Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Адаптация в школе

Дата публикации: 2023-10-30 13:06:58
Статью разместил(а):
Бирюкова Екатерина Валерьевна

Адаптация к школе

Adapting to school

 

Автор: Бирюкова Екатерина Валерьевна

ГБОУ "СОШ № 342 Невского района", Санкт-Петербург, Россия

e-mail: biryukova70-70@yandex.ru

Biryukova Ekaterina Valeryevna

Secondary school № 342 of the Nevsky district, St. Petersburg, Russia

e-mail: biryukova70-70@yandex.ru

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, как проходит адаптация к школе и какие есть этапы.

Annotation: in this article, the author writes about how the adaptation to school takes place and what are the stages.

Ключевые слова: адаптация, приспособление к новым условиям, школа.

Keywords: adaptation, adaptation to new conditions, school.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Адаптация ребенка к школе представляет собой процесс приспособления к новым условиям и систематическому обучению. У каждого ребенка этот процесс может занимать разное количество времени и зависит от множества факторов, таких как семейная обстановка, индивидуальные особенности ребенка, уровень его знаний и тип образовательного учреждения.

Адаптация проходит через несколько этапов. На первом этапе, который называется "ориентировочным", ребенок изучает новую обстановку, границы и нормы, что может быть для него сложным и напряженным. Такие реакции как физическое и психологическое напряжение, яркие и резкие эмоциональные проявления, характерны для этого этапа, который продолжается около двух-трех недель.

На втором этапе, названном "неустойчивым приспособлением", ребенок начинает находить оптимальное поведение в новых условиях. Появляются схемы поведения, что позволяет организму экономить силы. Реакции становятся менее эмоциональными, и этот этап обычно длится около двух-трех недель.

Третий этап, "относительно устойчивое приспособление", характеризуется уверенностью ребенка в своем поведении и окончательной оценкой себя как школьника. Этот этап может длиться от пяти-шести недель до года.

Адаптация первоклассников к школьной жизни является сложным процессом, в котором важную роль играют родители и учителя. Родители должны обеспечить поддержку и помощь ребенку, а учителя создать дружелюбную атмосферу в классе. Важно учитывать специфику этого периода и наблюдать за состоянием физического и психического здоровья ребенка.

Если у родителей возникают сомнения о том, что адаптация проходит тяжело, они должны обратиться к учителю и специалистам образовательного учреждения для получения помощи. Адаптация ребенка к школе может быть социально-психологической и физиологической. Важно развивать познавательные способности, креативное мышление, самоорганизацию, логику, воображение и коммуникацию. Все это поможет ребенку успешно адаптироваться к новой школьной жизни и обучению.

Выделяют два основных вида адаптации ребёнка к школе:

Социально-психологическая адаптация.

Когда ребёнок идёт в первый класс, он приобретает новый статус – школьника. Вместе с изменением статуса происходит переоценка ценностей: становится важным всё, что связано с учебной деятельностью. Ребёнок попадает в новый коллектив, его окружают незнакомые лица. В этот момент важную роль играют педагог и родитель. Они помогают настроить ребёнка на положительное эмоциональное отношение к школе.

Для гармоничного прохождения адаптационного периода важно обратить особое внимание на наличие следующих навыков:

Познавательные способности.

Развитие познавательных способностей у большинства детей – это естественный процесс. Но это не означает, что не стоит обращать внимание на более успешное развитие данного навыка. В старшем дошкольном возрасте данный навык развивается параллельно с памятью, вниманием, мышлением и познавательными интересами. Если все перечисленные процессы развиваются гармонично – адаптация будет проходить быстрее и организм школьника потратит меньше сил.

Креативное мышление.

В наши дни актуально мыслить «не как все». Значение понятия «белая ворона» сейчас кардинально меняется. Меняется и отношение к людям, обладающим ярким творческим мышлением. Родителей не должно пугать, если ребёнок умеет «креативить» и мыслить нестандартно. В будущем это может стать хорошим подспорьем для выхода из каких-то критических ситуаций.

Самоорганизация.

С началом обучения в школе ребёнок попадает в систему, где работают жёсткие временные рамки: уроки, перемены, дополнительные задания – всё по определённому времени. Умение управлять и распределять своё время – это очень важный навык для первоклассника.

Кроме того, важно развитие логики, воображения, коммуникации.

Физиологическая адаптация.

На плечи ребёнка-школьника наваливается огромная физическая нагрузка: умственная в виде освоения новых знаний и физическая – статическое положение во время учебного процесса. Чем больше нагрузка, тем больше сил организм расходует. Здесь важно не пропустить момент утомления.

К наиболее успешным условиям адаптации следует отнести:

  • наличие полной семьи;

  • высокий уровень образования родителей;

  • адекватные методы воспитания;

  • уважение прав ребёнка;

  • готовность ребёнка к школе;

  • положительное отношение в семье к статусу школьник.

Признаки успешной адаптации:

1. Удовлетворённость от процесса обучения. Ребёнок с радостью говорит о школе и с удовольствием её посещает.

2. Освоение программы. Ребёнку не доставляет особой сложности справляться с предъявляемыми заданиями. В случае, если ребёнок трудится по традиционной программе, но испытывает некоторые трудности, важно поддержать его, не сравнивая с другими детьми, не коря и не указывая на его недостатки. Если же трудности возникают при обучении в рамках усложнённой программы (например, с углублённым изучением какого-либо предмета) родителям стоит рассмотреть вариант перехода на обычную программу.

3. Степень самостоятельности. Выполнять задания ребёнок должен самостоятельно, после неудачных попыток может просить о помощи взрослого. Многие взрослые начинают помогать с самого начала – и это большая ошибка. Ребёнок быстро привыкает к такому варианту подготовки домашнего задания и в дальнейшем ему будет сложнее выполнять его самостоятельно.

4. Удовлетворённость отношений с учителем и одноклассниками. Это один из основных признаков. Если у ребёнка сложились гармоничные отношения с учителем и одноклассниками, процесс адаптации будет проходить с наименьшими затратами.

 

. . . . . . .