Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Влияние Отечественной войны 1812 года на воспитание дворян

Дата публикации: 2023-11-30 11:06:17
Статью разместил(а):
Элиас Татьяна-Дарианна Игоревна

Влияние Отечественной войны 1812 года на воспитание дворян

The impact of the Patriotic War of 1812 on the education of nobles

 

Автор: Элиас Татьяна-Дарианна Игоревна

ФГБОУ ВО «КубГУ», г. Краснодар, Россия

e-mail: daro-stefano@mail.ru

Elias Tatyana-Darianna Igorevna

KubanSU, Krasnodar, Russia

e-mail: daro-stefano@mail.ru

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что война с Наполеоном (Отечественная война) повлияла на образовательные процессы в России и исследует то, как Отечественная война 1812 г. повлияла на решение вопросов в сфере образования и воспитания подрастающего поколения в дворянской среде. В статье даётся краткий обзор ситуации в целом в сфере образования и воспитания дворян в довоенный период: общее положение в сфере образования дворян, ценностная ориентированность дворянства; далее в статье рассматриваются наиболее важные изменения, произошедшие в сфере образования и воспитания дворян в первые десятилетия после окончания войны, обусловленные сложившейся политической ситуацией, в частности, общенациональным патриотическим подъёмом, с одной стороны, и «западным вольнодумством» дворян, обусловленным знакомством дошедших до Парижа победителей с европейским жизненным укладом и положением. Рассматриваются проведённые после войны реформы в сфере образования, отношение дворян к религиозному аспекту воспитания, а также споры передовых деятелей в сфере образования о пути образования в России и роли патриотизма в воспитании, что после войны обрело особое значение.

Abstract: In this article the author writes that the war with Napoleon (the Patriotic War) had an impact on the educational process in Russia and explores the way the Patriotic War of 1812 influenced the decisions in the field of education and upbringing of the noble youths. This article is a brief overview of the situation in general in the field of education and upbringing of nobles in the pre-war period: general situation in the field of education of nobles, value orientation of the nobility; further, the article examines the most important changes that occurred in the field of education and upbringing of the nobles in the first decades after the end of the war, due to the current political situation, in particular, the nationwide patriotic upsurge, on the one hand, and the “Western freethinking” of the nobles, due to the acquaintance of those who reached Paris winners with a European lifestyle and position. The reforms in the field of education carried out after the war, the attitude of the nobles to the religious aspect of education, as well as the disputes of leading figures in the field of education about the path of education in Russia and the role of patriotism in education, which acquired special significance after the war, are considered.

Ключевые слова: дворянство, образование, Отечественная война.

Keywords: nobility, education, the Patriotic War.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Начало XIX столетия стало для Российской империи началом долгого периода различных реформ, промышленного роста, расширения внешнеполитических и внешнеэкономических связей, промышленного переворота, урбанизации и ещё ряда других значительных преобразований.

Не избежала изменений и сфера образования. К началу XIX в. в стране неграмотными было большинство граждан – главным образом, по причине отсутствия денежных средств, а в случае с крепостными крестьянами – ещё и времени. Даже среди дворян было очень много неграмотных людей, потому что после Смутного времени дворянство как сословие сформировалось лишь в XVIII в. Однако происходившие социальные перемены формировали потребность не только в наличии рабочих рук, но и в большом количестве образованных специалистов, да и просто грамотных людей [1].

Исследуя вопросы дворянского образования и воспитания в XIX веке, нельзя не учитывать такое важное для политики, экономики и культуры страны событие как Отечественная война 1812 г. Фактически война с Наполеоном не просто отразилась на жизни страны – она разделила её на «до» и «после». На вопрос образования и воспитания дворянами своих детей война также оказала влияние.
Довоенный мир отличался ориентированностью дворянства и интеллигенции на Запад, и образованные люди гораздо чаще говорили на французском языке, чем на родном русском. Очень подробно это положение дел описано в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» – например, когда во время войны дворяне придумали штрафные санкции для продолжавших говорить на французском, но оказалось, что многие мысли многим дворянам на родном языке выразить крайне сложно [2].

Однако Наполеон победоносно шёл по Европе, называемый то Новым Мессией, то корсиканским людоедом, и напряжение в обществе нарастало. Война с Наполеоном оставила глубокий след в русском национальном самосознании. Знаковым событием стало Бородинское сражение – решающее сражение той войны. Понеся огромные потери и проявив небывалый героизм, русская армия отступила к Москве, которую 3 сентября было решено оставить. И именно эти события – героическое сражение и сдача врагу сердца русской культуры, пострадавшее от страшного пожара, - разбудили в людях дремавшие патриотические чувства. Начался общенациональный патриотический подъём, в борьбу с захватчиками включились все слои населения. А после изгнания врага русская армия дошла до Парижа и взяла город, не разрушив ни одного здания в нём и не убив ни одного жителя [3].

Послевоенное время знаменательно реформами, в том числе и в сфере образования. Обусловлены изменения не только проявлениями патриотизма, но и активизацией «западного вольнодумства», а также революционных и рекреационных настроений. Министерство Народного просвещения в 1817 г. преобразовывают в Министерство духовных дел и образования, а во всех учебных заведениях и программах усиливается религиозная составляющая. Сами дворяне уделяли религиозному воспитанию много внимания – вплоть до того, что обучение детей чтению начиналось с религиозных текстов [4]. Первая половина XIX в. была периодом наибольшей религиозности в дворянской среде.

Со второй четверти XIX в. отечественными исследователями предпринимаются попытки выявить и обосновать самобытные черты русской педагогики, а также раскрыть её уникальный характер. Немалую роль в формировании взглядов на образование и воспитание в это время сыграло возникшее в начале века противостояние обществ славянофилов (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, С.П. Шевырев и др.) и западников (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Ф. Одоевский и др.). Славянофилы были убеждены в уникальности исторического пути русского народа и считали основой народного воспитания религиозность, нравственность и любовь к ближнему. Западники восхищались образованностью западноевропейцев и осуждали сословно-крепостническую базу российского образования и воспитания [5]. Однако даже западники считали необходимым патриотическое воспитание, ведь, как говорил В.Г. Белинский, «тот, кто не служит отечеству, не может служить человечеству» [6].

Патриотизм, охвативший всё русское общество того времени, пробудил в людях интерес ко всему отечественному, народному, к изучению истории России. Тематикой Отечественной войны вдохновлялись ранее и вдохновляются в наше время деятели искусств и педагоги. Под влиянием событий 1812 г., под впечатлением патриотического народного движения воспитывались даже те прогрессивные русские деятели, которые знали об этих событиях только по воспоминаниям старших современников, среди них и педагогинческие деятели. По признанию А.И. Герцена, «рассказы о пожаре Москвы, Бородинском сражении, о взятии Парижа» были для него «колыбельной песней, детскими сказками», его «Илиадой и Одиссеей» [7].

 

Библиографические ссылки:

1. Руль Д.В. Эволюция образовательной системы в России XIX века. Реформы и их последствия // Studnet. – № 5. – М.: ООО «Электронная наука», 2020.
2. Толстой Л.Н. Война и мир: [роман в четырех томах] / Лев Толстой. – М.: Эксмо, 2007. – Т. 1-2.
3. Вишленкова, Е.А. «Метки на память»: сатирические образы войны 1812 года // История и историческая память. – 2012.
4. Фонвизин Д.И. Избранное [Сост., вступ. Ст., с. 5-22, и примеч. Ю.В. Стенника. – М.: Сов. Россия, 1983.
5. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: ГИЦ «Владос», 2004г.
6. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования // Тез. Докл. и выступлений на XV сес. Науч. Совета по пробл. Истории образования и пед. Науки (17-18 мая 1994 г.). – М., 1994.
7. Батюк Л.И. Образ Отечественной войны 1812 года в русской культуре // Вестник Международного института экономики и права. – М.: НОУ ВПО МИЭП 2017. – № 2 (26).

 

. . . . . . .