Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Значение каллиграфии для формирования грамотного письма учащихся

Дата публикации: 2021-10-23 13:58:40
Статью разместил(а):
Кекова Ольга Алексеевна

Значение каллиграфии для формирования грамотного письма учащихся

The importance of calligraphy for the formation of literate writing of students

 

Автор: Кекова Ольга Алексеевна

МБОУ «Прогимназия № 237 «Семицветик», г. Саратов, Россия

e-mail: kekova2075@yandex.ru

Kekova Olga Alekseevna

Gymnasium№ 237 «Semizwetik», Saratov, Russia

e-mail: kekova2075@yandex.ru

 

Аннотация: Существует проблема нарушения письма, психофизические особенности формирования графических навыков письма у младших школьников. В статье представлены рекомендации по работе в начальной школе по каллиграфии.

Annotation: the problem of writing disorders, psychophysical features of the formation of graphic writing skills in junior schoolchildren, recommendations for work in elementary school in calligraphy are presented.

Ключевые слова: каллиграфия, почерк, психофизиологические особенности, младшие школьники.

Keywords: calligraphy, handwriting, psychophysiological characteristics, junior schoolchildren.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Каллиграфия – это искусство писать четким и красивым почерком. Письменная речь неразрывно связана с почерком. Почерк – это графическая сторона письменной речи, характеризующаяся своеобразием написания букв: величиной, наклоном, пробелами, соединительными элементами и другими характеристиками.

Изучением почерка занимались Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Агаркова, В.А. Ильюхина и другие. Одним из первых учёных, рассматривавших и поднявших проблему почерка в школе, стал крупнейший методист Н.С. Поздняков. Поздняков пришёл к выводу, что почерк тесно взаимосвязан с психологией человека [5]. Подробно процесс письма и почерк человека изучал и доктор медицинских наук, доктор педагогических наук, психолог с мировым именем А.Р. Лурия [6]. И.М. Сеченов утверждал, что формирование правильного почерка не является чисто механическим процессом, зависящим от простых движений рук, их размера или захвата пишущего прибора. Почерк – это тонкое психомоторное отражение процессов, происходящих в сознании, подсознании и нервной системе человека. В микродвижениях письма проявляются импульсы, приходящие из мозга в руку, служащую лишь инструментом [1]. Главная мысль трудов графолога Инессы Гольдберг заключается в том, что отмена рукописного письма способна нанести сокрушительный удар, по многим психическим механизмам, которые развиваются именно во время письма рукой, а так же письмо занимает центральное звено в развитии интеллекта [1]. Данной проблемой занимались и Карин Арман Джеймс, доцент кафедры Психологии и мозга Университета Индианы, Дэвид Сортино, доктор психологических наук Гарвордского Университета, которые уверены, что почерк – это не только работа руки, это работа мозга. Человек, который пишет разборчиво и чётко, и мыслит разборчиво и чётко [7].                

 Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма у младших школьников связаны с деятельностью коры головного мозга и формируются совместно с чтением, орфографией, развитием речи:

- височные области левого полушария отвечают за слуховой анализ процесса письма (письмо на слух);

- заднецентральные области левого полушария управляют речедвижениями (артикуляцией), кинестетическими ощущениями;

- затылочно-теменная область осуществляет зрительную организацию процесса письма (пространственные ориентиры);

- премоторная область коры – соблюдение чередования и последовательности букв. Моторный образ слова;

- левые лобные доли отвечают за сохранность замысла при письме.

Сегодня в выработке каллиграфического почерка учителя стали уделять все меньше и меньше внимания. Это объяснимо: недостаточное время по программе, отведенное для формирования графического навыка; сложность процесса; большой объем изучаемого материала на уроке; да и умение пользоваться письменным рукописным способом общения не является сегодня исключительно важным. Но степень владения техникой письма (каллиграфией) в некоторых случаях оказывает влияние на грамотность. Замечено, что:

- при крупном почерке дети чаще испытывают трудности в орфографии, чем при почерке с буквами нормального размера. Возможно, это происходит от того, что детский глаз охватывает слово, написанное крупным почерком, с напряжением и плохо воспринимает орфограммы, подлежащие усвоению;

- изображение формы букв, соедине­ний, небрежная запись слов, в целом тексте нечет­кое или неправильное, возникают ошибки типа: потенул (потянул), Олога (Ольга);

- появление лишних (двойных) букв в словах типа Аартист, ввода, оона является результатом механического закреп­ления письма образцов типа Аа, Оо, Вв. Сдвоенное написание закрепляется в двигательной памяти уча­щихся и сохраняется в их письме на определенное время. Такие ошибки у детей бывают в период обучения грамоте. У ученика нет еще зрительно-двигательного опыта, несовершенен зрительный, и двигательный контроль за движениями руки. Ребенок сосредоточен на одной задаче - написать букву или слово, а ему надо помнить и о положении тетради, и о том, чтобы не сжимать ручку и не давить на нее изо всех сил. В это же время он следит, как ведет руку при письме, каков пробел между буквами, какова их форма, на строке ли они, нарушен ли наклон и т.д.;

- при ускоренном письме часто наблюда­ются замены, искажения букв. Садовникова И. Н., исследовав­шая причины нарушения письменной речи у младших школь­ников, объясняет тем, что оптически (зрительно) — се, со, удз, лн, мш, иш, вд схожи; а буквы - оа, бд, иу, пт, лм, ню, хж, чь схожи  в движениях руки при их записи.   В этих буквах совпадает начертание первого элемента: ребенок либо неправильно передает количество одинаковых элементов (л — м, п — т, и — ш, му — лу и т. п.), либо ошибочно выбирает последующий элемент (р — у, Г — Р);

- слишком медленное письмо приводит к пропуску гласных (например, с(у)к, ж(у)к, каш(а), м(е)л) или   при стечении согласных (например, вс(т)реча, лам(п)а). Самая распространенная причина ошибок такого рода – несогласованность темпа мысленного проговаривания слова и темпа его записи. 

По И. М. Дьяконову “Письмо представляет собой фиксацию человеческой речи с помощью системы начертательных образов”. Начерта­тельные обозначения - буквы, объединение которых в слоги и слова регулируется специальными пра­вилами каллиграфии и орфографии. Отсюда взаимосвязь каллиграфии и грамотности. Уделяя особое внимание каллиграфии (четкости начертания букв, правильности их соединения, разборчивости письма) в начальной школе, обеспечиваем условия для выработки грамотного письма в дальнейшем. Двигательные умения и навыки, необходимые для осуществления процесса письма (сгибание и вращение пальцев и кисти, движения предплечья), развиваются в течение всего дошкольного возраста в условиях правильно организованного развития мелкой моторики. К 7 годам ещё не заканчивается окостенение фаланг пальцев и только начинает появляться зрительный контроль действий руки при рисовании, поэтому в начальной школе актуальны упражнения «Пальчиковая гимнастика».

Важен нейропсихологический анализ состояния высших психических функций у старших дошкольников, который позволяет прогнозировать возможные варианты будущих трудностей письма. Ранняя диагностика возможных трудностей письма позволяет заранее подготовить ребенка к школе и предотвратить трудности обучения. М.Р. Львов предлагает классификацию ошибок письма в начальной школе и их причин с позиций методического подхода. Но от типичных ошибок письма, которые устраняются в учебном процессе (диагностируются в зависимости от трудностей со 2 полугодия 1 класса до 1 полугодия 2 класса), следует отличать дисграфию (диагностируется во 2 полугодии 2-го года обучения). Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках. Такие ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. При этом сохраняется достаточный уровень интеллектуального и речевого развития, а процесс овладения техникой письма завершён [1].

В методической литературе рекомендации по занятию чистописанием в начальной школе обычно связаны непосредственно с видами ошибок. Основная цель работы над каллиграфией в начальной школе – автоматизация навыка письма, ускорение темпа с сохранением правильности. В первом классе темп на уроке должен быть достаточным, чтобы учащиеся усвоили начертание букв и слов, однако необходимо приучать к ускоренному письму, развивая уверенность руки.

Вся подготовительная работа в букварный и послебукварный период строится в соответствии с методикой изучения орфографии и грамматики. Во 2 классе изменяются условия письма – возрастает темп урока, объём орфографической работы, усложняется алгоритм написания слов. Сжимается время на самопроверку, возрастает роль орфографической и каллиграфической зоркости. В 3 и 4 классе усиливается внимание на орфографическую зоркость, быстроту выполнения задач, к скорости, каллиграфии и формированию индивидуального почерка.

Самостоятельность в грамотном письме теперь оценивается в индивидуальной письменной речи учащихся. Письменные упражнения по каллиграфии в первом классе – это физические упражнения на развитие крупной и мелкой мускулатуры рук, кистей рук; письмо узоров, росчерков, штриховка; игры на развитие каллиграфической зоркости и анализа элементов букв; игры на межполушарное развитие. Во втором классе проводятся упражнения на регуляцию наклона букв с помощью, на пропедевтику орфограмм, развитие речи, ознакомление с грамматикой и др. В 3 и 4 классе проводится письмо под ритмический счет (сначала умеренно, а затем в ускоренном темпе), сопоставленный анализ форм оптически сходных букв, на предупреждение уподоблений сходных букв, списывание, диктант, письмо по памяти с каллиграфической самопроверкой. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, пространственных представлений, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания должны обязательно входить в каждое учебное занятие. 

Поэтому учителю просто необходимо знать психофизиологические особенности формирования графических навыков письма, а родителям готовить руку ребенка к письму весь дошкольный период, проводить коррекционную работу совместно с узким специалистами, при обнаружении нейропсихологических проблем развития.

Таким образом, вывод однозначен: не смотря на важность информационных технологий, значимость и необходимость совершенствования почерка остаётся. Ведь при письме от руки улучшаются функции головного мозга, воспитывается аккуратность, трудолюбие, усердие, сила воли в отношении любого вида деятельности.

 

Литература:

1. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений - 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 703с.: ил.- (Коррекционная педагогика).

2. Ильюхина В.А. Начальная школа: Обучение письму: Методика В.А.Ильюхиной: Книга для учителя. – М.Издательство «Первое сентября», 2003. – 256 с. (Я иду на урок).

3. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. Изд-во АПН РСФСР. М., 1950. 84с.

4. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. Изд-во Моск. ун-та. М., 1969. 504с.

5. Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья, 1997, № 3, с. 38-42.

6. Ахутина Т.В., Ксензенко А.А. Перцептивные стратегии и особенности письма у первоклассников (о предикторах трудностей письма) 

 

. . . . . . .