затрагивающие несколько учебных дисциплин, либо достаточно объемные, продолжительные, направленные на решение достаточно сложной проблемы, значимой для всех участников проекта.

Метод проектов увлекателен и эффективен не только для детей, но и для преподавателей, он дает возможность педагогу раскрыться как творческая личность в ходе исследовательской деятельности совместно с обучающимися, а современные информационно-коммуникационные технологии позволяют преподавателям совершенствовать учебный процесс, делать занятия более разнообразными, современными и интересными.

Совершенствуя свои компетенции, мы ищем возможные точки соприкосновения дисциплин, используем междисциплинарные связи чтобы показать пример согласованности различных учебных предметов на занятиях через сотрудничество преподавателей и студентов, тем самым расширить кругозор обучающихся, повысить их познавательную активность и активизировать иноязычную коммуникативную компетенцию студентов. Способ решения этой проблемы мы увидели в использовании инновационных технологий при организации процесса обучения иностранному языку средствами проектной деятельности.

Работа над проектом – это не просто многоуровневый подход к изучению языка, но креативный процесс, в котором речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой интересной деятельности.

В качестве примеров межпредметных проектов, выполняемых нашими студентами можно выделить разработку веб-квестов, интерактивных рабочих листов, буктрейлеров и интерактивных тренажеров на интегрированных занятиях по иностранному языку и ИКТ, которые можно использовать в качестве развивающего материала при прохождении производственной практики. Наши студенты участвуют в конкурсах, в основе которых лежит проектная технология, таких как: «Моя страна – моя Россия», «Интеграция», «Юность.Наука.Культура» и «Научный потенциал ХХI века». Важным применением проектной технологии является подготовка студентов к сдаче Демонстративного экзамена и участия в чемпионатах «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».

 

Список литературы:

1. Корсун Э.Н. Проектная деятельность учащихся на уроках иностранного языка и связь с информационной технология [Текст] / Э.Н. Корсун // Образование в современной школе. – 2015. – № 3. - С. 11-14.

2. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] / Т.Д. Новикова // Народное образование. – 2020. –№ 7. – С. 151–157.

3. Кимишкез Ю.И. Информационно-компьютерные технологии в проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся современной школы. 

 

. . . . . . .