Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Проблемы обеспечения налоговой безопасности хозяйствующего субъекта

Дата публикации: 2023-11-02 15:03:10
Статью разместил(а):
Гущина Анастасия Геннадиевна

Проблемы обеспечения налоговой безопасности хозяйствующего субъекта

Problems of ensuring the tax security of an economic entity

 

Автор: Гущина Анастасия Геннадиевна

ФГАОУ ВО "ВолГУ", Волгоград, Россия

e-mail: eb-191_281191@volsu.ru

Gushchina Anastasia Gennadievna

VolSU, Volgograd, Russia

e-mail: eb-191_281191@volsu.ru

 

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению теоретических и методических аспектов организации управления налоговой безопасностью предприятия. Предпринята попытка осмысления сущности налоговой безопасности на уровне предприятия. Представлена точка зрения некоторых авторов на это понятие. Ключевым объектом исследования в системе налоговой безопасности являются налоговые риски, проблема оценки которых с целью принятия необходимых управленческих решений в ситуации неопределенности, является сегодня весьма актуальной. Данное обстоятельство предопределяет необходимость критического осмысления методического обеспечения оценки уровня налоговой безопасности предприятия. Проведен аналитический обзор имеющихся в нормативных документах и современной экономической литературе методических подходов к оценке налоговых рисков, их возможные решения, результаты которого свидетельствуют о необходимости дальнейших исследований аспектов проблемы развития налоговой безопасности хозяйствующих субъектов.

Annotation: The article is devoted to the consideration of theoretical and methodological aspects of the organization of tax security management of the enterprise. An attempt is made to comprehend the essence of tax security at the enterprise level. The point of view of some authors on this concept is presented. The key object of research in the tax security system is tax risks, the problem of assessing which in order to make the necessary management decisions in a situation of uncertainty is very relevant today. This circumstance determines the need for a critical understanding of the methodological support for assessing the level of tax security of the enterprise. An analytical review of the methodological approaches to the assessment of tax risks available in regulatory documents and modern economic literature, their possible solutions, the results of which indicate the need for further research of aspects of the problem of the development of tax security of economic entities.

Ключевые слова: налоговая безопасность, налоговая нагрузка, экономическая безопасность.

Keywords: tax security, tax burden, economic security.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

 

Налоговые отношения, складывающиеся в нашей стране, имеют огромное значение для развития и поддержания экономики. Поэтому вопросы обеспечения налоговой безопасности сейчас имеют особую значимость и актуальность. Экономическая безопасность страны зависит от своевременности отчислений налогов хозяйствующих субъектов в бюджет государства. И каждое предприятие на своем уровне создает условие для снижения влияния негативных внешних факторов и уменьшения рисков. при условии защищенности финансового состояния предприятий на законодательном уровне. В связи с этим налоги и налоговая система выступают в качестве факторов социально-экономического развития страны и ее регионов, а также сохранения целостности и единства финансовой системы, успешного противостояния внутренним и внешним угрозам.

В экономической литературе налоговая безопасность рассматривается как направление науки и как область практической деятельности по обеспечению безопасности участников налоговых правоотношений. Одни авторы правомерно трактуют налоговую безопасность как часть экономической или финансовой безопасности, другие как состояние защищенности предприятия от угроз, третьи акцентируют понимание на налоговых рисках [3].

Так Е.М. Лавренчук, понимает его как «обеспечение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, при котором организация на законных основаниях оптимизирует свою налоговую нагрузку, а государство в полном объеме и в срок получает налоговые платежи». Н. В. Володина формулирует как «состояние защищенности предприятия от внутренних и внешних угроз …». Е.Н. Колесникова: «финансово-экономическое состояние при предельно возможной минимизации рисков, связанных с хозяйственной деятельностью субъекта, полной уплате налогов …» [4].

С учетом имеющихся точек зрения, предлагаю рассмотреть налоговую безопасность предприятия как финансово-экономическое состояние, которое обеспечивает возможность выполнения им налоговых обязательств перед государством в условиях минимизации налоговых рисков и защиты налоговых интересов обоих участников налоговых правоотношений.

Налоговые риски могут возникнуть у предприятия не только из-за ведения хозяйствующим субъектом неэффективной внутренней политики, но и в связи с использованием двойственности некоторых положений, связанных с оплатой налога или применением достаточно рискованных схем, направленных на минимизацию выплат предприятия в бюджет [6].

К возникновению налоговый рисков организации также могут привести следующие факторы:

- умышленное сокрытие или занижение налогооблагаемой базы;

- неверная трактовка или незнание действующего законодательства;

- финансовая и правовая безграмотность сотрудников предприятия, отвечающих за налоговую безопасность организации;

- технические ошибки;

- двойственность фискальных норм и правил налогообложения;

- недобросовестные контрагенты.

Создание благоприятных условий работы в сфере налоговой безопасности заключается в борьбе с внутренними и внешними угрозами [5].

Перечислим внешние угрозы, которые могут возникнуть в деятельности предприятия:

- кризис неплатежеспособности, который может стать причиной неуплаты налогов;

- отсутствие стабильного роста экономики;

- высокая доля теневого сектора;

- практика применения «серых» схем уклонения от налогообложения;

- несогласованность действий по ряду вопросов между региональными и федеральными органами власти.

Главным внешним фактором, обладающим негативным воздействием на безопасность фискальной и финансовой систем, является кризис. На уровне предприятий он характеризуется:

- снижением рентабельности производственной деятельности;

- ростом числа операций, необеспеченных ликвидными активами;

- появлением нехватки собственных ресурсов;

- увеличением случаев ухода «в тень» и незаконного уклонения от погашения налоговых обязательств;

- задержкой выплат персоналу;

- преобладанием в расчетах бартерных сделок, позволяющих скрыть движение денежных средств от контролирующих органов.

К внутренним проблемам предприятий относятся:

- высокая степень изношенности ресурсной базы (устаревшие основные фонды);

- низкая конкурентоспособность производимых изделий, если выводить продукцию на рынок за пределы конкретного субъекта страны;

- высокая себестоимость готовых товаров;

- недобросовестная конкуренция;

- нехватка узкоспециализированных кадров.

Показатель налоговой нагрузки стоит первым в списке критериев отбора налоговой службой для выездных проверок предприятий. Он рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным статистической налоговой отчетности и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики. Расчет налоговой нагрузки произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц [1]. 

Основными документами, определяющими налоговую нагрузку, являются:

- Приказ ФНС России от 30.05.2007 (ред. От 10.05.2012) № ММ-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»;

- Письмо ФНС от 29.06.2018 № БА-4-1/12589 «О расчете налоговой нагрузки».

Рассмотрим показатели для расчета налоговой нагрузки (таблица №1) на примере предприятия АО «Промстройконструкция», далее АО «ПСК». Основной вид деятельности: 23.61. Производство изделий из бетона для использования в строительстве.

Таблица 1 – Показатели АО «ПСК» для расчета налоговой нагрузки за 2019-2021 года

Показатели для расчета налоговой нагрузки

2021 год

2020 год

2019 год

Выручка

566.9 млн ₽

510.1 млн ₽

450.4 млн ₽

Налог на прибыль

3.6 млн ₽

2 млн ₽

3.1 млн ₽

НДС

43.8 млн ₽

37.6 млн ₽

40 млн ₽

Налог на имущество организаций

0,3183 млн ₽

0,3085 млн ₽

0,3777 млн ₽

Налог на доходы физических лиц

14.1 млн ₽

13.2 млн ₽

12.6 млн ₽

Рассчитаем налоговую нагрузку за 3 года (таблица № 2), и проведем сравнительный анализ с рекомендуемым показателем ФНС из таблицы № 3.

Таблица 2 - Налоговая нагрузка за 2019-2021 года в АО «ПСК»

Показатель

2021 год

2020 год

2019год

Налоговая нагрузка АО «ПСК»

11,1

10,4

12,4

Чем ниже показатель налоговой нагрузки по сравнению с рекомендуемым, который ежегодно ФНС публикуют показатели безопасной налоговой нагрузки - тем выше вероятность налоговой проверки, поэтому при оптимизации налоговых платежей стоит обращать внимание на среднеотраслевое значение показателя.

Таблица 3 - Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности.

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

Налоговая нагрузка, %

производство прочей неметаллической минеральной продукции

9,1

Таким образом, рассчитав показатель налоговой нагрузки в АО «ПСК» за периоды с 2019-2021 годы, и сравнив полученные результаты с рекомендуемым], мы видим, что показатели в АО «ПСК» выше, чем 9,1, следовательно, угрозы налоговой проверки нет [2].

Для обеспечения налоговой безопасности предприятиям рекомендуется проводить анализ уже свершившихся фактов финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 3 календарных года (так как период проверки ФНС составляет 3 года) [7]. Провести внутренний аудит, чтобы избежать проведение проверок налоговой службой по следующим основаниям, в числе которых:

  1. Полученные организацией убытки в течение некоторого периода работы (от 2 лет). Особое внимание привлекают предприятия, у которых отсутствуют перспективы выхода из убыточного состояния, установившие сотрудникам низкий уровень заработной платы, вычитающие большие суммы по НДС.
  2. Невысокий показатель нагрузки по обязательным платежам, в сравнении со средним результатом, характерным для подобного направления коммерческой деятельности. Расчет коэффициента выводится в процентном соотношении путем деления суммы уплаченных за отчетный период налогов на полученную в том же периоде выручку от реализации, не учитывая НДС.
  3. Значительные размеры вычетов по налогам. Но предпринимаемые попытки переноса суммы НДС, обеспечивающего снижение величины процентной ставки и возможность избежать проверки, могут стать причиной нарушения налогового законодательства.
  4. Предельные показатели при работе по специальным режимам, связанным с налогообложением.
  5. Резкое опережение темпов роста расходов, в сравнении с темпами роста доходов. У проверяющих могут возникнуть сомнения в достоверности указываемых данных, вероятностном их завышении или занижении [9].
  6. Значительное отклонение — более чем на 10% — показателя уровня рентабельности от среднеотраслевого значения. Уровень рентабельности товаров (в %) высчитывается делением прибыли от продаж на себестоимость реализованных товаров, а активов – делением прибыли от продаж на валюту баланса.
  7. Низкий показатель заработка сотрудников (ниже среднеотраслевого уровня). В организации возможно сокрытие реально выплачиваемых заработных плат или занижение ставок на доходы граждан и единого социального налога.
  8. Соглашения с перекупщиками или посредниками, в большинстве случаев заключаемые для сокрытия сумм прибыли и уменьшения суммы обязательного бюджетного платежа. Сомнения вызывают договора, положения которых не соответствуют правилам делового оборота (к примеру, безосновательная продолжительная отсрочка оплаты), закупаемая/реализуемая продукция не представляет собой результат предпринимательской деятельности предприятия, а также ситуации активного сотрудничества сторон при несоблюдении обязательств по сделке одним из участников [8].
  9. Непредоставление пояснений по полученному предприятием уведомлению НС.
  10. Изменение местонахождения и регистрации юридического лица, предпринимаемое для получения отсрочки по времени с целью исправления недостатков деятельности.
  11. Сотрудничество с контрагентами, вызывающими подозрения НС по причине одновременного наличия одинаковых адресов регистрации у нескольких фирм или занятия одним лицом одинаковых должностей (директор, учредитель) в нескольких предприятиях.

Таким образом, для обеспечение налоговой безопасности хозяйствующего субъекта необходима разработка программы налогового планирования на обозримое будущее. Также можно рекомендовать некоторые предложения для решения проблемы налоговой безопасности предприятий: корректное оформление хозяйственных операций, повышение квалификации исполнителей (бухгалтеров), проведение добровольного аудита и внедрение системы управления налоговыми рисками.

 

Список литературы:

Нормативные правовые акты:

  1. Приказ ФНС России от 30.05.2007 (ред. От 10.05.2012) № ММ-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
  2. Письмо ФНС от 29.06.2018 № БА-4-1/12589 «О расчете налоговой нагрузки».

Научная и учебная литература:

  1. Богомолов В.А. Экономическая безопасность: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. – С. 169-171.
  2. Гулькова Е.Л., Карп М.В. Особенности информационного обеспечения комплексного экономического анализа деятельности организаций. В кн.: Актуальные проблемы учета, анализа, контроля и налогообложения в условиях цифровизации экономики: материалы IV-й международной научно-практической конференции, Москва, 7–8 апреля 2021 г. М: Русайнс. 2021.- С. 22–26.
  3. Еремина С. Налоговый мониторинг: требования к системе внутреннего контроля в 2021 году. Банковское обозрение. Приложение «FinLegal».- 2021.-С.30–42.
  4. Кормишкина Л.А. Экономическая безопасность организации(предприятия): учебное пособие / Л.А. Кормишкина, Е.Д. Кормишкин, И.Е. Илякова. – Саранск: Издательство Мордов. ун-та, 2021. – 280 с.
  5. Сенков В.А., Домничев Д.Ю. Новые подходы и предложения по минимизации налоговых рисков хозяйствующих субъектов, применяющих схемы налоговой оптимизации в системе экономической безопасности. Экономическая безопасность // 2022. -№ 8.
  6. Скачко Г.А., Никандрова Л.К. Обеспечение экономической безопасности хозяйствующих субъектов // Аудитор. 2020.-33–36.
  7. Якимова В.А. Мониторинг эффективности и сбалансированности системы комплаенс-контроля организации. Аудитор.- 2021.-№7. С.8–15.

 

. . . . . . .