Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Усыновление российских детей иностранными гражданами

Дата публикации: 2024-04-30 09:28:45
Статью разместил(а):
Черкашина Наталья Валерьевна

Усыновление российских детей иностранными гражданами

Adoption of Russian children by foreign citizens

 

Автор: Новиков Дмитрий Леонидович

АНО ВО «Институт деловой карьеры», г. Москва, Россия

Novikov Dmitry Leonidovich

ANO VO «Institute of Business Career», Moscow, Russia

 

Аннотация: В представленной работе проанализировано правовое регулирование института усыновления с иностранным элементом; приведены примеры, сложившейся практики усыновления детей иностранными гражданами; обозначены основные этапы усыновления ребенка иностранным гражданином; выделены особенности и проанализирована судебная практика по делам об усыновлении (удочерении) с иностранным элементом.

Abstract: the presented work analyzes the legal regulation of the institution of adoption with a foreign element; provides examples of the established practice of adopting children by foreign citizens; identifies the main stages of adoption of a child by a foreign citizen; highlights the features and analyzes judicial practice in cases of adoption with a foreign element.

Ключевые слова: усыновление с иностранным элементом, рассмотрение дел об усыновлении иностранными гражданами российских детей, проблемы усыновления с иностранным элементом, правовое регулирование усыновление иностранными гражданами российских детей.

Keywords: adoption with a foreign element, consideration of cases of adoption of Russian children by foreign citizens, problems of adoption with a foreign element, legal regulation of adoption of Russian children by foreign citizens.

Тематическая рубрика: Юриспруденция.

 

В настоящее время в Российской Федерации, как и в других странах существует проблема с детьми-сиротами. По состоянию на 15 января 2015 года в федеральном банке данных числилось 84 600 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Еще в июле 2014 года их насчитывалось 91 266 человек, а к концу года объем банка данных снизился на 6,4% и составил 85 426 записей о сиротах. Однако, тенденция по уменьшению количества сирот сохраняется в связи со снижением числа выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, которое наблюдается с 2006 года, а не благодаря росту усыновлений. Так, в прошлом году с вынесением решения судами было рассмотрено всего 12 844 дела по заявлениям граждан РФ об усыновлении детей, из которых с удовлетворением требования - 12 725 дел.

Усыновление детей в Российской Федерации регулируется международными нормативно-правовыми актами и национальным законодательством. Усыновление – приоритетная форма устройства детей, при которой происходит принятие в семью ребенка на правах кровного. Международное усыновление – это усыновление, в котором есть иностранный элемент, в данном случае он выражается в том, что усыновленный и усыновитель имеют разное гражданство либо усыновление происходит на территории иностранного государства [5].

Основополагающие принципы усыновления детей иностранными гражданами закреплены в международных документах. Главным образом, в Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Среди принципов выделяют, прежде всего, признание усыновления в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, лишенного семьи, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая обеспечила бы ему подходящий уход в стране его происхождения. Это связано с тем, что усыновление (удочерение) ребенка гражданами страны происхождения предоставляет в наилучшей степени осуществлять контроль над соблюдением законных интересов усыновленного ребенка компетентным органам государства [2].

Семейный кодекс Российской Федерации, вступивший в законную силу с 1 марта 1996 г., воплотил в себе основные принципы международного права в области усыновления, содержит норму, которая ограничивает усыновление иностранными гражданами российских детей. В соответствии с п. 4 ст. 124 СК РФ [1] усыновление (удочерение) допускается исключительно в случаях, когда не предоставляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории России, либо на усыновление родственникам детей вне зависимости от гражданства и места жительства этих родственников. Тем самым усыновление гражданами иных государств признается также и российским законодателем как альтернативный способ ухода за ребенком: приоритетным является его усыновление гражданами РФ. Статья ст. 165 СК РФ устанавливает, что усыновление (удочерение) российских детей иностранными гражданами производится по законодательству страны гражданства усыновителей на момент подачи заявления об усыновлении. Однако, в целях обеспечения интересов российских детей необходимо соблюдение требований российского законодательства.

Семейный кодекс РФ подчеркивает, что каждый ребенок обладает правом проживать и воспитываться в семье (п. 2 ст. 54 СК РФ). Из всех форм семейного воспитания чужих детей усыновление наряду с опекой, попечительством и приемной семьей выступает в качестве приоритетной формы устройства детей, которые остались без родительского попечения. Усыновление отличается от опеки, попечительства и воспитания в приемной семье тем, что оно приводит к возникновению полного набора прав и обязанностей для участников этого юридического факта [4].

Судебный порядок рассмотрения дел об усыновлении регламентируется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. и призван обеспечить при усыновлении дополнительные гарантии соблюдения законности, прав и интересов детей. Участие органа опеки и попечительства, а также прокурора при рассмотрении судом дел об усыновлении в соответствии с действующим законодательством обязательно.

Систему усыновления (удочерения) детей иностранными лицами можно определить как юридический процесс по конкретному делу, который включает последовательно сменяющиеся стадии, состоящие из отдельных юридических действий: досудебная стадия, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство, исполнение решения.

Досудебную стадию можно разделить на две подстадии: подготовительные действия к усыновлению в стране усыновителя и подготовительные действия на территории государства усыновляемого ребенка. Кандидаты в усыновители, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином РФ, сначала обращаются в компетентные органы своего государства. Данные органы проводят обследование и оценку лица или лиц, желающих усыновить, с целью определения, отвечают ли они необходимым требованиям, предъявляемым к кандидатам в усыновители, способны ли они обеспечить всестороннее развитие несовершеннолетнего и обладают ли они соответствующими воспитательными способностями. На основании анализа социально-психологического климата, материального положения семьи и состояния здоровья кандидатов в усыновители эти органы дают заключение семье о возможности быть усыновителями.

Следующая подстадия состоит в осуществлении юридических действий кандидатов в усыновители в компетентных российских органах. Иностранные граждане в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 17.02.2015 № 101 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» должны обратиться за информацией о таких детях к любому региональному или федеральному оператору государственного банка данных по своему выбору.

При этом, иностранные граждане, желающие усыновить (удочерить) ребенка, имеют право на доступ к конфиденциальной информации только о тех оставшихся без попечения родителей детях, в отношении которых возникли установленные Семейным кодексом Российской Федерации основания усыновления (удочерения) указанными гражданами, при наличии в соответствующей анкете ребенка информации о мерах, предпринятых органами опеки и попечительства, региональным оператором и федеральным оператором, по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан.

Как правило, усыновление российских детей иностранными гражданами на досудебном этапе производится через представительства аккредитованных в РФ иностранных организаций. Сотрудники этих организаций представляют необходимые документы для усыновления. Все документы должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством РФ или международным договором РФ, переведены на русский язык, подпись переводчика должна быть удостоверена в консульском учреждении или дипломатическом представительстве РФ в государстве места жительства указанных лиц либо нотариусом на территории РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 71 ГПК РФ иностранные официальные документы признаются в суде письменными доказательствами без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором РФ. Легализация документов не требуется в отношениях между государствами - участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г), вступившей в силу для России с 31 мая 1992 г. Вместо дипломатической или консульской легализации официальных документов в государствах - участниках Конвенции в подтверждение подлинности подписей должностных лиц, печатей или штампов на документе проставляется апостиль компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

Статьей ст. 166 Семейного кодекса РФ установлено, что при применении норм иностранного семейного права суд или органы записи актов гражданского состояния и иные органы устанавливают содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве. Для этого они могут обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснениями в Министерство юстиции и другие компетентные органы РФ либо привлечь экспертов.

Когда кандидаты в усыновители выбрали ребенка, оставшегося без попечения родителей, соответствующий оператор выдает им направление на его посещение, так как они обязаны лично познакомиться с ребенком и установить с ним контакт.

Следующей стадией является подготовка дела к судебному разбирательству. Ее основными задачами являются: уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, решение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса; представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле. На основании п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» в порядке подготовки дела к судебному разбирательству судье в каждом случае истребует от органа опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

Заявление об установлении усыновления рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителей органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет.

В соответствии со ст. 273 Гражданского процессуального кодекса РФ заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от десяти до четырнадцати лет. Такими заинтересованными лицами вполне могут быть признаны родственники ребенка, сведения о которых также должны содержаться в анкете ребенка (подп. 9 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ № «О государственном банке данных о детях»).

В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» сказано, что, поскольку в соответствии со ст. 273 ГПК РФ в необходимых случаях к участию в деле могут быть привлечены родители ребенка, другие заинтересованные лица, в частности родственники ребенка, учреждение, в котором находится ребенок, и сам ребенок в возрасте от десяти до четырнадцати лет, при подготовке дела к судебному разбирательству судье следует решить вопрос о привлечении к участию в деле указанных лиц для того, чтобы дело об усыновлении было рассмотрено максимально в интересах ребенка.

При исследовании судом заключения об условиях жизни данных граждан и о возможности быть усыновителями, составленного иностранной организацией по усыновлению детей (усыновительным агентством), необходимо проверить, предоставлены ли этой организации полномочия составлять такие заключения от имени компетентного органа соответствующего государства. При удовлетворении просьбы об усыновлении суд признает ребенка усыновленным конкретными лицами (лицом) и указывает в решении все данные об усыновлении и усыновителях (усыновителе), необходимые для государственной регистрации усыновления в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усыновленного ребенка устанавливаются со дня вступления решения суда в законную силу.

Завершающей стадией является исполнение судебных решений об установлении усыновления. На основании ст. 125 СК РФ суд в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу направляет выписку из этого решения в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения суда для государственной регистрации усыновления ребенка. После оформления правоустанавливающих документов на ребенка и выезда ребенка в государство, гражданином которого является усыновитель, защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами РФ, за пределами территории РФ осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями РФ, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия.

Итак, иностранное усыновление – это такое правовое действие, с которым сопряжено возникновение, изменение и прекращение правовых отношений. Права и обязанности иностранного усыновителя и усыновленного возникают с правопорождающего юридического факта, а именно с момента вступления в правовую силу судебного решения об установлении усыновления иностранными гражданами (п. 3 ст. 125 СК РФ).

Права и обязанности иностранного усыновителя и усыновленного ребенка появляются с момента вступления в правовую силу судебного решения об усыновлении ребенка (п. 3 ст. 125 СК РФ). Иностранные усыновители обладают правом и обязаны:  воспитывать усыновленных детей; обеспечить получение детьми базового общего образования и сформировать условия для получения ими среднего (полного) общего образования;  избрать образовательное учреждение и формы получения образования детьми (с учетом мнения детей);  защищать основополагающие права и интересы детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судебных органах, без специальных полномочий; требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения [3].

Подводя итог, можно сказать, что  международное усыновление - явление положительное. Ведь благодаря международному усыновлению дети могут найти настоящую семью, людей, которые их полюбят. Чтобы разрешить проблемы усыновления с участием иностранных граждан, необходимо принятие внутри страны дальнейших мер по улучшению работы органов опеки и попечительства, судов, ужесточению порядка отбора кандидатов в усыновители, повышению требований к лицам и организациям, участвующим в процедуре усыновления, и др. В связи с этим требуется дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам усыновления. Заключение двусторонних международных договоров в области усыновления позволит создать действенный механизм контроля за судьбой усыновленных детей на территории иностранного государства.

 

Список литературы:

  1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023).
  2. Воробъева Л. В. Усыновление и удочерение. - М: Университет «Синергия», 2015. - С. 18.
  3. Нечаева A.M. Семейное право. Курс лекций. - М., 2013. - С.165.
  4. Паршукова К.Ю. Общая характеристика отношений, порождаемых усыновлением, и их правовая природа // Семейное и жилищное право. - 2012. - № 2. - С. 4.
  5. Цветкова О.А. Запрет на осуществление посреднической деятельности при международном усыновлении // Право и образование. - 2008. - № 3. - С. 68-71.

 



. . . . . . .

technologi.site