Методика обучения немецкому языку с использованием современных онлайн-технологий
Методика обучения немецкому языку с использованием современных онлайн-технологий
Methods of teaching German using modern online technologies
Автор: Яковлева Алена Олеговна
ФГБОУ ВО «ШГПУ», г. Шадринск, Россия
E-mail: yakovleva-alena@inbox.ru
Yakovleva Alyona Olegovna
SHSPU, Shadrinsk, Russia
E-mail: yakovleva-alena@inbox.ru
Аннотация: В этой статье рассмотрены сущность и содержательно-смысловое наполнение понятия «современные онлайн-технологии», классификация и краткое описание онлайн-технологий, применяемых в обучении иностранным языкам.
Abstract: This article deals with the essence and content-semantic content of the concept of «modern online technologies», classification and brief description of online technologies used in teaching foreign languages.
Ключевые слова: онлайн-технологии, лингвокультура, коммуникативный подход.
Keywords: online technologies, linguistic culture, communicative approach.
Тематическая рубрика: Педагогика и образование.
Современные процессы глобализации, происходящие во всех сферах общественной жизни, актуализируют ее аспекты, связанные с расширением и укреплением международного взаимодействия различных стран, народов, а также их культур, при условии, что иноязычная культура принимается во внимание с точки зрения совокупности проявлений человеческой деятельности, касающейся всех сфер жизни. В связи с этим разрешение проблем межкультурной коммуникации невозможно без контекста взаимодействия и влияния культур.
В последние годы в методике преподавания иностранных языков увеличивается тенденция к переходу от коммуникативного подхода к интерактивному. Всё чаще встает вопрос о применении современных онлайн-технологий в сфере образования. С помощью онлайн-технологий у обучающихся появляется возможность коммуникации с людьми, находящимися далеко. Современные онлайн-технологии предоставляют очень большие возможности для общения на межкультурном уровне. Они помогают смоделировать межкультурную коммуникацию в виртуальном режиме.
В современном образовательном процессе уже трудно представить обучение без таких компонентов, как учебник, доска, тетрадь и т.д. Современные онлайн-технологии, в частности различные интернет-ресурсы, позволяют преобразовать эти компоненты и дополнить их.
Современные онлайн-технологии, на сегодняшний день, используются довольно широко. Стоит отметить, что в сфере образования в последние годы наблюдается заинтересованность к данным технологиям как к одному из вариантов обучения. Особенно важным нам представляется использование ресурсов сети интернет в языковом образовании. По результатам многочисленных исследований это способствует лучшему усвоению иноязычного материала, мотивирует учащихся.
Терминологический аппарат методики обучения иностранным языкам, связанный со сферой внедрения современных онлайн -технологий, пополняется и совершенствуется достаточно быстро, что объясняет тот факт, что в современных научных исследованиях для обозначения одних и тех же понятий и явлений авторы используют разные термины. Самым распространенным в научной литературе является термин "современные онлайн-технологии", который трактуется как комплекс форм, методов, приемов и способов обучения иностранным языкам, которые реализуются на основе использования сети интернет. В настоящее время все интернет-ресурсы, которые используются в процессе обучения, реализуются в учебных целях, в том числе при обучении немецкому языку.
Интернет-ресурсы, которые предполагаются к использованию при обучении иностранным языкам, содержат текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных языках. С целью оказания помощи обучающимся в ориентации при поиске и продуктивном использовании информации для удовлетворения образовательных и профессиональных интересов и потребностей разрабатываются специальные учебные интернет-материалы, основное функциональное предназначение которых состоит в дидактическом сопровождении работы обучающихся с ресурсами сети интернет.
Следует отметить, что образовательный потенциал интернет-ресурсов при обучении иностранным языкам заключается в появлении дополнительной возможности для создания информационно-предметной среды обучения, что способствует формированию основных компетенций в области владения иностранным языком, в том числе социокультурной компетенции школьников. Использование в образовательном процессе интернет-ресурсов создает уникальные условия для ознакомления с иной лингвокультурой и ее основными компонентами, что не всегда гарантируют материалы учебника. При этом иностранный язык выступает в качестве основного средства образования и самообразования.
Разработка учебных интернет-материалов позволила оценить образовательные ресурсы сети интернет с другой точки зрения и начать восприятие их не в качестве дополнительных, а в качестве аналоговых или альтернативных. Учебные интернет-материалы (наряду с печатными учебниками и учебными пособиями) направлены на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в разных видах речевой деятельности.
Список литературы:
1. Андерсен Б., Фон Брик Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, Б. фон Брик. – М.: Дрофа, 2007. – 106 с.
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
3. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера – СПб.: Союз, 2001. – 192 с.
4. Махаметова М.М. Плюсы и минусы онлайн-обучения / Современная педагогика. – 2017. – № 5 (54). – С. 1-2.