Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Моделирование как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2023-11-29 11:21:33
Статью разместил(а):
Решетникова Анастасия Юрьевна

Моделирование как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Modeling as a Means of Speech Development in Children of Early Preschool Age

 

Автор: Решетникова Анастасия Юрьевна

МАДОУ «Детский сад № 79», г. Каменск-уральский, Россия

e-mail: nastoyawaya@yandex.ru

Reshetnikova Anastasiya Yourevna

Kindergarten No. 79, Kamensk-Uralsky, Russia

e-mail: nastoyawaya@yandex.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается вопрос влияния метода моделирования на процесс развития речи младших дошкольников. Раскрываются особенности использования моделей в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

Abstract: The article discusses the influence of the modeling method on the process of speech development in younger preschoolers. The features of the use of models in the development of speech in children of early preschool age are revealed.

Ключевые слова: речь, младшие дошкольники, моделирование.

Keywords: speech, younger preschoolers, modeling.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Развитие речи дошкольников является одной из важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, так как дает представление не только об общих закономерностях развития речи ребенка, но и об особенностях становления его личности [5].

Главная цель речевого развития, как выделяет О.С.Ушакова, это овладение нормами и правилами родного языка, гибкость их применения в конкретной ситуации, овладение основными коммуникативными способностями [6].

Полноценное овладение дошкольниками родным языком  является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания в наиболее сенситивный период. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободней ребенок будет пользоваться им в дальнейшем [5].

Современные подходы к речевому развитию дошкольников опираются на различные исследования специалистов разных областей: педагогов, психологов, лингвистов, философов. (В.В. Виноградов, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, А.А. Леонтьев).

Младший дошкольный возраст-это период развития ребенка в возрасте от 3 до 4 лет. В данном возрасте происходит формирование таких психических процессов, как мышление, память, внимание, формируется личность ребенка. В развитии речи детей младшего дошкольного возраста особую роль играют взрослые, которые его окружают. Им он пытается подражать, повторять их действия, жесты, интонации и слова. В данном возрастном периоде активность детей в общении со взрослыми невелика, поскольку дети предпочитают больше слушать, чем говорить, но это важно из-за большого желания общаться со взрослым.

Восприятие информации посредством слова имеет свои ограничения. Ребенок понимает только то, что входит в хорошо известные сведенья об объектах, предметах, явлениях. Для восприятия и запоминания новой информации детям, как правило, требуется опора на  наглядную основу [3].

Одним из факторов облегчающим процесс становления  речи, по мнению А.М. Леушиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина – это наглядность [2]. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.  

Одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания является моделирование. Доступность метода моделирования детям дошкольникам рассматривается в исследованиях многих психологов – Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Л. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.И. Непомнящая, Д.Б. Эльконин.  

Моделирование представляет собой процесс исправления речевых недостатков путем построения и изучения моделей каких – либо явлений, предметов или систем объектов. В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные и практические навыки .

Наглядное моделирование – воспроизведение свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Такие авторы как Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, считают целесообразным применение наглядного моделирования т.к. он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнивать, обобщать. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом [1].  

При использовании наглядного моделирования ребенку легче зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Для дошкольников это важно, так мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо.  

В основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен знаком, символом, предметом, изображением. Использования наглядного моделирования вызывает интерес у ребенка. Принятия символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью [1].

Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания. Используя в своей работе метод моделирования, педагог учит детей:

 - добывать информацию, проводить исследования, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий речевого высказывания;

- формировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

Также модель как наглядно-практическое средство познания, должна соответствовать ряду требований:

- четко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

 - быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней;

 - ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью;

 - она должна облегчать познание [4].  

Наглядное моделирование облегчает детям  младшего дошкольного возраста  овладеть связной речью. Использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей.

 

Список литературы:

1. Багинская Н.Л. Моделирование как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 апр. 2014 г.). – Чебоксары: Интерактив плюс, 2014. – 294 с.

2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2004. – 168 с.

3. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 3-4 лет: метод. Пособие для воспитателей. 2-е изд.- М.: Просвещение, 2017. 80с.

4. Зюзина А.И. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / А.И. Зюзина, И.И. Сидорова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб., 2014.    

5. Комарова С.В. РОСТ: речь, общение, система, творчество. Развитие речи дошкольников 3-4 лет / С.В.Комарова; худ. С.Ю. Головнева. Мозырь: Содействие, 2011. 56с.:ил.

6. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. 4-е изд., перераб. М.:ТЦ Сфера, 2017. 96с.

 

. . . . . . .