Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Художественно-эстетическое развитие ребенка посредством овладения техникой оригами

Дата публикации: 2021-04-04 19:26:47
Статью разместил(а):
Беляева Любовь Вячеславовна

Художественно-эстетическое развитие ребенка посредством овладения техникой оригами

Artistic and aesthetic development of the child through mastering the technique of origami

 

Автор: Беляева Любовь Вячеславовна

МБДОУ № 8, г. Арзамас, Россия.

E-mail: lyubov.belyayeva.93@bk.ru

Belyaeva Lyubov Vyacheslavovna

Kindergarten № 8, Arzamas, Russia.

E-mail: lyubov.belyayeva.93@bk.ru

 

Аннотация: Автор в статье пишет о том, что занятия оригами дают не только развитие моторики, но и простор для творчества и эстетического развития ребенка в детском саду, так как оригами позволяет развивать сразу несколько видов продуктивной деятельности: аппликацию, конструирование и рисование.

Abstract: The author in the article writes that origami classes give not only the development of motor skills, but also space for creativity and aesthetic development of the child in kindergarten, as origami allows to develop several types of productive activities: application, design and drawing.

Ключевые слова: оригами, художественно-эстетическое воспитание, детский сад.

Keywords: origami, artistic and aesthetic education, kindergarten.

Тематическая рубрика: педагогика и образование.

 

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая его мерилом человеческих ценностей.

Именно поэтому многие детские сады уделяют большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.
В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.
Художественно-эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников - воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок - это значит сделать его лучше, чище, содержательнее. Художественные впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь.

Оригами (яп., букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги.

Первоначально для создания оригами использовался только лист бумаги, который надо было сложить определённым образом, чтобы в итоге получилась готовая фигурка. Традиционное оригами предполагает только складывание бумаги определённым образом, в результате чего получается фигурка. Это достаточно сложное мастерство, на овладение которым потребуется немало времени.

Позднее мастера оригами стали использовать более необычные способы изготовления фигурок, привлекая к работе клей, ножницы, мех, другие подручные материалы.

Вышесказанное позволяет выделить ряд достоинств оригами как средства интеллектуального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. К ним можно отнести:

- Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

- Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

- Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

- Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

- Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

- Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

- Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

- Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т.д.

В процессе складывания фигур оригами дети знакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.

Решаются следующие задачи:

а) развивать творческие способности, воображение, художественный вкус в результате изготовления поделок в технике оригами;

б) развивать уверенность в своих силах и способностях, творческое воображение за счет использования дополнительных деталей;

в) обучать навыкам самостоятельного складывания наиболее распространенных и простых в изготовлении моделей оригами;

г) развивать память, внимание, активизацию мыслительных процессов.

Принципы, способствующие развитию творчества:

1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.

3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

4. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.

Методы, используемые  в работе:

1. Наглядные: рассматривание образцов, схем; демонстрация иллюстраций по теме занятия; наблюдение.

2. Словесные: чтение художественной литературы; беседы; объяснение и обсуждение хода работы; подбор стихотворений по различным темам.

3. Практические: индивидуальная работа детей; совместная деятельность взрослого и детей; опора на личный опыт детей.

Свою работу по оригами я начала с детьми старшей группы (5-6 лет). Дети уже знакомы с техникой оригами, они знают свойства бумаги, различные базовые формы и схемы выполнения базовых форм. Название базовых форм закрепляется изготовлением различных поделок.  Дети могут аккуратно сложить квадрат пополам или по диагонали. Учитывая, что занятия оригами – довольно кропотливый труд, мы применяли различные формы работы с детьми. (Коллективные, индивидуальные, подгрупповые).

Занятие строилось по определенной схеме: мотивация детей (стих, песня); рассматривание готового образца, объяснение, рассматривание схемы, практических показ; непосредственная работа детей (практическая часть); Анализ (что делали, как, что было сложно, зачем делали); Рефлексия – обыгрывание. Работа с бумагой осуществлялась на занятии (один раз в месяц) и в режимные моменты (один раз в неделю) и самостоятельной деятельности (по желанию детей). Вечером после сна,  мы с детьми изготавливали несложные оригами: собачку, лисичку и лягушку. Если кому-то было тяжело, работали индивидуально. Здесь мы использовали загадки. Для детей была представлена схема и образец. Поэтапно вместе со мной дети следили за схемой, что развивает мышление и память, складывали квадратный лист бумаги по диагонали, сгибали уголки бумаги вниз, вверх. В работе дети использовали карандаши и фломастеры, для рисования глаз, носа и рта животных. Раскрашивали, чтобы придать нужный окрас для лисы и лягушки.

До начала работы с бумагой проводим пальчиковые гимнастики. Поглаживание, сгибание пальчиков. Это полезно и эффективно. В художественно-эстетическом центре имеется материал для оригами, все доступно.  Поэтому очень часто замечаем, как дети самостоятельно делали различных животных, а иногда фантазировали и появлялись волшебные звери. Главным моментом в работе с детьми старшего дошкольного возраста, является положительное эмоциональное состояние, радость детей от изготовления поделки и от полученного результата.

В работе по изготовлению поделок в технике оригами, стараемся выполнять с детьми поделки, подходящие времени года. Например, чтобы украсить вход в раздевалку зимой, детям предложили сложить и вырезать снежинки. На праздник 8 Марта мы украсили раздевалку тюльпанами и подснежниками (сложенными в технике оригами). Для детей была представлена готовая схема и образец. Перед детьми были готовые квадратные листы бумаги. Цвет бумаги дети выбирали самостоятельно.

Дети очень любят играть. И для этого мы с мальчиками делали самолёты. Дети их украшали и раскрашивали, а потом играли.

А с девочками сделали балерин. Вырезали по контуру фигуру балерины и сделали ей объемную юбку (сложили, как снежинку в технике оригами).

Для достижения положительных результатов в развитии ребенка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Для того чтобы сделать союзниками родителей и педагогов, заинтересовать их этим творчеством, мы проводили  индивидуальные беседы с родителями. В декабре у нас проводилась выставка поделок «Мастерская Деда Мороза», тема была “ёлочный шар”. Многие родители совместно с детьми изготовили шар в технике оригами. Организовывали  выставки детских работ в группах (например, выставка «Для любимой мамочки»).

При проведении занятий оригами большая роль отводится совместной деятельности педагога с детьми. Мы используем дидактический материал  (в группе есть альбомы со схемами, как изготовить фигуру самостоятельно), театрализованные игры с детьми (когда мы делали лисичку, мы вспоминали,  в каких сказках она есть, обыгрывали сюжеты), которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую,  формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. Не оставляем без внимания прослушивание литературных и музыкальных произведений, так как наиболее эффективное воздействие оказывают на детей средства эстетического воспитания. 

На своих занятиях мы стараемся соединить игру, труд и обучение, что помогает обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач при ведущей роли последних. Так, например, при конструировании игрушек полезно использовать игровые приёмы, загадки, считалки, скороговорки, вопросы, музыкальные сопровождения, фантазировать вместе с детьми.

Месяц

Поделка

Задачи

Методы и приёмы

Сентябрь

Собачка

Лягушка

Поросёнок

1. Побуждать детей закручивать прямоугольник в цилиндр. Надрезать одну из полостей цилиндра

Мотивация, поэтапный показ, выполнение действий с детьми с проговариванием, рефлексия.

Октябрь

Рыбки

Пароходики

Кувшинки

2. Побуждать детей отгибать нижние углы треугольника к соответствующим сторонам.

Мотивация, поэтапный показ, выполнение действий с детьми с проговариванием, рефлексия.

Ноябрь

Бинокль

Избушка

Сани

3. Использование первых двух способов (задач) конструирования – закручивание прямоугольника в цилиндр и отгибание боковых сторон прямоугольника к его центру, для получения цилиндров и прямоугольника с отогнутыми к центру сторонами и их дальнейшее объединение.

Мотивация, поэтапный показ, выполнение действий с детьми с проговариванием, рефлексия.

Декабрь

Январь

“Кузнечик”

“Гусеница”

4. Применение одного и того же способа (задача 3) для получения нескольких фигур (цилиндров) разных по размеру и их дальнейшим объединением.

Мотивация, поэтапный показ, выполнение действий с детьми с проговариванием, рефлексия.

Февраль

Март

Любая поделка или, например

“Сувенир к празднику 8 марта”

5. Воспроизвести уже знакомые два способа конструирования    (1 и 2 задачи), и отталкиваясь от них, создать образ будущей подделки.

Мотивация, поэтапный показ, выполнение действий с детьми с проговариванием, рефлексия.

Апрель

Май

Конструирование детей по собственному замыслу

Включение готовых поделок в разные виды деятельности детей.

Мотивация, помощь в изготовлении поделок, рефлексия.

Таким, образом, складывание из бумаги - это не просто забавы. Это близкое и доступное детям искусство. Дети сталкиваются с чем-то обычным и прекрасным. Оригами помогает развивать художественный вкус и логику, эффективно способствует формированию пространственного воображения. Оно развивает память, способствует концентрации внимания и самодисциплины, активирует мыслительные процессы. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер, рука хорошо подготавливается к письму.

 

Литература:

1. Лыкова И.А. Конструирование в детском саду.

2. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.

3. Литвинова О.Э. Конструирование в старшей группе.

4. Сафонова О.А. – Конструирование из бумаги.

  

. . . . . . .