Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Информационно-коммуникативные технологии в проектной деятельности обучающихся

Дата публикации: 2022-12-18 01:30:54
Статью разместил(а):
Тищенко Лариса Михайловна

Информационно-коммуникативные технологии в проектной деятельности обучающихся

Information and communication technologies in the project activities of students

 

Авторы:

Тищенко Лариса Михайловна

МОУ "Разуменская СОШ № 1", пгт. Разумное, Белгородская область, Россия

e-mail: tichshenko@inbox.ru

Tishchenko Larisa Mikhailovna

Razumenskaya secondary school № 1, Razumnoe, Belgorod region, Russia

e-mail: tichshenko@inbox.ru

Капустина Ольга Николаевна

МОУ "Разуменская СОШ № 1", пгт. Разумное, Белгородская область, Россия

e-mail: vermenskaya.olga@mail.ru

Kapustina Olga Nikolaevna

Razumenskaya secondary school № 1, Razumnoe, Belgorod region, Russia

e-mail: vermenskaya.olga@mail.ru

 

Аннотация: В этой статье авторы пишут о том, что перед школой стоят новые задачи, одна из которых научить применять полученные знания и умения на практике и в повседневной жизни, создавать условия для всестороннего развития личности. «Проект» в рамках образовательной деятельности - это особое эффективное действие, которое дает ребенку возможность действовать самостоятельно и получать результат. Информационно-коммуникационные технологии в проектном обучении повышают эффективность объяснения и качество технологии обучения.

Abstract: In this article, the authors write that the school faces new challenges, one of which is to teach how to apply the acquired knowledge and skills in practice and in everyday life, to create conditions for the comprehensive development of the individual. A "project" within the framework of educational activities is a special effective action that gives the child the opportunity to act independently and get results. Information and communication technologies in project-based learning increase the effectiveness of explanation and the quality of learning technology.

Ключевые слова: проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, командная работа.

Keywords: project activity, information and communication technologies, teamwork.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Актуальность данной темы обусловлена тем, что постоянные изменения в системе образования и формирование информационного общества поставили перед школой новые задачи. Роль школы в решении этих задач определена в современных образовательных стандартах и примерных программах основного общего и среднего (полного) общего образования по всем учебным предметам. Сегодня педагог призван не только формировать у обучающихся системные знания, но и научить применять полученные знания и умения на практике и в повседневной жизни, создавать условия для всестороннего развития личности. Для успешного решения задач модернизации технологии обучения необходимы новые подходы к совершенствованию методов преподавания. В то же время образовательная система должна быть интегрирована в новое информационно-коммуникационное пространство, которым является Интернет.

Одним из вариантов комплексного решения задач в современном школьном образовании являются образовательные проекты на уроках с использованием ИКТ, позволяющие развивать у учащихся умение осуществлять практическую деятельность – умение определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты. Проектная технология обучения основана на активном участии учащихся в комплексных проектах, обеспечивающих их развитие и позволяющих применять полученные знания и умения. Темы ученических проектов должны быть тесно связаны с предметным содержанием, так как визуальное и образное мышление, любознательность, интерес к окружающему миру побуждают обучающихся выбирать тему исходя из конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.

Задача проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию для включения в самостоятельную работу, должна находиться в сфере познавательных интересов ребенка. ФГОС второго поколения ставит задачу при обучении работе над проектом сформировать компетенции обучающихся: научить формулировать цель, принимать решения, быть коммуникативным, заниматься проектной деятельностью и достигать поставленной цели.

«Проект» в рамках образовательной деятельности - это особое эффективное действие, которое дает ребенку возможность действовать самостоятельно и получать результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практике. Для достижения этого результата необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия различных решений, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Таким образом, проектный метод предполагает:

- связь обучения с жизнью;

- развитие самостоятельности и активности детей в процессе обучения;

- развитие способности адаптироваться к действительности;

- умение общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности.

Проектная деятельность - это всегда четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии и в то же время достаточная свобода творчества школьника.

Преподавателю необходимо организовать выполнение плана, правил, инструкций и в то же время помочь   обучающимся реализовать свою творческую индивидуальность в работе, применить навыки и знания, полученные на занятиях.

Идея проекта возникает в рамках учебной деятельности как логическое завершение учебной темы, но, в то же время, имея практическую направленность, она выходит за рамки учебного процесса и является значимой для обучающегося. Это позволяет мотивировать обучающихся к созданию проекта и достижению положительного результата.

 Проектный метод призван развивать мышление, закреплять навыки, социализировать учеников и в определенной степени получать новые знания. Это также будет способствовать развитию творческой личности обучающихся, готовых к восприятию нового в системе образования.

В проектном обучении обучающиеся используют знания из различных дисциплин для выполнения заданий.

Практически в любом проекте школьники выполняют задания, подразумевающие взаимосвязь различных предметов.

Информационно-коммуникационные технологии в проектном обучении повышают эффективность объяснения и качество технологии обучения, так как позволяют использовать различные подходы и методы обучения, которые были бы невозможны без ИК-технологий:

- совместная работа с помощью компьютера;

- поиск информации в интернете;

- использование различных дополнительных учебных пособий;

- письменные задания на основе электронной обработки текста;

- практические занятия по конкретным темам и обучение с использованием компьютера.

 Для подготовки к занятиям по современным технологиям учителя могут использовать следующие компьютерные программы: Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Publisher, различные интернет-ресурсы, позволяющие реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и обеспечить более детальное изучение с учетом способностей детей, их уровня подготовки, интересов и т.д.

Использование проектной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе при обучении обеспечивает личностное и психическое развитие ребенка в нескольких направлениях.

Командная работа. В проектной деятельности возможно выполнение групповых заданий для школьников с использованием ИКТ. В проектном обучении обучающиеся используют знания из различных дисциплин для выполнения заданий. Практически в любом проекте обучающиеся выполняют задания, подразумевающие работу в группах, что влияет на повышение сотрудничества, как между обучающимися, так и между школьниками и преподавателями.

Активное участие в обучении. Проектное обучение стимулирует обучающихся к решению сложных реальных задач. Школьники исследуют, делают выводы, анализируют и обобщают информацию, принимают обоснованное решение. Они все больше стремятся приобрести практические навыки. Проектное обучение признает, что внутреннее желание учиться, способность выполнять важную работу и необходимость оценки играют важную роль в их обучении. Право выбора, наряду со способностью контролировать процесс и сотрудничество с одноклассниками, также повышает мотивацию обучения.

Целостное развитие. Специализированные проекты в области ИКТ обеспечивают всестороннее развитие детей. При обучении на основе проектов учащиеся усваивают информацию и отображают знания так же, как это делают взрослые. Надежность и реалистичность обучения проявляется, например, когда обучающиеся, выполняя задание по подготовке журнальной статьи, разрабатывают проекты, создают буклеты, продукты, экспонаты, которые впоследствии могут быть опубликованы на школьных, муниципальных, федеральных сайтах, в прессе. Школьники получают удовольствие от обучения на основе проектов, также такая форма работы позволяет обучающимся, у которых есть проблемы в обучении, успешно работать над отдельным проектом, что положительно влияет на его самооценку и повышает мотивацию к обучению.

В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий оправдывает себя во всех отношениях: повышает качество знаний; способствует развитию ребенка в целом; помогает преодолевать трудности; приносит радость в жизнь ребенка; позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития; создает благоприятные условия для лучшего понимания преподавателем и учащимися, а главное – способствует развитию творческих личностей, готовых воспринимать новое в системе технологического образования.

 

Список литературы:

1. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. М.: Пед. Общество России, 2016. 147с.

2. Зуев А.М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41.

3. Комиссарова О.А. Оптимизация учебного процесса на основе метода проектов // Среднее профессиональное образование. – 2013. - № 2. – С. 15-18.

4. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2016 – с.3.

 

. . . . . . .