Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Исследования квалификационных требований работодателей

Дата публикации: 2023-12-17 12:05:45
Статью разместил(а):
Ульянцев Сергей Николаевич

Исследования квалификационных требований работодателей

Research on employers' qualification requirements

 

Автор: Ульянцев Сергей Николаевич

ГБПОУ ВО «Павловский техникум», г. Павловск, Россия

e-mail: nata-vlad77@yandex.ru

Ulyantsev Sergey Nikolaevich

Pavlovsk Technical School, Pavlovsk, Russia

e-mail: nata-vlad77@yandex.ru

 

Аннотация: Статья подготовлена для преподавателей и работников службы маркетинга учебных заведений среднего профессионального образования с целью повышения качества обучения и усиления востребованности будущих специалистов на рынке труда. В ней представлены этапы маркетинговых исследований квалификационных требований работодателей.

Abstract: The article has been prepared for teachers and employees of the marketing service of educational institutions of secondary vocational education in order to improve the quality of training and increase the demand for future specialists in the labor market. It presents the stages of marketing research of employers' qualification requirements.

Ключевые слова: работодатель, маркетинг, учебное заведение.

Keywords: employer, marketing, educational institution.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

  

В современных условиях рынка успешно функционировать и динамично развиваться могут только те фирмы и организации, руководство и специалисты которых располагают полной и достоверной информацией по всем направлениям своей деятельности. И одна из таких задач, стоящих перед Павловским техникумом — это повышение качества подготовки специалиста и усиление эффективности работы образовательного учреждения. Приблизиться к разрешению этой проблемы можно за счет проведения системы маркетинговых исследований, и как одно из направлений — это маркетинговые исследования квалификационных требований работодателей.

Определение «системы маркетинговых исследований» подчеркивает их систематический, комплексный, а не случайный или несвязанный характер, включающий совокупность действий по сбору данных, их записи и анализу. Любое исследование должно опираться на объективность, точность и тщательность. Объективность означает, что в процессе исследования учитываются все возможные факторы, а конечные выводы не формулируются, пока не будут собраны и проанализированы все полученные данные. Точность результатов исследования зависит от тщательности выбора инструментов исследования и методов их применения.

В ГБПОУ ВО «Павловский техникум» осуществляют вышеуказанную деятельность структурное подразделение Центр дополнительного образования и поддержки трудоустройства выпускников.

Исследования проводят в 5 этапов и начинают с выявления проблем и формулировки задач и целей исследования. Маркетинговые исследования проводятся, прежде всего, для того, чтобы получить недостающие или дополнительные данные относительно усилий образовательного учреждения для решения проблем его учебной деятельности. Целью исследования квалификационных требований работодателей является обеспечение необходимого уровня подготовки специалистов, способных к эффективной профессиональной деятельности, к быстрой адаптации в условиях научно-технического прогресса, владеющих необходимыми технологиями в рамках своей специальности, умеющих использовать полученные знания при решении профессиональных задач.

Следующим этапом исследования является анализ вторичной информации. Эта информация ранее собиралась для других целей и может быть получена из внешних и внутренних источников. Основу данных внутренних источников составляют анкеты выпускников техникума, информация ярмарок вакансий, встреч выпускников, мониторинг качества подготовки специалистов, проводимый заведующими учебной частью отделений и др. Внешним источником для анализа информации служит база данных Государственной службы занятости.

Третий этап — сбор первичной информации. Включает следующие пункты:

- Кто собирает данные (преподаватели, кураторы, зав. уч. частью, ответственные за профориентационную работу);

- Какая информация должна быть получена в процессе исследования (индивидуальные образовательные потребности студента и требования работодателя, социально-экономические и культурные тенденции развития общества, рынка труда и образовательных услуг);

- Кого следует опросить (работодатели: юридические, физические лица и индивидуальные предприниматели; выпускники);

- Какие методы сбора данных будут использованы. Существуют такие методы как наблюдение, эксперимент, опрос и имитация. В техникуме используется такой способ как эксперимент — введение новых программ, форм обучения, а также дополнительных рабочих профессий и опрос.

Орудием исследования является анкета как наиболее эффективный и менее затратоёмкий инструмент исследования. Применяются следующие способы связи с аудиторией: личное интервью, интервью по телефону, анкета, рассылаемая по почте. Длительность периода сбора данных (чаще всего до 6 месяцев).

Четвертый этап — анализ собранной информации. Полученная в ходе этого исследования информация (а она зачастую включает в себя значительное число заполненных анкет, записей с наблюдениями экспертными заключениями) подвергается всестороннему анализу. Для такого анализа используются статистические методы (средние величины, частоты, анализ трендов) и математические модели на базе современной компьютерной технологии.

Анализ комплекса современных рыночных требований работодателей  к профессиональной компетентности будущих специалистов позволяет разбить весь массив этих требований (показателей) на три направления. По этим направлениям рынком выделяются следующие качества:

  1. Профессиональные качества специалиста, к которым относятся специальные знания, функциональные знания, отношение к работе, инициативность, надежность, умение сотрудничать, организаторские способности, умение руководить.
  2. Личностные качества: интеллигентность, гибкость, энергичность, настойчивость, самообладание, индивидуальность, активность, уравновешенность, независимость, обязательность, приспособляемость, властность, чувство юмора, пунктуальность.
  3. Способности в области управления: способность понимать других, уровень общих знаний, способность к восприятию новых идей, к быстрым решениям, готовность выслушать другое мнение, внешний вид, способность выполнять работу которой руководишь.

Заключительный этап — обобщение результатов и подготовка отчёта. На основе проведенного анализа определены позитивные и негативные моменты деятельности субъекта рынка, подготовлены обоснованные рекомендации по совершенствованию этой деятельности, сформулированы основные выводы, принимаются или отвергаются рабочие гипотезы и даются рекомендации руководителю учебного заведения и другим заинтересованным лицам.

Работа по исследованиям квалификационных требований работодателей позволяет своевременно реагировать на меняющуюся, на рынке труда социально-экономическую ситуацию и определяет необходимость переосмысления теоретических подходов и практических решений в подготовке специалистов среднего звена. Выпускник должен получить не только и не столько сумму знаний, сколько набор компетенций, обеспечивающих готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях, возможность осмысленно воспринимать и критически оценивать социально-экономические процессы, прогнозировать их развитие, адаптироваться к ним и в идеале влиять на эти процессы.

 

Литература:

  1. Барышев А.Ф. Маркетинг. М.: Издательский центр «Академия», 2019. с.77
  2. Лебедева О.А., Лыгина Н.И. Маркетинговые исследования рынка: Учебник. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2020. – с.5.
  3. Купцова Е.Б. Понятие компетентности в контексте проблемы качества образования //СПО. 2016. №2.

 

. . . . . . .