Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Танцевальная деятельность как фактор повышения самооценки младших школьников

Дата публикации: 2022-06-01 12:06:44
Статью разместил(а):
Степанова Кристина Сергеевна

Танцевальная деятельность как фактор повышения самооценки младших школьников

Dance activity as a factor in increasing the self-esteem of primary school students

 

Автор: Степанова Кристина Сергеевна

ФГБУ ВО «УдГУ», Ижевск, Россия

E-mail: kristina_stepanova_98@mail.ru

Stepanova Kristina Sergeevna

Udmurt State University, Izhevsk, Russia

E-mail: kristina_stepanova_98@mail.ru

 

Аннотация: В этой статье содержится характеристика танцевальной деятельности, ее специфика, а также ее влияние на самооценку младших школьников. Статья содержит описание, как танцевальная деятельность влияет на личность ребенка младшего школьного возраста и каким образом способствует позитивному развитию его самооценки. 

Abstract: This article contains a description of dance activity, its specificity and its impact on the self-esteem of primary school students. The article contains a description of how dance activity affects the personality of a child of primary school age and how it contributes to the positive development of his self-esteem. 

Ключевые слова: танцевальная деятельность, самооценка, младший школьный возраст. 

Keywords: dance activity, self-esteem, primary school age.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Любой вида танца характеризуется тем, что обращен ко всей личности человека. Танец играет важную роль в развитии личности младшего школьника, в его творческих способностей и мышления. Кроме того, танцевальная деятельность выступает дополнительным резервом двигательной активности детей, тем самым способствует улучшению качества здоровья, повышения настроения, работоспособности, уровня положительных эмоций, способствует снятию психического и физического напряжения. Танец является доступным любому ребенку, так как несет в себе разноплановые движения, как танцевальные, так и имитирующие, гимнастические, общеразвивающие и другие. 

Танец позволяет детям познать базовые элементы классического, народного, современного танца, развиваются навыки по выполнению перестроений, ориентации на сцене и в пространстве. Танец учит ребенка слушать музыку, распознавать её характер, двигаться в соответствии с ним, передавать настроение музыки, сюжет и идею, заложенные в танцевальные постановку. Прежде всего в танцевальной деятельности развивается сила, гибкость, умение владеть своим телом, а также память при запоминании танцевальной комбинации и базовых элементов. Стоит отметить, что танец, как вид искусства, приучает детей к нормам культурного общения. Знания и навыки в области танцевального искусства, способствуют осознанию детьми того, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ.

В практике общеобразовательной школы существует большой опыт стимулирования интереса к воспитанию культуры танца: проведение различных танцевальных соревнований, конкурсов,. У школьников, занимающихся танцевальной деятельностью в учреждениях дополнительного образования детей, хореографический коллектив становится основным способом реализации моральных стимулов, таких как интерес, игра, общественное мнение, грамоты, доверие, ориентация на будущую профессию.

Ребенок, занимающийся танцами, учится терпению, тренирует волю, реже испытывает проблемы с самооценкой. Этому способствует изучение эстетически красивых движений, которые присущи любому танцу. Исполняя их, ребенок учится принимать себя и свое тело, стремится исполнить движение так, чтобы оно выглядело красиво. Танец помогает лучше чувствовать себя, свое телесное и эмоциональное состояние – улучшает контакт с собой. Таким образом, изучение новых движений, неиспользуемых в повседневной жизни, помогают выйти из зоны комфорта, и как следствие - из замкнутого круга. Изучение и опробование на собственном теле нового способствует повышению уверенности в себе. Ребенок раскрепощается, у него повышается самооценка, он становится намного увереннее.

Танцевальная деятельность может происходить как сольно, в дуэте, трио, а также в группах от трёх и более человек. Как правило, сольными исполнителями являются уже состоявшиеся танцоры, добившиеся определенного результата и обладающие устойчивой средней или высокой самооценкой. Танцевальная деятельность в дуэте учит владеть и чувствовать не только собственное тело, но и чувствовать партнера. Такая деятельность развивает коммуникативные навыки, развивает ответственность ребенка, так как результат за такое исполнение зависит одинаково от обоих участников. Групповые танцы учат работать в команде и понимать свою значимость для коллектива [5].

Во время групповых занятий дети оценивают танцевальные способности других ребят, сравнивают себя с ними и дают себехценку. Как было отмечено ранее, социальное сравнение - это механизм формирования самооценки. В танцевальной деятельности сравнение играет большую роль в формировании самооценки танцора. 

Стоит отметить, что любой танец способствует избавлению от подавленных эмоций, так как во время исполнения происходит эмоциональная экспрессия. Подавленные эмоции – опасный механизм, который может приводить к психосоматическим заболеваниям. Очищая от подавленных чувств, танец проводит тем самым «генеральную уборку» и помогает снизить внутреннее напряжение ребёнка. В танце повышается психологическая гибкость, а значит – адаптивность и креативность. Улучшая телесный баланс, танцы помогают сохранить психологическую устойчивость в сложных ситуациях, стойкость к стрессу. 

Танцы оказывают огромное влияние на развитие интеллекта. Свобода движений совершенствует творческое мышление, способствует развитию способности к импровизации и спонтанности. Умение разработать стратегию поведения в танце – целая наука, которую дети способны быстро и легко освоить [3]. В момент исполнения танца активизируются сразу несколько областей мозга. Они рассчитывают пространственную ориентацию, силу движения и особенности эмоционального состояния человека. Танцы объединяют в себе музыку, движения, чувства, мысли. При этом задействованы почти все каналы восприятия, в частности, такие основные, как визуальный, слуховой, кинестетический. Танец — это искусство, а любое искусство невозможно без творчества. Поэтому не удивительно, что танцы могут активизировать участки мозга, отвечающие за творческое мышление [4]. Развитое творческое мышление расширяет способности ребенка во всех сферах его жизни, что также способствует повышению уверенности в себе, улучшению результатов ребенка и как следствие - повышает самооценку младшего школьника. 

Любого вида танцевальная деятельность исполняется для зрителя. Представление своих танцевальных навыков на суд зрителя требует определенной моральной и физической подготовки. В процессе таких выступлений формируется стрессоустойчивость ребенка, а также психологическая гибкость. На сцене возможны различные ситуации, которые могут пошатнуть успешность выступления. На этапах подготовки к выступлениям педагог-хореограф заранее готовит детей к тому, как нужно повести себя в той или иной ситуации.

Выступление на сцене обладает своими особенностями. Так, после каждого исполнения зритель одаривает артиста аплодисментами. Аплодисменты зрителя для танцора своего рода оценка его танцевальной деятельности, и чем сильнее аплодисменты - тем выше эта оценка. Оценка других людей нас и нашей деятельности также оказывает существенное влияние на формирование самооценки личности [1].

Таким образом, специфика, которой обладает танцевальная деятельность существенно влияет на самооценку младшего школьника. Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность. К завершению младшего школьного периода самооценка ребенка становится автономной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих [2]. В этом аспекте танцевальная деятельность может помочь сформировать позитивную самооценку.

 

Список литературы:

  1. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко, - СПб.: Речь, 2002. -- 694 с.
  2. Захарова А.В. Исследование самооценки младшего школьника // Вопросы психологии. - 1980. - № 4. - С. 24-28.
  3. Рунин Б.М. О психологии импровизации.
  4. Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце. Учеб. пособие/В. Ю. Никитин. - М. : Гитис, 2011 стр. 253
  5. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо. Начальная школа. - 2000. - No 2. - С. 34-37. 

 

. . . . . . .