Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Психолого-педагогические условия для развития творческих способностей учащихся на уроках музыки

Дата публикации: 2024-01-09 16:50:51
Статью разместил(а):
Золотых Людмила Анатольевна

Психолого-педагогические условия для развития творческих способностей учащихся на уроках музыки

Psychological and Pedagogical Conditions for the Development of Students' Creative Abilities at Music Lessons

 

Автор: Золотых Людмила Анатольевна

МБОУ "СОШ № 36", г. Старый Оскол, Россия

E-mail: voykina@list.ru

Zolotykh Lyudmila Anatol'evna

Secondary School36, Stary Oskol, Russia

E-mail: voykina@list.ru

 

Аннотация: В данной статье описание интереса к вокальному искусству в наше время. К юным вокалистам возрастают технические и исполнительские требования. В классе эстрадного сольного пения педагог должен вести грамотную, индивидуально-выстроенную работу с каждым ребенком, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности детей. Данная статья будет интересна педагогам – вокалистам, музыкантам, вокалистам, а так же любителям вокального эстрадного творчества.

Abstract: This article describes the interest in vocal art in our time. Technical and performance requirements are increasing for young vocalists. In the class of pop solo singing, the teacher must conduct competent, individually structured work with each child, taking into account the age and individual characteristics of children. This work will be of interest to teachers - vocalists, musicians, vocalists, as well as lovers of vocal pop creativity.

Ключевые слова: развитие творческих способностей, уроки музыки.

Keywords: development of creative abilities, music lessons.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Современный юный вокалист должен сочетать в себе артиста, актера, танцора. Вокальные данные детей часто страдают и требуют от певца высокой культуры звука, яркости, подачи текста, широкой динамической палитры голосов, выразительности, эмоциональности исполнения.

Пение как вид музыкальной деятельности занимает ведущее место в музыкальном воспитании. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, который дан ребенку природой для выражения своих эмоций и реализации музыкальных потребностей. Искусство пения рисует в нашем воображении определенные образы, отражает наши эмоциональные состояния.

В процессе пения принимает участие не только звук, но и что не менее важно - осмысленное слово. Вокал в данном случае можно рассматривать как некий технологический процесс художественного пения.

Любой исполнитель, безусловно, должен владеть вокальной техникой, то есть определенными знаниями и специальными приемами. Благодаря этой технике, он может свободно управлять своим голосом.

Развитие и реализация природных голосовых возможностей человека происходит постепенно. Оптимальным порядком считается прохождение нескольких этапов. На первом этапе осуществляется постановка голоса, причем это актуально для любых видов вокала (эстрадного, классического и других). Далее происходит освоение подходящих для конкретного человека приемов эстрадного вокала. И, наконец, на последнем этапе осуществляется самое важное и в то же время самое сложное - формируется уникальный, узнаваемый голос, с характерной манерой пения и конкретным сценическим образом.

Для пения рожден любой человек - просто не каждый оценил и развил свои природные способности, данные ему с рождения. Но при желании, заняться вокалом и добиться определенных успехов можно практически в любом возрасте.

Поэтому именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, приобщить детей к певческому искусству, где каждый ребенок найдёт возможность для творческого самовыражения через вокальное творчество.

Динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья, уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний. Российские ученые (С. Шушарджан, А.Н. Стрельникова) доказали, что музыка и пение положительно воздействуют на организм человека, изменяя кровяное давление, частоту пульса, напряжение мышц. Правильно поставленное пение положительно влияет на формирование осанки, укрепляет дыхательный аппарат. Учёные открыли одно свойство: оказывается, поющие, танцующие, играющие дети лучше учатся по всем учебным предметам. Ведь музыка - питание для мозга. Развитый на музыкальной основе интеллект не может не проявлять себя в любых видах деятельности.

Делают уроки музыки интересными и современными использование креативных методик (методики Сетта Риггса «пение в речевой позиции»; компьютерных программ - секвенсоров, виртуальных синтезаторов, музыкальных редакторов) и инновационных направлений (упражнений для усовершенствования гибкости голоса).

Задача педагога – поддержать интерес обучающихся к песенному творчеству, при этом развивать музыкальный слух, исполнительские, композиторские и импровизационные навыки, воздействовать на эмоциональную сферу личности, помогать воспитаннику, замечать позитивные изменения в развитии индивидуальных творческих способностей. Необходимым условием для развития гармонического слуха является слушание, анализ различной инструментальной и вокальной музыки. Эта кропотливая работа ведется на уроках постоянно.

Для развития вокально-интонационных навыков педагог вместе с воспитанниками находит примарный тон и постепенно его повышает или понижает через упражнения, строящиеся на одном, двух, или трех звуках (не более). Теория и педагогика утверждают: дыхание вырабатывается только в процессе самого пения. Поэтому с самого начала работы процесс дыхания контролируется вместе с воспитанником. Развитие чувства лада, интонационного слуха тесно связано с развитием чувства метроритма. Процессы в природе, человеческом организме, в музыке происходят в определенном ритме. Важным являются три момента:

  • ощущение равномерности движения, то есть чувства метра;
  • ощущение размера – сочетание и чередование ударных и безударных долей;
  • осознание воспроизведения услышанного.

Чтобы закрепить знания основ теории музыки педагог использует интегрированные формы занятий, основанные на меж предметных связях по темам: «Музыка в дизайне», «Музыка в поэзии», «Музыка в природе и архитектуре», «Краски музыки в палитре» и другие.

Самый интересный способ музыкально-творческого развития –  импровизация. Для развития способности к импровизации педагог старается заинтересовать воспитанников созданием вариаций к музыкальному фрагменту: для этого проигрывается напев и далее дается задание исполнить его по памяти. Одни исполняют напев частично, другие точно, третьи вносят в напев изменения. Сам напев подбирается таким образом, чтобы подтолкнуть учащегося на изменение его характера.

Следующий прием, применяемый на уроках - сочинение подголоска к мелодии, к известным песням, что является традицией русского народного хорового творчества. Педагог настраивает учащихся на изобретение подголосков, и умение превратить местами унисонный напев - в двухголосный и наоборот. Учащийся настраивается также на изменение аккомпанемента между куплетами песни, повторяющимися напевами легкой фигурацией особенно в линии баса.

В практической деятельности с учащихся часто используются проблемно-творческие, игровые ситуации, самостоятельная деятельность с целью активизировать познавательные потребности детей; активно применяются репродуктивные методы: сочинение-подражание какой-либо песни, фразы, куплета и т.д. Это закрепляется сочинением творческих наработок на заданный ритм, текст, лад и т.д. Игровая ситуация «Если бы я был композитором», которая часто используется на уроках, по своей сути является ситуацией художественного моделирования учащимися («формирования творческого замысла») и воплощения этого замысла определенными средствами музыкальной выразительности. Фактически воспитанники мысленно «проходят» путь композитора от замысла идеи до ее завершения и оформления в звуковом пространстве.

Данные формы работы дают положительную динамику творческого развития учащихся, способствуют успешному усвоению учащимися программного материала, развитию практических умений, навыков самостоятельной творческой работы, а также успешной реализации творческих способностей учащихся в концертной и конкурсной деятельности.

 

Список литературы:

1. Как развивать певческий голос. Кишинев: «Штиинца», 1981. 124 с. Ил.

2. Солисты Ла Скала о вокальном искусстве, Москва, 2002 г.

3. Емельянов Виктор. Развитие голоса, "Лань", 2000г.

4. Зи Ненси. Искусство дыхания. Шесть простых уроков для достижения успеха, здоровья и процветания. Пер. с англ. Е. Винецкой. К.: «София», М.: ИД «София», 2003. 272 с.

5. Советы обучающимся пению. М.: Государственное музыкальнее изд-во, 1998. 112 с.

6. Сет Риггс. Как стать звездой, Москва, 2004 г.

8. Теория постановки голоса в связи с физиологией органов дыхания и гортани. М., 1885. 245с.

9. Б.Дж. Бейер. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо, СПб, 2005 г.

 

. . . . . . .