От концепции творчества к педагогике творчества

Дата публикации: 2019-12-14 23:39:49
Статью разместил(а):
Ефимова Нелли Георгиевна

От концепции творчества к педагогике творчества

From the concept of creativity to pedagogy of creativity

 

Автор: Ефимова Нелли Георгиевна

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (АППО), Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: nel-ef@mail.ru 

Efimova Nelli Georgievna

St. Petersburg Academy of postgraduate pedagogical education, St. Petersburg, Russia.

e-mail: nel-ef@mail.ru 

 

Аннотация: В статье рассмотрены основные аспекты творческого развития личности, представлены концепции творчества и основные пути его онтогенеза. Приведены аспекты внедрения идей творческого развития личности в современную педагогику. Описан процесс становления новой науки – «педагогики творчества», представлены ее цели, задачи, функции в современном обществе и перспективы развития.

Abstract: Тhe article describes the main aspects of the creative development of the individual, presents the concept of creativity and the main ways of its ontogenesis. The aspects of the implementation of the ideas of creative development of personality in modern pedagogy. The article describes the process of formation of a new science – "pedagogy of creativity", presents its goals, objectives, functions in modern society and development prospects.kative technologies, competence, quality of knowledge, educational technologies, methods of training and education, educational process.

Ключевые слова: творчество, педагогика, творческий процесс, развитие личности, инновации, новаторство, педагогика творчества, воспитание, образование.

Key words: creativity, pedagogy, creative process, personality development, innovation, creativity pedagogy, education. 

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Проблеме творческих способностей, талантов, развития творческого мышления во все времена уделялось особое внимание. Творческие люди с давних времен являли собой основной культурный и интеллектуальный потенциал страны и эпохи. При этом творчество как феномен рассматривался и рассматривается учеными с различных позиций.

Понятие творчества прошло значительный путь от искусствоведческой категории через психологическую характеристику и философское понятие – к показателю высшего уровня интеллектуальной деятельности современного человека. Описанию данного феномена, исследованию путей становления творческого мышления посвящено множество работ выдающихся педагогов, психологов, культурологов, философов, социологов, искусствоведов и других специалистов. Подробный анализ понятия представлен в трудах В.И. Андреева, В.А. Кан-Калика, С.В. Максимовой, Я.А. Пономарева, А.Т. Шумилина и других исследователей.

В отнологическом анализе творчества рассматриваются различные формы изменения материи, ее структурные уровни, отдельные композиционные элементы. При этом исследование творческих преобразований окружающего мира рассматриваются больше в свете искусствоведческих критериев, тогда как психические характеристики, человеческое, социальное творчество анализируются под особым углом зрения: с позиций их естественно-исторического развития [2].

Сопоставительный анализ литературных источников и научных данных по теме творчества и его характеристик позволяет выделить три основных концепции творчества – в зависимости от того, какой критерий и аспект творческого развития положен в основу:

1) Концепция централизации личности творца, как создателя чего-то нового и неповторимого, исходя из собственных душевных движений. Подобного направления придерживались Б. Ананьев, С. Грузенберг, И. Лапшин, Д. Овсянико-Куликовский, Симонтон, Р. Якобсон и др.

2) Искусствоведческая концепция создания творческого продукта как основного результата и цели творческой деятельности. Данную теорию поддерживают в своих работах Л. Выготский, А. Огурцов, В. Петров.

3) Психофизиологические концепции осуществления творческого процесса как высшей психической деятельности человека отстаивают такие ученые, как Г. Гельмгольц, У. Кеннон А. Пуанкаре, Г. Уоллес и другие исследователи.

В основе творческого процесса большинство современных авторов видят движение человеческой мысли, души, особой эмоции, генерирующей вдохновенное создание продукта [5].

Так, выделяют четыре фазы развития творческой деятельности:

- подготовку,

- вызревание идеи,

- озарение (инсайт),

- проверку результата [1].

При этом в качестве главных составляющих процесса отмечаются генерация (созревание) идеи и озарение (инсайт), которые не поддаются волевому контролю. Констатация данного положения привела к мысли о том, что творческий процесс лежит в плоскости подсознательных, чувственно-эмоциональных, иррациональных характеристик.

С подобным подходом категорически не согласны представители экспериментальной психологии, утверждающие, что сознание контролирует интуитивные движения, направляя их в сторону создания продукта, позволяя вносить уточняющие и дополняющие детали, формируя гармонию конечного результата творчества. Подобные доводы привели к становлению идей о развитии творческого воображения и креативности. К тому же, неоднократными исследованиями было доказано, что генерация идей более эффективно происходит в условиях целенаправленно организации процесса творчества. Другими словами, когда у человека есть конкретная цель, обозначена проблема, возникают озарения и идеи, которые, в процессе развития приобретают характер завершенного творческого решения [9].

Таким образом, категория творчества была выведена из области гениальности, одаренности, характеристик исключительной личности, и стала рассматриваться как результат интеллектуального и духовного самосовершенствования.

Достижение высоких результатов интеллектуальной деятельности, принятие быстрых и правильных решений людьми, обладающими творческим мышлением, успешность и перспективность творческих личностей в разных видах деятельности способствовало повышению интереса к проблеме творческого развития и становления отдельной отрасли науки – педагогики творчества. Ее истоки связываются с постулатами Я.А. Коменского, высказанными им в книге «Великая дидактика», где идеи творчества занимают ведущее место.

Л.Н. Толстой также выступал за развитие творчества в процессе обучения и воспитания детей. Причем великий писатель и ученый не только обосновывал теоретические основы творческого развития личности, но и реализовывал их на практике, создав специальную школу для детей крестьян, и требуя от педагогов чуткого отношения к детям, внимательного изучения их потребностей и интересов. Обучение детей, по убеждению Л.Толстого, должно носить творческий характер, основываться на развитии самодеятельности, самостоятельности и инициативы учащихся.

Идеи творческого развития личности занимают ведущее место и в педагогическом наследии К. Ушинского. Ученый решительно протестовал против механического заучивания правил, фраз, произведений и т.д., требуя от педагогов бережного отношения к использованию возможностей памяти ребенка, стремления к сознательному и рациональному усвоению знаний ребенком, т.е. к такому обучению на основе творчества и самовыражения [6].

Значительный шаг в развитии педагогики творчества и свободы осуществили А.С, Макаренко и В.А. Сухомлинский, создавшие собственные педагогические системы, в основу которых были положены принципы сотрудничества, взаимного уважения к личности и уникальности каждого ребенка.

Активное развитие идеи интеграции педагогики и творческого развития личности получили в конце XX – начале XXI века, с продвижением педагогических Б. Загвязинського, В. Кан-Калика, В. Сластьонина, C. Сысоевой, И. Лернера, Н Л. Выготского, В. Давыдова, А. Леонтьева, Рубинштейна и др. В работах данных авторов подробно раскрываются психолого-педагогические факторы, благоприятствующие формированию творческих способностей личности, развитию внутренней мотивации к творческой деятельности, проявления творческой активности [5].

Основной задачей педагогики творчества современные ученые считают выявление основных закономерностей формирования личности, механизмов раскрытия ее творческого потенциала, максимальной реализации ее способностей. В трудах Я. Пономарева  педагогика творчества выделена как отдельная отрасль педагогической науки, имеющая свои цели и задачи, предмет и объект исследования [4].

При этом развитие педагогики творчества не проходило гладко, сталкиваясь с возражениями и противоречиями, сомнениями и неудачами.

В конце ХХ века в трудах В Андреева были определены основные направления развития педагогики творчества, указаны пути преодоления барьеров и противоречий, разработаны этапы становления новой отрасли в системе педагогических наук [1].

На сегодняшний день педагогика творчества представляет собой полностью сформировавшуюся научную отрасль, которая выделилась в отдельную науку со своими принципами, критериями, методологией. Решая конкретные педагогические задачи, данная дисциплина использует философские и общенаучные положения и законы творческой деятельности, общепедагогические закономерности, принципы и методы обучения, опираясь на концепции творчества, психологии творчества, возрастной психологии и др.

Объектом педагогики творчества, как науки, является система педагогических явлений, связанных с развитием и формированием личности, а также - явления действительности, определяющие направление развития личности [8].

Под предметом педагогики творчества сегодня понимают процесс формирования и развития личности, целенаправленно организуемый в образовательных и культурно-воспитательных учреждениях.

К основным функциям данной, сравнительно новой, науки относят:

- теоретическое обоснование процесса творческого становление личности, представление передового и новаторского педагогического опыта;

- функцию диагностики уровня становления инновационных педагогических явлений, направленных на творческое развитие и самореализацию личности, установление условий и причин, которые их обеспечивают;

- прогностическая функция, подразумевающая проведение экспериментальных исследований, направленных на создание новых моделей психолого-педагогичечского взаимодействия между участниками образовательного процесса [7].

- технологическая функция, реализующаяся на трех уровнях: проектном, преобразующем и рефлексивно-коррекционном.

Педагогика творчества максимально реализует заложенные в образовательных государственных стандартах, принципы гуманизации, индивидуализации, дифференциации обучения и воспитания, а также – осуществления системно-деятельностного подхода к образовательной деятельности.

Таким образом, на современном этапе педагогика ориентирована на развитие и максимальную реализацию творческого потенциала личности, его становление как индивидуальности, предоставление возможности для воплощения идей и поиска нестандартных решений. Именно такая творческая личность востребована современным обществом, запросы которого определяют развития педагогических систем и направления модернизации образования.

 

Список литературы:

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: - Казань.: Казанский университет, 1988. -. 170-174.

2. Дзикики А. Творчество в науке / Отв. ред. Е.П. Велихов; научн. ред. В.О. Малышенко; пер. с англ. Е.С. Клюшина. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 240 с.

3. Иванкина Л. И. Педагогика творчества // Известия ТПУ. 2005. №4.

4. Иванова Даниэла Николаевна Феноменология как методология педагогического творчества // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2009. №3.

5. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

6. Максимова С.В. Творчество: созидание или деструкция? - М.: Академический проект, 2006. -224 с.

7. Николоко В.Н. Творчество как новационный процесс: (Филос.-онтол. анализ). - Симферополь:Таврия, 1990. - 189 с.

8. Педагогическое творчество и мастерство: Хрестоматия /Сост. Н.В. Гузий - М.: ИЗМН, 2000. - 168 с.

9. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика - М.: Педагогика, 1976, - 280 с.

10. Севастьянова Е. Л. Проблема творчества учителя в современной педагогической науке // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №63-2.