Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Дискуссия как способ организации совместной деятельности студентов

Дата публикации: 2023-10-16 15:19:04
Статью разместил(а):
Миронова Наталья Анатольевна

Дискуссия как способ организации совместной деятельности студентов

Discussion as a way of organizing students' joint activities

 

Автор: Миронова Наталья Анатольевна

БГПУ им. Акмуллы, г. Уфа, Россия

e-mail: mironova.net@mail.ru

Natalia Anatolyevna Mironova

BSPU named after Akmulla, Ufa, Russia

e-mail: mironova.net@mail.ru

 

Аннотация: Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании будущего специалиста. Дискуссия обеспечивает активное включение студентов в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия. Дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и целостно — ориентирующей деятельности студентов в других технологиях и методах обучения: социально-психологическом тренинге, деловых играх, анализе производственных ситуаций и решений производственных задач.

Abstract: Discussion is one of the most effective technologies of group interaction, which has special opportunities in training, development and education of a future specialist. The discussion ensures the active involvement of students in the search for truth; creates conditions for them to openly express their thoughts, positions, attitudes to the topic under discussion and has a special opportunity to influence the attitudes of its participants in the process of group interaction. Discussion can be considered as a method of interactive learning and as a special technology. As a method, the discussion is actively used to organize intensive mental and holistic orientation activities of students in other technologies and teaching methods: socio—psychological training, business games, analysis of production situations and solutions to production tasks.

Ключевые слова: дискуссия, мозговой штурм, анализ ситуации.         

Keywords: discussion, brainstorming, situation analysis.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Рассмотрим такой вид работы как дискуссия. Дискуссия является основным способом организации совместной деятельности в группе для принятия решений путём обсуждения каких-либо вопросов или проблем.

Исследователь Т.В. Шакирова отмечает, что главная цель дискуссии заключается в том, чтобы научить студентов слушать и внимательно воспринимать информацию, а также формулировать свои мысли и высказывать аргументированные и последовательные доводы.

Темы для дискуссии должны быть интересны студентам, и они могут быть как связанные с их специальностью, так и совершенно незнакомые для них. Дискуссия является одной из наиболее эффективных методов групповой работы, обладающей специфическими возможностями в образовательном процессе и развитии будущих специалистов. Дискуссия позволяет активно вовлечь студентов в поиск истины, создать условия для открытого выражения своих мыслей и отношений к обсуждаемой теме, а также оказать влияние на взгляды и установки участников группы.

Дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию. Кроме того, дискуссия сама включает другие методы и приёмы обучения, такие как "мозговой штурм" и "анализ ситуаций".

Дискуссия имеет обучающий эффект, так как студенты получают разнообразную информацию от других участников, могут продемонстрировать и развить свои знания и умения, проверить и уточнить свои представления на основе совместного решения образовательных и профессиональных задач.

Развивающая функция дискуссии связана с развитием творческого мышления студентов, их способности анализировать информацию и аргументированно выстраивать свои идеи и точки зрения, а также повышением коммуникативной активности и эмоциональной вовлеченности студентов в учебный процесс. Для эффективного проведения дискуссии необходимо обеспечить информированность и готовность студентов, дать возможность использовать различные источники для аргументации своих взглядов, соблюдать правила взаимодействия и участия в дискуссии, а также привлечь каждого участника к обсуждению и поиску решений.

Дискуссия является одним из самых известных методов активного обучения и использовалась уже в Древней Греции в гимназиях и академиях. Понимание важности дискуссии для развития участников группы возникло в 30-х годах XX века благодаря работам Жана Пиаже, который показал, как дискуссия среди сверстников помогает детям избавиться от эгоцентрического мышления и научиться учитывать точку зрения других. В дальнейшем изучении механизмов дискуссии в группах было показано, что дискуссия стимулирует мотивацию и уделяет больше внимания участникам при принятии решений.

Дискуссия может быть использована для обсуждения как специализированных, управленческих и научно-технических проблем, так и межличностных отношений в группе. В этом случае обсуждение групповых взаимодействий помогает участникам лучше понять особенности групповой динамики на практике.

Дискуссионные методы - вид групповых методов активного обучения, основанных на общении участников в процессе решения ими учебных задач. Синонимы к слову «дискуссия» - спор, дебаты, беседа, прения, обсуждение, обмен мнениями, диспут, полемика. Все названные понятия характеризуют дискуссию как форму общения. В педагогическом смысле – это метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений учащимися.

Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию участников в решение обсуждаемых проблем. Дальнейшее изучение механизмов групповой дискуссии показало целесообразность ее применения для активизации межличностных процессов в творческой, управленческой, учебной и других видах деятельности.

В области педагогики все более активно используется дискуссия как метод развития критического мышления учащихся, формирования коммуникативной и дискуссионной культуры, а также для стимулирования активности учащихся. В процессе обсуждения проблем происходит формирование ценностных ориентиров.

Применение дискуссионных методов помогает частично или полностью решить следующие задачи:

- Осознание участниками своих мнений, суждений и оценок по обсуждаемому вопросу;

- Формирование навыка говорить кратко и по существу;

- Развитие умения принимать критические замечания в свой адрес;

- Развитие умения работать в группе с единомышленниками;

- Развитие умения выступать публично, защищая свою точку зрения;

- Развитие самостоятельного мышления учащихся, которое включает знание и учет различных, иногда противоположных точек зрения, отказ от догматизма (идеи о превосходстве какой-либо концепции);

- Выработка уважительного отношения к мнению и позиции оппонентов;

- Развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, включая точки зрения оппонентов;

- Развитие умения формулировать вопросы и оценивающие суждения, слушать без перебивания и вести полемику;

- Способность генерировать множество решений.

Поэтому дискуссионные методы все чаще используются и было установлено, что эффективность дискуссии значительно превышается при соблюдении правил коммуникации, которые могут меняться в зависимости от задачи и формы дискуссии.

М.В. Кларин Энкельманн предлагает следующий перечень правил ведения дискуссии:

  1. Каждое высказывание должно быть подкреплено фактами.
  2. Дискуссия предполагает деловой обмен мнениями, где каждый должен стремится высказать свое мнение.
  3. Выступления должны проходить организованно, только с разрешения ведущего, перепалка не допускается.
  4. Все высказывания подлежат анализу, и высказываться относительно чужой речи необходимо только с твердой уверенностью что все по делу.
  5. В ходе обсуждения не допустимо переходить на личности.
  6. При высказывании своего мнения, которое может не совпадать с большинством, необходимо сохранять спокойствие, основываясь на том, что все люди разные.
  7. Говорить стоит кратко, избегая длинных речей и только по теме избегая пустых разговоров.
  8. Поведение должно быть корректным, не допуская недовольства в адрес аппонента.

Формы групповой дискуссии можно классифицировать по различным критериям.

Так по степени стуктурированности выделяют:

- структурированные дискуссии, в которых четко задается тема, вопросы для обсуждения, очередность высказываний, регламентируется время;

- неструктурированные, в которых тему выбирают сами ученики, обсуждение ведется свободно, ведущий играет пассивную роль, время формально не ограничено.

По предмету обсуждения дискуссии делятся на: 

1. Тематические – в которых обсуждаются значимые для всех участников группы проблемы (например, «Как управлять деньгами?», «Конфликт- зло или благо» и т.д.);

2. Биографические – ориентированы на прошлый опыт участников; такая дискуссия предполагает обсуждение истории отдельных эпизодов и событий, проблем, конфликтов и т.д.

3. Интеракционные – материалом которых служит структура и содержание взаимоотношений между участниками группы; анализируются особенности межличностного взаимодействия в группе и ситуаций, возникающих в ходе группового процесса.

Еще одним критерием классификации методов выступает форма организации дискуссии. Согласно этому признаку, можно выделить множество видов дискуссий. Перечислим некоторые из них:

  1. Прогрессивная дискуссия, целью которой является групповое решение проблемы. Проводится следующим образом: после предъявления проблемы, участникам предлагается выдвигать идеи о путях ее решения, которые фиксируются на доске или бумаге, затем каждый вариант обсуждается, после чего выбирается самое оптимальное решение.
  2. Метод эстафеты. Выступление участников организуется по принципу эстафеты: высказался- передай слово другому. Довольно часто в дискуссиях построенных таким образом используется «эстафетная палочка», роль которой может играть любой предмет. Часто этот метод используется на начальной стадии развития группы социально-психологического тренинга, он позволяет структурировать дискуссию, снизить тревогу, высказаться всем членам группы юридический.
  3. Дискуссия – соревнование. Все участники делятся на команды. Выбирается жюри, определяющее критерии оценивания предлагаемых решений: глубина решения, его доказательность, логичность, четкость, адекватность поставленной цели. Согласовывается тема и система баллов. Вести дискуссию в данном случае сам ведущий. В конце жюри объявляет результаты, комментирует их.
  4. Свободная дискуссия. Отличается минимальной регламентацией действий участников, каждый выступает, исходя из собственной позиции, и выражает исключительно свое мнение. Время и срок выступления не ограничены. Ведущий только направляет обсуждение, побуждая участников высказываться открыто. Подобный обмен мнениями приводит к высокой эмоциональной вовлеченности участников. Тема для такой дискуссии подбирается полезная для личностного и профессионального рост. В заключение ведущий подводит итоги о том, какие вопросы удалось обсудит, благодарит участников за активную работу.
  5. Направленная дискуссия. В отличии от свободной здесь назначаются так называемые спикеры (их может быть до 5-6 чел.), чья позиция заранее известна. Она может представлять точку зрения целой группы (профессионального сообщества, партии и т.д.). Очередность и время выступления спикеров устанавливается регламентом. Выступление начинается со спикера, продолжиться может полемикой или общей дискуссией. Подведение итогов направленной дискуссии предполагает краткое обозначение ведущим всех представленных спикерами позиций, оценку хода полемики, разгоревшейся между участниками, выявившиеся сходство или различие, преимущества и недостатки каждой из заявленных точек зрения или подходов к решению вопроса.
  6. Дебаты, Обсуждение в этом виде дискуссии строится вокруг темы с неоднозначным решением (например: национальный и т.д.) Участники делятся на 2-3 группы (по желанию или результатам жеребьёвки), представляющие противоположные точки зрения. Затем каждая команда представляет свою позицию, отвечает на вопросы оппонентов, выдвигает аргументы. В заключении подводятся итоги дискуссии.

Этот список не является исчерпывающим. Помимо перечисленных существуют более формализованные виды групповых дискуссии: учебная и ролевая, брейсторминг (мозговая атака, мозговой штурм), анализ конкретных ситуация, метод круглого стола и др. Остановимся на некоторых из них более подробно.

Учебная дискуссия.

Это вид дискуссии, предметом обсуждения которой является определенный аспект изучаемого материала (например, сравнение теоретических подходов к одному вопросу, анализ механизмов какого либо явления, вероятность разрешения актуальных проблем, стоящих перед современной наукой, возможности прикладного использования некоторых теоретических положений, выводов и др.).

Учебная дискуссия достаточно формализована, ее применение в учебном процессе чаще всего требует серьезной предварительной подготовки со стороны участников, самостоятельного изучения проблем (учебники, монографии, научные статьи, ресурсы интернета).

В ходе учебной дискуссии предусматривается разрешение учебной проблемы, осуществляемое в условиях контроля и со стороны ведущего, и самих участников дискуссии. Характер обсуждения проблемы, способов поведения, сложившихся в ходе процесса, также могут быть подвергнуты анализу.

Цели учебной дискуссии:

- освоение нового материала, систематизация имеющихся знаний, формирование собственной позиции к изучаемому материалу;

- овладение логическим анализом, умением формулировать проблему, аргументировать, выделять важное и второстепенное и на основе этого приходить к правильным выводам;

- освоение социальных способов общения, что предполагает слушать и понимать собеседника.

Процедура проведения дискуссии на учебном занятии включает 3 этапа.

Перый вступительный – помимо обозначения темы, основных вопросов и цели занятия, в обязательном порядке предусматривает постановку проблемы.

Второй - основной - включает обсуждение проблемы.

На заключительном этапе проводится анализ хода дискуссии.

Рекомендации ведущему учебной дискуссии:

- учебная дискуссия не гарантирует от ошибок и заблуждений обучающихся;

- не навязывать порядок дискуссии, который является правильным с точки зрения преподавателя, но в тоже время нужно следить за тем, чтобы дискуссия велась в рамках заявленной темы и предложенных к обсуждению вопросов;

- старайтесь «уходить» от многословного обсуждения маловажных вопросов;

- подкрепляйте теоретические идеи иллюстрациями их возможностей прикладного использования, «практичности»;

- несмотря на то, то руководителю дискуссии известны содержание обсуждаемых явлений, пути решения проблем, он не должен прямо обнаруживать это знание; целесообразнее задавать вопросы, делать отдельные замечания, уточнять основные положения докладчика, фиксировать противоречия суждениях и т.п.

Ролевая дискуссия.

Ролевая дискуссия – это вид дискуссии, в котором обсуждение участниками предложенной темы происходит в соответствии с выбранной (или назначенной) ролью, а не собственной позицией.

При проведении ролевой дискуссии акцент смещается с решения обозначенной проблемы или нахождения единого мнения по обсуждаемым вопросам на развитие коммуникативных умений через разыгрывание предложенных ролей.

Участники могут выбирать роли по желанию или их распределение может быть организовано по жребию, или руководитель сам решает, кому какую роль целесообразнее поручить

В последнем случае ведущий может руководствоваться как сходством роли с жизненной позицией члена группы, так и ее различием. В первом случае это позволяет участнику осознать свои стереотипы в поведении, во втором - попробовать себя в новой непривычной роли, расширить ролевой репертуар поведения, развить необходимые коммуникативные навыки.

Ситуация самостоятельного выбора ролей участниками может быть использована руководителем для диагностики как процессов групповой динамики (выявляются лидеры и исполнители других типичных функций), так и индивидуальных достижений участников группы.

Можно использовать следующие роли: ведущий, оппонент, логик, психологи, эксперт.

Ведущий получает все полномочия по организации дискуссии, поручает кому-нибудь из членов группы сделать доклад о проблеме, руководит ходом обсуждения, следит за аргументированностью доказательств и опровержений, строгостью использования понятий и терминов, корректностью отношений и т.д.

Оппонент должен найти уязвимые места или ошибки и предложить свой собственный вариант решения.

Логик выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждениях докладчика и оппонентов, уточняет определения понятий, анализирует ход доказательств и опровержений, правомерность выдвижения гипотез и т.д.

Психолог отвечает за организацию продуктивного общения и взаимодействия, не допускает превращения дискуссии в конфликт, сглаживая резкие мнения.

Эксперт оценивает продуктивность всей дискуссии, дает характеристику хода общения участников дискуссии и т.д.

В многочисленной группе возможен вариант введения любых дополнительных ролевых позиций, если это оправдано целями и содержанием дискуссии.

Ценность данного варианта дискуссии заключается в том, что он наглядно показывает участникам процессы групповой динамики, механизмы «навязывания» ролей.

Круглый стол.

Это вид дискуссии, применяемый для обсуждения сложных многоаспектных проблем с участием приглашенных ведущих специалистов, располагающихся за столом по кругу.

Этот вариант дискуссии получил свое название благодаря пространственной организации: участники рассаживаются за круглым столом или несколько столов расставляют кругом. Такое расположение создает менее формальную обстановку, возможность для личного включения каждого в общение, повышает мотивацию участников, включает невербальные средства общения, способствует возрастанию общения, способствует возрастанию активности, увеличению количества высказываний.

Но все-таки главной и отличительной чертой этой дискуссии является приглашение на нее специалистов разного профиля, компетентных в данной теме.

Целью использования метода круглого стола является всестороннее глубокое рассмотрение актуальных проблем путем ее свободного группового обсуждения.

Рассматриваемые темы обычно носят междисциплинарный характер.

Проведение круглого стола требует серьезной подготовительной работы как со стороны ведущего, так и со стороны участников, в т.ч. приглашенных гостей.

Ведущий намечает тему обсуждения, вопросы, подлежащие рассмотрению, регламент встречи, порядок выступлений; связывается со специалистами, компетентными в данных вопросах, согласовывает с ними тему их выступления, его краткое содержание, отведенное на это время, доводит до них регламент всей встречи, его цели и задачи, предполагаемый результат. При необходимости руководитель дает задания обучаемым подготовить сообщения по одному из вопросов круглого стола. Если по результатам дискуссии планируется принять общее решение, ведущий готовит его проект.

В настоящее время метод круглого стола широко применятся при проведении научных конференций, симпозиумов, обучающих семинаров, а также в процессе подготовки межведомственных проектов, программ по решению актуальных социальных вопросов.

 

. . . . . . .