Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средством аудиосказки

Дата публикации: 2022-06-12 20:41:23
Статью разместил(а):
Боброва Алёна Сергеевна

Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средством аудиосказки

The development of coherent speech in preschoolers with general underdevelopment of speech by means of an audio fairy tale

Авторы:

Городилова Светлана Александровна 

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия

e-mail: sa_gorodilova@vyatsu.ru

Gorodilova Svetlana Aleksandrovna

PhD of psychological sciences, Vyatka State University, Kirov, Russia

e-mail: sa_gorodilova@vyatsu.ru

Боброва Алёна Сергеевна

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия

e-mail: stud107977@vyatsu.ru

Bobrova Alena Sergeevna

PhD of psychological sciences, Vyatka State University, Kirov, Russia

e-mail: stud107977@vyatsu.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме развития связной речи у дошкольников с ОНР, поскольку ее недоразвитие в дальнейшем может привести к школьной неуспеваемости. В статье представлены результаты педагогического эксперимента по разработке, апробации и оценке эффективности комплекса занятий по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи средствами аудиосказки. По результатам диагностики по методике В.П. Глухова у 50% дошкольников с общим недоразвитием речи выявлен низкий уровень развития связной речи, что требует обязательной логопедической работы. Нами разработан комплекс занятий по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами аудиосказки. По результатам контрольного эксперимента доказана эффективность разработанного комплекса занятий отмечена значительная динамика развития фразовой, диалогической и монологической связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Материалы исследования могут быть использованы логопедами для реализации работы по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Annotation: The article is devoted to the actual problem of the development of coherent speech in preschoolers with OHP, since its underdevelopment in the future can lead to school failure. The article presents the results of a pedagogical experiment on the development, testing and evaluation of the effectiveness of a set of classes for the development of coherent speech of preschoolers with general underdevelopment of speech by means of an audio fairy tale. According to the results of diagnostics according to the method of V.P. Glukhov, 50% of preschool children with general underdevelopment of speech revealed a low level of development of coherent speech, which requires mandatory speech therapy. We have developed a set of classes for the development of coherent speech in preschoolers with general speech underdevelopment using audio fairy tales. Based on the results of the control experiment, the effectiveness of the developed set of classes was proved, a significant dynamic in the development of phrasal, dialogic and monologue coherent speech of preschool children with general underdevelopment of speech was noted. The research materials can be used by speech therapists to implement work on the development of coherent speech in preschoolers with general underdevelopment of speech.

Ключевые слова: связная речь, общее недоразвитие речи, аудиосказка, комплекс заданий, дошкольный возраст.

Keywords: coherent speech, general underdevelopment of speech, audio fairy tale, set of tasks, preschool age. 

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Речь – одна из ведущих психических функций человека. Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития человека, усвоение им грамоты и чтения. Именно поэтому так необходимо с детства заботиться о формировании речи ребёнка, следить за её чистотой, заранее исправляя все недостатки и недочёты ее развития [4].

Результативное обучение детей в школе во многом зависит от того, насколько хорошо у них сформированы навыки связного речевого высказывания. Исходя из этого можно сделать вывод, что проблема недоразвития связной речи является достаточно актуальной. Дети начинают испытывать трудности в грамматически правильном, последовательном изложении своих мыслей. Для них становится проблемой запоминание текстов и их дальнейшее пересказывание.  

Исследователи выделяют такие нарушения связной речи, как: последовательность, связность, логичность и правильность. В психологии связная речь рассматривается учеными как продукт речемыслительной деятельности, находящийся в тесной взаимосвязи основных психических процессов: восприятие, мышление, память, воображение. Р. Р. Валеева отмечает, что: «Если у ребенка отсутствует связная речь, то все это может негативно сказываться на его речемыслительной деятельности, а также препятствовать получению общеобразовательных знаний» [1].

Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, что указывает на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности [2]. Как отмечает Р. Е. Левина, на фоне относительно развернутой речи у детей с ОНР наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению [3].

Существует ряд научных трудов, описывающих методику развития речи дошкольников (В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Е.И. Тихеева, Т.А. Ткаченко и др.) с применением традиционных средств, однако встречается мало информации по применению инновационных средств, в том числе аудиосказок для развития связной речи у дошкольников, что подтверждает актуальность исследования. Всё вышесказанное позволяет определить цель исследования – разработка, апробация и оценка эффективности комплекса занятий с использованием аудиосказки для развития связной речи у дошкольников с ОНР.

На основании анализа данной проблемы нами было проведено эмпирическое исследование в целях определения состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР, которое проходило на базе МКДОУ «Детский сад № 211 г. Кирова». В эксперименте приняли участие 12 дошкольников с общим недоразвитием речи. Диагностика была проведена по методике В. П. Глухова. В целях комплексного исследования связной речи детей нами использовалась серия заданий, которая включает:

1. Задания на обследование уровня развития фразовой речи:

- составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;

- выявление умения описать картинку фразой.

2. Задания на определение уровня развития диалогической речи:

- выявление умения составлять рассказ-описание картинки;

- выявление умения составлять распространенные предложения.

3. Задания, направленные на обследование уровня развития монологической речи:

- составление рассказа по серии сюжетных картинок;

- найти лишнюю картинку из серии сюжетных картинок и составить рассказ;

- пересказ текста и ответить на вопросы после него;

- сочинение рассказа на основе личного опыта. 

Для оценки выполнения заданий была применена 4-балльная система. При обработке данных баллы суммировались по каждому заданию, группе заданий и методике в целом. Полученное абсолютное значение переводилось в проценты. Балловой системой определялся уровень развития каждого компонента связной речи (высокий, средний и низкий). 

Проведя диагностику исходного уровня развития компонентов связной речи, было выявлено, что развитие фразовой речи находится на среднем уровне: высокий – 58%, средний – 42%. Уровень диалогической речи преимущественно находится на среднем уровне: высокий – 8%, средний – 67%, низкий – 25%. Монологическая речь находится в основном на низком уровне: средний – 33%, низкий – 67%, высокий уровень не выявлен. Обобщая результаты исследования развития компонентов связной речи, мы установили, что у 17% дошкольников с ОНР диагностирован высокий, у 33% – средний и у 50% – низкий уровень развития связной речи. У обследуемых детей наименее развита монологическая речь. Речь характеризуется нарушениями фразовых высказываний, нарушениями последовательности слов в предложениях, наличием аграмматизмов, присутствуют трудности в построении монолога и диалога, речь скудна и однообразна. Проведенное исследование показывает необходимость в проведение обязательной логопедической работы по развитию связной речи у дошкольников с ОНР.   

Нами был разработан комплекс занятий, направленный на развитие фразовой, диалогической и монологической речи у дошкольников с ОНР. Комплекс был разработан на основе таких принципов как: гуманность; целенаправленность педагогического процесса; уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; единство диагностики и коррекции; последовательность, доступность, наглядность, сознательность и активность; постепенное повышение требований. В комплексе использовались наглядные, словесные и практические методы, в качестве основного средства работы была использована аудосказка.  

Логопедическая работа проводилась с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в виде групповых занятий из 12 детей. На работу отводится 20–30 минут, 2 раза в неделю. На этапе формирующего эксперимента нами был разработан комплекс занятий, включающий в себя 15 аудиосказок. Был составлен календарно-тематический план занятий по развитию связной речи средством аудиосказки, представленный в таблице 1.

Таблица 1. Календарно-тематическое планирование занятий по развитию связной речи средством аудиосказки.

Тематика

Название

1

«Дружба»

Русская-народная сказка «Как собака друга искала»,

М. Пляцковский «Урок дружбы»

2

«Посуда»

С. Кошенскова «Однажды на кухне», японская народная сказка «Заколдованная чашка»

3

«Моя семья»

В. Валентина «Урожай», С. Маршак «Ежи»

4

«Транспорт»

Д. Биссет «Про малютку-автобус, который боялся темноты», Т. Крюкова «Паровозик Пых»

5

«Женский день»

К. Демидова «Про уставшую маму»

6

«Весна»

С. Козлов «Необыкновенная весна», В.Г. Сутеев «Чучелко» 

7

«Домашние животные»

Н. Абрамцева «Котёнок и кактус»,

русская-народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

8

«Животные жарких стран»

Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок»,

Г. Цыферов «Разноцветный жираф»

Общая структура занятий включала следующие элементы:

I. Организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений.

Цель подготовительных упражнений – организовать внимание детей, подготовить их к восприятию сказок. Вводная беседа настраивает детей на восприятие произведения, уточняет их представления о предмете речевого высказывания.

Ход работы: отгадывание загадок о персонажах произведения; вводная беседа с демонстрацией соответствующих картинок. Нами практиковалось рассматривание художественных иллюстраций, что создает особый эмоциональный настрой, способствующий более глубокому пониманию ребенка содержания текста.

II. Основная часть.

Цель – развитие связной речи и ее компонентов таких как монолог, диалог и фраза. Так же развитие внимания, мышления, воображения, памяти.

Ход работы: были определены 4 направления развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи:

–  развитие навыков составления и формулирования развернутых предложений (ответы на вопросы после прослушивания аудиосказок);

развития навыка составления пересказа по прослушанной аудиосказке;

– развитие навыка монологической речи, придумывание окончания рассказа по заданному началу (ребёнку предлагалось самостоятельно придумать продолжение сказки). 

Также в процессе работы 5 минут уделялось физкультминутке, так как у детей снижается концентрация внимания и они начинают уставать.

III. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Ребёнку предлагалось еще одно упражнение для:

развитие навыка ребёнка самостоятельно составлять развернутые предложения по своему отношению к прослушанной аудиосказке.

Для оценки эффективности комплекса занятий с использованием аудиосказки для развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи нами был проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.  Использование разработанного нами комплекса заданий показало, что:

при исследовании фразовой речи: количество детей с высоким уровнем возросло на 25%, со средним – наоборот понизилось на 25%, а низкий уровень не был выявлен; 

при исследовании диалогической речи: количество детей с высоким уровнем возросло на 42%, со средним – понизилось на 17%, а низкий не был диагностирован;

при исследовании монологической речи: количество детей с высоким возросло на 25%, со средним – повысилось на 34%, с низким – понизилось на 59%.   

Многие дети продемонстрировали хороший уровень развития навыка самостоятельного составления пересказа по прослушанной аудиосказке, полностью передав содержание текста, соблюдая последовательность изложения. Также стоит отметить, что после формирующего эксперимента дошкольники показали хороший уровень развития умения составить рассказ-описание, самостоятельно составлять развёрнутые предложения, следовательно в рассказах детей были отражены все основные признаки предмета и соблюдалась логическая последовательность повествования.

В процессе реализации логопедической работы было отмечено, что использование средств аудиосказки стимулирует развитие связной речи, создает благоприятный эмоциональный фон, повышает речевую активность ребенка. С помощью средств аудиосказки у детей существенно увеличился словарный запас, высказывания стали связны, предложения стали правильно строиться. Данные свидетельствуют о том, что активность и успешность выполнения заданий у дошкольников с общим недоразвитием речи на контрольном этапе улучшились.  

В результате проведенного исследования было выявлено, что разработанный нами комплекс эффективен, а упражнения с использованием аудиосказки способствовали развитию фразовой, диалогической и монологической речи у дошкольников с ОНР, вызвало у детей мотивацию к дальнейшей работе на занятиях, повысило их интерес к сказкам как к средству интерактивного общения.

Разработанный нами комплекс занятий для развития связной речи средствами аудиосказки позволил не только количественно, но и качественно изменить уровень развития связной речи детей дошкольного возраста с ОНР.

 

Литература:

1. Валеева Р. Р. Особенности развития связной речи у детей в норме и при ОНР. / Р.Р. Валеева. – Текст: электронный // Концепт – 2018. – С. 156–161.

2. Волосовец Т.В. Речевое развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии / Т.В. Волосовец, О.С. Ушакова – Москва: Русское слово, 2015. – 200 с.

3. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. Педагогические советы родителям. / Р.Е. Левина. – Москва: Изд-во АСТ, Сталкер, 2008. – 288 с.

4. Коренева Е.А. Значение ранней диагностики в реабилитации детей с речевыми нарушениями / Е.А. Коренева. – Текст: электронный // Сборник научных трудов. – 2013. –  58-61 с. – № 09.35/13.

  

. . . . . . .